Молочная война. Почему Украина сняла эмбарго с Беларуси
Фото: EPA
Через два месяца после введения эмбарго на белорусскую молочную продукцию Госветфитослужба Украины приняла решение снять запрет для нескольких предприятий. Поводом для санкций украинские ветеринары указали наличие в белорусской молочке остатков антибиотиков. Возможно, белорусы учли свои ошибки и исправились. Однако это не единственная версия.

Решение снять запрет на импорт белорусской молочной продукции могло быть принято в ответ на снятие белорусами ограничений на поставки украинского пива, считает Василий Винтоняк, директор консалтингового агентства ИнфАгро. Напомним, 4 мая министр экономического развития и торговли Петр Порошенко сообщил, что Беларусь официально открыла рынок для украинских пивоваров.

Еще одна версия - отмена молочного эмбарго стало следствием потепления в отношениях с Россией, говорит заместитель гендиректора Украинской аграрной конфедерации (УАК) Александр Ярославский. Несколько украинских сыроделов уже получили разрешения возобновить поставки в Россию. Однако фактически поставки украинского сыра пока не восстановлены.

Кто хотел, тот покупал

Мартовский запрет на импорт молочки из Беларуси коснулся лишь легальных поставок, говорят эксперты По словам Винтоняка, большая часть белорусской продукции, реализуемой в украинских киосках - это контрабандные поставки, объем которых значительно превышает легальные поставки. А официально ввезенный продукт продается в основном в торговых сетях.

Легального экспорта молочной продукции из Беларуси в Украину в апреле зафиксировано не было, подчеркивает директор ИнфАгро. В марте были поставлены несущественные объемы, которые, скорее сего, находились на таможне на момент введения запрета.

Белорусская молочка присутствовала на украинском рынке и во время запрета, соглашается Ярославский. Однако, по его словам, есть вероятность того, что она была завезена еще до введения санкций, и имела место распродажа запасов. 

Но в мелких торговых точек особых перебоев с поставками не наблюдалось: продавали и молоко, и сметану, и сгущенку. "Как потребитель, если бы я захотел найти белорусское масло, то я нашел бы его во время действия запрета", - добавляет эксперт.

Помогли сбить цены

Растущий импорт молочных продуктов из Беларуси начал представлять угрозу для отечественных производителей. Объемы импорта за I квартал выросли в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 80 до 252 тонн).

Чрезвычайно низкие закупочные цены на молоко (в Беларуси их устанавливает государство, а не переработчики) делает готовый продукт существенно дешевле отечественного. "Наши производители при таком уровне закупочной цены на молоко (в Беларуси, - ред.) не в состоянии конкурировать с импортерами", - отмечает  Александр Ярославский.

Объемы белорусских поставок хоть и не были большими, но психологически украинский рынок на них реагировал, рассказывает Василий Винтоняк. Сам факт присутствия дешевого масла из Беларуси заставлял отечественных производителей опускать цены. В марте, после введения запрета, объем производства украинского масла увеличился на 1,3 тыс. тонн (+26% к марту прошлого года и +35,4% - к февралю).

Однако в  целом снятие запрета на ввоз белорусской молочки для украинского рынка особой погоды не делает. Объем поставляемой в страну белорусской продукции слишком мал, чтобы представлять какую-либо угрозу для украинских производителей, считает Винтоняк.  Отсутствие белорусских молочных продуктов в крупной рознице скорее создавал неудобства для потребителя.

Беларусь отделалась испугом

Сами белорусы практически не понесли потерь вследствие запрета на импорт в Украину. Выпуск продукции из цельного молока в Беларуси сократился лишь на 1% (данные Белстата). При этом выпкуск продукции из обезжиренного молока вырос на 2%, а молока, сливок и масла сливочного - на 20%, сыров - на 23%.

Большую часть не реализованных объемов удалось направить в Россию. Однако для отдельных предприятий, которые имели контракты, запрет мог нести серьезные последствия, отмечает директор ИнфАгро.

Недополученную белорусскими молочниками за два месяца запрета прибыль эксперты оценивают ориентировочно в $3,3 млн. Расчеты основываются на том, что за 2011 год из Беларуси в Украину было импортировано сгущенного молока на $10 млн., сливочного масла - на $6,2 млн., сыров и йогуртов - на $4 млн., что в целом составляет около $20,2 млн. Таким образом, в месяц белорусы могли потенциально реализовать в Украине молочки на $1,68 млн.

Если же оценивать недополученную белорусами прибыль по стоимости легальных поставок молочных продуктов в феврале этого года (по данным ИнфАгро - почти на $2 млн.), то за два месяца действия запрета они не реализовали продукции примерно на $4 млн.