Снова сыр. Россия вводит новые торговые ограничения
Через четыре с лишним месяца после отмены сырного запрета, Россельхознадзор сообщил о введении с 15 октября временных ограничений на поставки сыра с украинского предприятия Дубномолоко (ТМ Комо). Причина нового запрета - в партии сыра, поступившей с предприятия, были якобы выявлены бактерии группы кишечной палочки. Эксперты уверены: стандарты качества, установленные на предприятии, делают такие грубые ошибки просто невозможными.
Новая торговая война
Россия - крупнейший импортер украинского сыра. За I полугодие 2012 года 90% всего экспорта сыра (или 15 тыс. тонн из 17,6 тыс. тонн) из Украины было поставлено именно в РФ, свидетельствуют данные Kreston GCG. Поэтому новый запрет серьезно насторожил украинских производителей.
Всего несколько месяцев назад завершился длительный сырный конфликт с Россией, который начался в феврале этого года. По требованию северного соседа украинские молочники устранили практически все замечания российских инспекторов, и теперь каждая партия сыра подвергается проверкам в Москве. Подсчитав убытки от введения запрета, украинские сыроделы почти вышли на "довоенные" объемы поставок. Однако Россия, как и предвещали аналитики, снова давит на торговые рычаги.
Попавшее под ограничительные меры Дубномолоко входит в четверку крупнейших украинских поставщиков сыра в Россию, наряду с компаниями Милкиленд, Молочный Альянс и Гадячсыр. Доля Дубномолоко (ТМ Комо) в украинском экспорте твердого сыра в Россию составляла 11% в 2011 году, рассказывает Дарья Головнина, руководитель аналитического отдела Kreston GCG. А за I полугодие 2012 доля компании составила 9,2%. В натуральном выражении предприятие экспортировало в Россию 6,4 тыс. тонн сыра в 2011 году и 1,5 тыс. тонн - за 6 месяцев этого года. Сыры этой компании также экспортируют в Казахстан.
Лишь недавно (в конце мая) Роспотребнадзор разрешил Дубномолоко вместе с еще тремя украинскими сыроделами возобновить поставки продукции в Россию после ограничений, введенных в начале года. Однако, судя по всему, ситуация возвращается на круги своя. К тому же совсем недавно, с 4 октября, Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставки молочной продукции и сыра еще нескольких украинских компаний: ООО Молис, ОДО Глобинский маслозавод, ПАО Бель Шостка Украина, ООО Данон Днепр, ЗАО Лакталис Николаев. Хотя доля названных компаний в структуре экспорта молочной продукции в Россию невелика (порядка 15%), вместе с Дубномолоко она ощутимо увеличивается. Также под ограничения попали три производителя мясных изделий из Украины.
Подробней читайте: Торговая прихоть. Почему Россия отказалась от молока и мяса
Украине, судя по всему, выгоднее пойти на уступки и признать правоту претензий Москвы, чем открыто конфликтовать, умножая потери экспортеров. "Украинское правительство провело собственную проверку и установило, что некоторые сыры не соответствуют необходимому качеству", - говорится в заявлении премьера Николая Азарова. Хотя складывается впечатление, что украинские сыры не соответствуют только российскому качеству.
Откуда микробы
Если кишечная палочка была выявлена только в отдельной партии поставляемой продукции, то принимать решение о запрете ввоза всей продукции компании - абсолютно неправильно, утверждает Богдан Голуб, кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы пищевых продуктов Киевского национального торгово-экономического университета.
Запрет на поставки в таком случае целесообразней вводить лишь на отдельную партию. "Если молоко происходит из сельхозпредприятия с нормальной гигиеной производства, то уровень кишечной палочки там такой, что при пастеризации она инактивируется. А на производство сыра в Украине идет только пастеризованное молоко. Соответственно, потом в сыре, если придерживаться всех норм гигиены производства на перерабатывающем предприятии, ей взяться неоткуда", - утверждает Голуб.
Если бактерия группы кишечной палочки была выявлена в единичной партии, то, скорее всего, она была внесена на стадии транспортировки, возможно, из-за негерметичности упаковки, добавляет Богдан Голуб.
Что будет с ценами
Дубномолоко - действительно крупный, но не основной поставщик сыра в Россию, отмечает президент Ассоциации производителей молока Украины Андрей Дыкун. Поэтому последствия вводимых ограничений для рынка в целом будут практически неощутимы. "Если мы из этого не будем делать много политики, то прекращение поставок одним заводом никак не скажется на уровне цен на молоко на внутреннем рынке", - убежден глава ассоциации. По его словам, незначительное снижение закупочной цены возможно лишь в отдельных регионах, где расположены предприятия компании (Ровенская, Львовская и Житомирская области).
Если переработчики, под шумок возобновления сырной войны, вновь дружно не снизят закупочные цены на молоко, как это произошло весной, то повсеместного падения удастся избежать, считает Дыкун. С ним соглашается заместитель предправления ассоциации "Укрмолпром" Зинаида Карпенко: "Ниже установленного правительством минимального уровня (2,2 грн./л) перерабатывающие предприятия понижать цену не будут".
Несмотря на незначительное сезонное повышение закупочной цены на молоко, ее нынешний уровень (в среднем 2 грн./л от хозяйств населения и 3-3,5 грн. - от агропредприятий) еще не достиг той ценовой планки, которая была перед началом сырного конфликта в январе-феврале (2,5-3 грн./л и более 4 грн./л соответственно).
Вместе с тем, говорит Карпенко, данное решение Россельхознадзора может сильно пошатнуть финансовое положение самой компании. Цены на сыр, произведенный предприятием, могут незначительно снизится, но не обязательно, добавляют эксперты. В Дубномолоко корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ ситуацию с запретом пока не прокомментировали.