На прошлой неделе украинское рекламное сообщество потрясло заявление киевлянина Олега Добровольского. Якобы его образ, на использование которого он не давал согласия, фигурирует в рекламе мобильного оператора Vodafone. Он вывесил в Facebook свое фото на фоне рекламного борда новых роуминговых тарифов оператора, подписав его: "Vodafone украл мое лицо", а в соцсетях предложил распространять созвучный хеш-тэг.
Vodafonе отреагировал не сразу. Лишь спустя три дня обвинения опроверг Александр Смирнов, креативный директор рекламного агентства TABASCO, которое обслуживало оператора. По его словам, Олег Добровольский не принимал участия в кастинге. На роль актера отобрали Максима Белого (на фото ниже, предоставлено TABASCO. -
Ред.).
Добровольский также утверждает, что на кастинге не был, никогда не общался с представителями Vodafonе и не знает, каким образом стал лицом мобильного оператора. "Я никогда не общался ни с представителями компании Vodafone, ни с рекламным агентством, которое проводит для Vodafone рекламную кампанию. Я не подписывал с Vodafone никаких договоров или других документов, не передавал Vodafone своих фотографий, не был уведомлен о том, что мое лицо планируют использовать в рекламе Vodafone. Просто в один прекрасный день вышел на улицу и увидел свое лицо на борде Vodafone", - пишет Добровольский на своей странице в Facebook.
Он обвиняет оператора в том, что Vodafone нарушил законы честного ведения бизнеса и проведения рекламных кампаний. "Я решил восстановить справедливость и заставить Vodafone ответить за свои противозаконные действия", - заявил Добровольский. Как именно киевлянин намерен восстанавливать справедливость, он не уточняет.
Александр Смирнов в свою очередь предоставил фотографии макета и фотосессии Белого, которую можно сравнить с селфи Добровольского. Он утверждает, что разница видна невооруженным взглядом. Такого же мнения и пользователи соцсети, прокомментировавшие пост Добровольского. Аргументов несколько: во-первых, существенные различия в некоторых чертах лица, во-вторых, отсутствие у Добровольского исходника фото, качество которого для публикации на борде должно быть соответствующим.
Слева направо: Олег Добровольский, борд, студийная съемка Максима Белого
Но главная претензия Добровольского в том, что компания использовала его лицо, а не фото.
Тем временем рекламщики Vodafone создали ответный хеш-тэг
#Vodafoneвізьмимоюбороду.
Каковы дальнейшие планы оператора? На запрос
ЛІГА.net пресс-секретарь МТС-Украина Виктория Павловская сообщила следующее: "Мы пока не готовы говорить о том, как будет развиваться ситуация дальше".
Юристы, которых опросила ЛІГА.net, сомневаются в громкой развязке дела. Если МТС решится судиться с Добровольским, это не принесет компании больших дивидендов. Доказать нанесение ущерба оператору, взыскав серьезную сумму, практически невозможно,
считает руководитель практики интеллектуальной собственности юридической компании Eterna Law Илларион Томаров. "
Это может быть условный иск на одну гривню, не более," - утверждает он.
Немного шансов на успех в суде и у Добровольского. Томаров поясняет, что, исходя из содержания его поста, тот не был на кастинге, а значит, не подписывал никаких документов. "Позирование за плату (ст. 308 Гражданского кодекса) предусматривает возможность для человека позировать за вознаграждение. То есть, он может требовать не удалить плакаты, а выплатить ему справедливую сумму за участие в фотосессии. Но никто не застрахован от того, что похожий на тебя человек снимется в рекламе", - говорит юрист. Соглашается с ним и Марина Гаврилюк, юрист практики безопасности бизнеса Juscutum. "Нельзя запретить компании размещать фото человека, которое используется на законных основаниях. Если у Vodafonе действительно есть подтверждение, что на фото другой человек (например, исходники фотосессии, контракт), действия компании являются законными, и шансов выиграть в суде против нее нет", - поясняет юрист. Гаврилюк допускает, что действия Добровольского - способ привлечь к себе внимание, своеобразная пиар-акция.
Другое дело, если на рекламе действительно Добровольский и фотографии использовались без его согласия. Это можно было бы расценивать как нарушение его права на неприкосновенность частной жизни, считает
партнер юридической фирмы Боровик и партнеры Богдан Боровик. "Если нарушение будет доказано, он сможет требовать прекратить распространение рекламы и возместить моральный ущерб, но сумма вряд ли будет существенной", - отмечает он.
Кроме того, использование изображения лица без согласия может быть квалифицировано как нарушение
законодательства о рекламе (п. 2 ч. 2 ст. 27). С оператора могут взыскать штраф в пятикратном размере от стоимости изготовления рекламы. "Изготовители рекламы о таких штрафах знают. Поэтому вероятность, что они использовали изображение без его согласия, крайне мала. В то же время риск для Олега стать ответчиком по делу о клевете достаточно высок", - говорит Боровик.
Подозрения в так называемой краже лиц в рекламном бизнесе - не редкость. Правда, в украинских реалиях такой случай замечен впервые.
ЛІГА.net вспомнила еще несколько примеров, когда похожие на известных (в отличие от Добровольского) личностей актеры вводили в заблуждение аудиторию.
Российский двойник Леонардо Ди Каприо снялся в рекламе водки Пять озер. В жизни российский актер Роман Бурцев - простой милиционер. Никаких претензий голливудская звезда к производителю водки не предъявляла.
Еще один двойник Ди Каприо стал знаменитым в Швеции. Благодаря схожести с актером 21-летний бармен Конрад Аннеруд сначала стал звездой интернета, а затем начал карьеру модели. Парень уже стал лицом каталога модного бренда Ralph Lauren и снялся для рекламы одного из универмагов Нью-Йорка.