Разбор | Три "греха" украинского ТВ. Как Ахметов, Коломойский, Пинчук и Фирташ поделили телеэфир

22.09.2020, 10:31
Три
Фото: depositphotos.com

Антимонопольный комитет попросили изучить работу крупнейших украинских медиагрупп. Ему есть чем заняться

10 сентября общественная организация (ОО) Совет защиты конкуренции и потребителей попросила Антимонопольный комитет разобраться в ситуации на украинском медиарынке. Причина – украинские телеканалы нарушают конкурентное законодательство и при этом сильно влияют на общественное мнение.

"В период вооруженной агрессии со стороны России против Украины телевещание может использоваться как средство влияния для навязывания страной-агрессором своих идеалов обществу", отмечается в заявлении. 

Кроме того, телеканалы стали инструментом, с помощью которого олигархи влияют на госполитику, захватывают госрегуляторы и продвигают выгодные им решения.  

LIGA.net проанализировала 24-страничный документ и выбрала пять самых интересных фактов об украинском ТВ и их владельцах.

Великолепная ТВ-семерка

Сейчас на украинском рынке работает более 100 вещателей-телерадиостанций.

Крупнейшие из них:

1+1 Media Игоря Коломойского;
Inter Media Group Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина;
StarLightMedia Виктора Пинчука;
Медиа Група Украина Рината Ахметова;
• ТРК Люкс Андрея Садового;
• UMH Group Сергея Курченко (передали государству и готовят к передаче в управление компании Коломойского);
• Медиахолдинг "Новини" Тараса Козака, связывают с Виктором Медведчуком.

Кнопка 1

Лидер по коммерческой аудитории холдинг Виктора Пинчука StarLightMedia (6 каналов и доля в 24%). За ним 1+1 Media Игоря Коломойского (6 каналов и 18,26%), у трех телеканалов МГУ Ахметова - доля 13,05%, у восьми каналов группы Интер  12,92%.

Доли других медиагрупп на ТВ  менее 1%.

Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа-Левочкина совместно имеют долю 68,23%.

В общей аудитории, включая детскую, есть два лидера. Доля 1+1 Мedia 16,49%, ровно столько же у StarLightMedia (6 каналов), у МГУ Ахметова 14,67%, InterMediaGroup  13,58%.

Здесь украинские олигархи и их четыре медиахолдинга сконцентрировали 61,23% рынка.

Более 1% еще у двух вещателей  Канал ZIK – 1,37% и Сонце – 1,12%.

Близки к 1% каналы News One – 0,99%, 112 Україна 0,96%. Оба входят в группу Козака-Медведчука.

Рекламный сговор 

В украинской телеиндустрии существует сговор в сегменте продажи-покупки рекламы, утверждает заявитель. Крупные медиахолдинги, обладающие бОльшими охватами, чем небольшие вещатели, находятся в более выгодных условиях. 

Крупные медиахолдинги работают через собственные структуры по закупке рекламы.

В состав группы StarLightMedia входит, в частности, сейлз-хаус StarLight Brand Content (спонсорство и продакт-плейсмент), StarLight Sales (прямая реклама).

Сейлз-хаус Плюсы (ООО Глобал Медиа Групп) предоставляет широкие рекламные возможности группе 1+1 Media.

В состав холдинга Медиа Группа Украина входит компания Медиа Партнерство Баинг.

В начале 2019 года несколько крупных игроков рекламного рынка сменили сейлз-хаузы, с которыми сотрудничали и через которые продавали рекламное время на своих телеканалах.

В частности, StarLightMedia теперь работает через сейлз-хаус Ocean MediaInterMediaGroup сменил УА-Медиа на сейл-хаус Space Media. Медиа Группа Украина начала работать с сейлз-хаусом Evident Media. Сейл-хаусы трех этих больших медиагрупп объединены в рекламный Альянс, доля которого достигает 75%.

Сейлз-хаус "плюсов" с долей до 25% рекламного рынка работает в оппозиции к Альянсу. 

За счет объема Альянс предоставляет клиентам скидки до 30%, что ставит в неконкурентные условия других участников рынка и нарушает норму закона о телевидении и радиовещании, которым предусмотрен запрет контроля связанными лицами 35% рынка, утверждается в заявлении ОО.

Неравные условия для ретрансляции

Еще одно возможное нарушение  продажа провайдерам прав на ретрансляцию исключительно в виде сформированных пакетов из нескольких телеканалов.

Предполагается, что провайдер самостоятельно, по своему усмотрению, формирует пакет программ для трансляции, исходя из своей аудитории и перечня каналов, с которыми сотрудничает. На самом деле нет.

Условия сотрудничества между группами и провайдерами дают медиахолдингам приоритет в отношениях. 

Пользуясь тем, что некоторые телеканалы стали социально значимыми, медиагруппы согласованно ввели так называемую пакетную продажу программ. У провайдера фактически нет возможности отказаться от нерейтинговых программ или самостоятельно сформировать свой пакет программ для абонентов. Иначе они рискуют своей абонентской базой, привыкшей к определенным каналам, и соответственно прибылью.

В итоге провайдеры получают для трансляции и популярные программы, которые пользуются спросом у потребителей, и непопулярные.

Учитывая, что самые популярные среди абонентов программы телеканалов 1+1, ICTV, Украина, СТБ, Новый канал и Интер, именно они гарантированно попадают во все основные пакеты провайдеров.

У остальных возможностей меньше. Провайдеры не готовы платить за такие каналы, и большинство из них наоборот доплачивают провайдерам за вхождение в сеть.

На места в пакетах платного телевидения претендуют не только украинские каналы, но и более 180 разрешенных для ретрансляции в Украине иностранных вещателей, среди которых и те, которые предлагают эксклюзивный контент (ВВС, Discovery, Spike, TLC и т.д.).

Давление на спутник 

В январе 2020 года четыре ведущие медиагруппы Украины – 1+1 Media, Медиа Группа Украина, StarLightMedia и Inter Media Group закодировали сигнал своих 22 телеканалов на спутнике для монетизации – после кодировки зрители должны платить за вещание. На начало 2020 года в Украине два оператора предоставляют услуги спутникового телевидения: Xtra TV (входит в МГУ) и Viasat Украина (связывают с 1+1).

Однако не все вещатели поддержали позиции крупных игроков 1+1, SLM, МГУ и Интер Медиа Груп и некоторых развлекательных каналов о кодировании сигнала своих телеканалов на спутнике. Несколько небольших каналов остались в открытом доступе для потребителей и получили значительный прирост аудитории, которая пожелала остаться на бесплатном спутнике.

При этом на законодательном уровне не закреплены обязанности по кодированию телеканалами своих сигналов на спутнике.

По оценкам рейтингового агентства Big Data UA, открытым доступом пользовались около 3,7 млн абонентов. После кодирования в открытом доступе осталось около 90 нишевых, информационных, региональных украинских каналов (НСТУ, 112, NewsOne, 5-й, Обозреватель, ATR, Эспрессо TV, UA.TV, XSport, SONCE, NASH, Теле вселенная). В том числе, ряд российских телеканалов, которые остались в открытом доступе на спутнике.

Недавно разгорелся скандал с провайдером Ланет. Медиахолдинг 1+1 якобы оказывал прямое давление на оператора, требуя отключить из спутниковых пакетов развлекательные телеканалы, которые не закодировали свой сигнал. 

В ситуации с Ланет группе 1+1 медиа приписывали шантаж из-за того, что провайдер отказывался исключить из пакета популярные незакодированные развлекательные каналы. Группа 1+1 медиа пояснила, что не может вмешиваться в деятельность других компаний, а ее претензии связаны с недостоверностью абонбазы провайдера и необходимостью пересмотреть коммерческие условия.

В результате абоненты Ланет на несколько дней таки остались без трансляции всех телеканалов группы Коломойского, а также каналов, которые дистрибутирует группа. Но компании смогли договориться, и с 5 августа каналы 1+1 медиа вернулись в сеть Ланет.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Последние новости

Спонсорский проектЖизнь после Google, или Почему вам стоит разместить свое приложение в Huawei AppGallery