Основатель Atlas Weekend: Ради фестиваля я продал свою 4-комнатную квартиру
В июле тысячи киевлян и гостей столицы развлекались на одном из крупнейших музыкальных фестивалей Украины Atlas Weekend. В пятый раз организаторы фестиваля собрали артистов со всего мира.
В интервью LIGA.net инициатор фестиваля Дмитрий Сидоренко рассказывает, сколько стоит Atlas Weekend, как привлечь мировых звезд, "разрулить" все форс-мажоры и не остаться в минусе.
Об Atlas Weekend и бюджетах
- Дмитрий, как возникла идея организовать Atlas Weekend?
- У нас с партнером Женей Красавцевым, с которым мы вместе начинали, есть концертное агентство PMK, которое работает с 2003 года. С каждым годом количество мероприятий, которые мы организовывали, росло. Привозили сольных артистов, солянки групп, делали микрофестивали, неформат-фесты. Мы этим занимаемся уже больше 10 лет, время от времени возникали мысли сделать что-то глобальное и неординарное. И в какой-то момент у меня высвободился летний промежуток времени, чтобы заняться чем-то новым. В 2015 году мы эту мысль реализовали. А потом все закрутилось, и теперь мы празднуем новый год не 31 декабря, как все люди, а в день окончания очередного Atlas Weekend.
- Как вы финансировали такого масштаба мероприятие? Это же немалые деньги.
- Много составляющих. У нас были собственные сбережения, близкие помогли, друзья помогли, где-то что-то одолжили.
- Сколько стоил первый фестиваль в 2015 году.
- В 2015-м мы провели его без займов, хватило того, что было у нас самих. Это было мероприятие на 20 000 человек, у нас был опыт организации концертов и побольше. Первый фестиваль в 2015 году был с бюджетом $100 000-200 000. У нас с большинством артистов были многолетние отношения, поэтому получалось раотать без предоплат.
- А потом?
- В 2016 году мы решили масштабироваться, пришлось везде искать деньги.
- Насколько Atlas Weekend 2016 был дороже первого фестиваля?
- Я точно не помню, но если говорить о порядка цифр, то к стоимости первого мероприятия можно приписать нолик. Точно больше чем миллион, и это были не только мои, а в большей степени какие-то привлеченные деньги.
- Дело получилось прибыльным?
- Нет. 2016, 2017 годы мы не смогли выйти даже в ноль. Это были инвестиционные истории на будущее.
Читайте также: BuzzFeed с Подола. Как украинская компания Genesis делает медиа для миллионов американцев
- В банки за деньгами обращались?
- К сожалению, в нашей стране финучреждения не верят в креативную экономику, это высокорисковая история для них и поддерживать нас они не спешат. Кстати, если вдруг у кого-то лежат дома под подушкой свободные деньги, мы всегда рады взять кредит под адекватные проценты, учитывая наш активный рост, мы все еще нуждаемся в оборотных деньгах.
- Назовите несколько громких имен – кому в посткризисном 2016 году было интересно инвестировать в такой проект.
- Это не были инвесторы. Это больше история о том, что какие-то люди нам помогали. Называть их имена не буду, чтобы никто не обижался.
Читайте также: Новостной нокаут за $20 млн: зачем Медведчук скупает телеканалы
- Медиагруппы, владельцы медиабизнесов поддерживали?
- Деньгами - нет, никаких таких историй не было. Рекламой - да, с очень многими у нас многолетнее информпартнерство.
- В 2017 году фестиваль стал еще более масштабным.
- Да, с каждый год мы росли. Правда, в 2016 году Женя Красавцев отошел, ему надоело с нами мучаться. И продолжили мы это с Андреем Маркевичем вдвоем с помощью дружественно-родственных кредитных линий. Благо, список друзей у нас большой, и на рынке нас знают.
- Если верить реестрам собственности, то в 2018 году вы создали новое юридическое лицо – Атлас Уикенд вдобавок к уже существующему на тот момент ООО Атлас Викенд. Тогда же к вам примкнул один из топ-менеджеров 1+1 Ярослав Пахольчук.
- Да, так и было. Мы создали новое лицо, чтобы закрепить все наши договорные отношения официально. Ярослав с нами сотрудничал давно, и логично, что он решил стать соорганизатором и юридически.
- Пахольчук сам к вам пришел и сказал: ребята, давайте я дам вам 150 000 грн (доля Пахольчука в ООО "Атлас Уикенд" - Ред.), а вы меня в партнеры возьмете?
- Нет, мы к нему пришли.
- А почему к нему? Вы еще к кому-то ходили?
- Ярослав в 2017 и 2018 году помогал нам с организацией фуд-корта на фестивале, то есть закрывал определенную зону ответственности. Он понимал, как у нас что происходит. Мы – что нам комфортно работать вместе. И я предложил ему войти в партнеры фестиваля.
- Но у него нет своего бизнеса. Он является совладельцем примерно в десятке компаний Игоря Коломойского.
- Важный момент: участие Ярослава в проекте - личное. Никакие другие связи сюда приписывать не нужно. У него есть еще один личный бизнес – сеть заведений Dinners, где он является управляющим партнером, куда инвестирует. Без каких-либо взаимосвязей с местом работы.
Читайте также: Хотите продать Tesla или выиграть выборы? Снимайте сериал
- Как координируются между старым ООО Атлас Викенд и новым ООО Атлас Уикенд? Они оба операционно функционируют?
- Старое лицо мы не используем, работаем с новым, где закрепили все формальности.
- Почему не ликвидировали старую компанию?
- На момент создания второго юрлица у нас были какие-то обязательства, сейчас мы их уже погасили, но времени чтобы уладить эту формальность с закрытием юрлица из-за вала текущей работы просто не было.
- Чью долю купил Пахольчук: вашу или партнера?
- Андрей остается как и раньше, я продал ему часть своей доли.
- А сколько стоил фестиваль в 2018-м?
- Что-то между пятью и десятью миллионами долларов. Это величина затратной части.
- Сколько в этой сумме ваших денег?
- Кто сколько мог, столько вкладывал. У нас все зафиксировано.
Читайте также: ЗеКонцерт vs Made in Ukraine. Кто оплошал? Разбор LIGA.net
- А спонсоры? Говорят, что спонсорские пакеты по 5 млн грн продавали.
- Некоторые даже больше.
- А что спонсор за это получает?
- Мы делаем большую медийную кампанию в 25 городах. Наружка, радио, телевидение, диджитал - охватываем максимальное количество носителей. Ключевыми спонсорами в 2019 году были MasterCard, Киевстар и Bacardi. Мы предлагаем им разделить между собой бюджет на этот промоушн.
- Какую долю затрат покрывают спонсоры?
- Если говорить грубо, то половина издержек погашается за счет спонсоров, вторую половину покрывают продажи билетов.
- В 2019 году вы вышли в плюс?
- Да, наконец-то, немножко. Это первый прибыльный год. Мы экономически это заслужили и вымолили.
- Какова маржа?
- Я не могу сказать точно. Чуть-чуть не дотянули до 10%.
- При затратах в $5-10 млн?
- Да.
- Куда будете вкладывать?
- Будем отдавать долги, которых поднакопилось немало за прошлые годы.
Читайте также: Братья Кличко подают в суд на 1+1. Телеканал ответил
О ЗВЕЗДАХ И ДЕНЬГАХ
- Как вы привозите артистов на Atlas Weekend? Как выбираете?
- Если мы везем артиста только на одно шоу к нам, то коэффициент его стоимости сразу может увеличиваться в несколько раз. Если артист пребывает в европейском туре или туре по СНГ, то у него расценки на выступления могут быть заметно ниже. Поэтому нам агенты советуют артистов, которые пребывают в туре, на даты проведения нашего фестиваля. Есть исключения по звездам. Например, Placebo в прошлом году мы привезли отдельно.
Но стараемся все-таки максимально экономить, так как денег как всегда не хватает.
- Metallica можно привести на Atlas Weekend?
- Мы хотим. Не только мы хотим, но и другие хотят. Я думаю, рано или поздно у кого-то получится.
Мы каждому артисту стараемся объяснить, что Украина - это не Польша. Здесь другие зарплаты, другой уровень цен. Просим, чтобы все-таки сделали скидку. Особенно с такими артистами, как Metallica это важно. Потому что за европейский гонорар, например, за такой, какой им платят в той же Польше, это точно убыточное мероприятие для нас.
У нас в 2017 году хорошо получилось с группой Kasabian. У них оказалась свободная дата. И они учли все наши обстоятельства и стали одним из хедлайнеров.
- Сколько стоит привезти в Украину звезду первого эшелона?
- Понятие первого эшелона очень широкое, это индивидуальная история каждого артиста. Например, The Chainsmokers, которых мы в этом году привозили, - топовые электронные артисты в мире, которые в штатах собирают стадионные солдауты. Это артист с прайсом в несколько сотен тысяч долларов.
- А вот A$AP?
- В этих же диапазонах.
- Форс-мажор с А$AP в этом году, когда Rocky пришлось заменить Ferg, вам дорого обошелся?
- Тоже в несколько сотен. Это все вот такие порядки цифр. Потом в итоге Роки нам эти деньги вернул, но в кратковременно диапазоне у нас был увеличен кассовый разрыв, когда один артист не вернул, а второму надо заплатить. У нас было очень мало шансов заменить Роки кем-то достойным. И надо отдать должное всем участникам коммуникационного процесса – очень оперативно откликнулись и все организовали.
- Вы привозите много российских звезд. Как реагирует на них публика?
- Безусловно, есть какие-то негативные комментарии. Но мы мониторим инфополе и берем тех артистов, которые ничего плохого в отношении Украины не говорили, не делали, не нарушали закон и не выступали в Крыму. Мы считаем, что с хорошей премодерацией это делать можно и нужно.
Читайте также: Трамп ликует. Рэпера A$AP Rocky освободили из-под стражи в Швеции
- Сколько стоило привезти Prodigy в позапрошлом году?
- Это была моя мечта детства. Это была далеко не самая сложная процедура. У них довольно адекватный менеджмент. По цифрам – несколько сотен. Не имею права разглашать.
- А кого было привезти сложнее всего?
- Есть артисты с очень сложными пиротехническими, световыми райдерами. Те же The Chainsmokers. То, что происходило у нас на фестивале, - это в несколько раз урезанные эффекты.
Читайте также: Музыка. Трамп помогает вытащить A$AP Rocky из шведской тюрьмы
- Они все нужное везут с собой или тут организовываете по запросу все?
- Пиротехнику, конечно, не везут. Но каждый из артистов что-то везет свое. Например, инструменты, беклайн. The Chemical Brothers в прошлом году привезли двух огромных роботов. В этом году у нас весь фестиваль был технически форс-мажорным. Например, авиакомпания потеряла инструменты Лиама Галахера, и наши друзья и партнеры пытались собрать инструменты за несколько часов, чтобы просто не сорвался концерт. Или у Black Eyed Peas что-то случилось с пультом, и пришлось искать пульт на замену. Вишенка на торте, конечно – А$AP Ferg, который заменял Rocky, при пересадке в Стамбуле опоздал на 15 минут на пересадочный рейс. И нам очень повезло, что в Стамбуле был свободный Private Jet, и мы оперативно на него вышли, супер оперативно оплатили с кредитки. И артист опоздал на сцену всего на час.
- Сколько вам стоил джет?
- Это могу сказать – 15 000 евро. Это был какой-то швейцарский борт, нам просто очень повезло.
- Фишкой фестиваля в этом году стали музыкальные сурдопереводчики. Это ваша инициатива?
- Это была инициатива MasterCard. Мы очень положительно на нее отреагировали. Это американские специалисты, Амбер и ее команда. Она этим занимается уже много лет. Чтобы подготовиться, они приехали заранее, наши артисты разрешали им репетировать просто на сцене. Более того, тексты песен переводили на английский, и уже с английского велся сурдоперевод. Это был наш седьмой хедлайнер и мы очень хотим с ними сотрудничество продолжить.
- Финансовая часть этого проекта лежала на MasterCard?
- Да, пока что мы не можем себе это позволить и очень благодарны партнерам за такие инициативы.
- Сколько зарабатывают на фестивале производители еды и напитков?
- Можно очень грубо обозначить, что 47-48% оборота – билетная масса, 47-48% - спонсоры, а оставшиеся несколько процентов – все остальное. Динамика положительная есть – средний чек растет, количество транзакций растет. Но в рамках всего бюджета это немного.
- Как в формат фестиваля с такими звездами как A$AP вписываются София Ротару или Павло Зибров?
- Эта практика первого бесплатного дня, который мы организовываем совместно с телеканалом M1. Все начиналось с Верки Сердючки, и тогда все так хорошо прошло, что мы решили продолжать. Это делается для расширения аудитории, нам хочется, чтобы те, кто не знает, как устроен фестиваль, пришли, увидели и поняли, что за это стоит платить деньги. Плюс с каждым годом хочется все больше нести социальную миссию. Лайнап главной сцены предоставляет М1, но мы все согласовываем.
Читайте также: Хедлайнером киевского Atlas Weekend стал бывший участник Oasis
- Но ведь София Михайловна не будет петь бесплатно.
- Она за очень дружественный гонорар согласилась это сделать.
- Если бы бесплатный день был платным, мог бы фестиваль быть прибыльным ранее?
- Нет. 30-40% бюджета бесплатного дня нам помогает окупать КГГА. И ВДНГ – едва ли ни единственная локация в городе, которая позволяет реализовывать такие масштабные проекты.
- Вы сталкиваетесь с жалобами живущих рядом с локацией Atlas Weekend людей?
- Да. Но если сравнивать 2016 год и сейчас, то их значительно меньше. Мы очень жестко стараемся контролировать тайминг – все основные сцены замолкают до полуночи, если нет форс-мажоров. Хотим в следующем году заканчивать еще раньше – до 22.30. Также в планах есть звукоизоляция в вечернее и ночное время с помощью большого шатра. Он же обеспечит укрытие от дождя. Так делают на венгерском Sziget. В конце-концов нужно понимать, что такие мероприятия способствуют развитию туристического потенциала Украины. Каждый иностранец привезет с собой через год по несколько друзей. Поэтому очень просим отнестись с пониманием, а мы в свою очередь будем стараться минимизировать все неудобства.
- Как вычленяете количество иностранцев?
- С помощью билетных операторов.
- Иностранцы - это какой процент от общего числа?
- Из полумиллиона - 12 000. Пока маленький. Sziget пришел к этому не сразу. Но у него, если я не ошибаюсь, 55% туристов. Мы - не Sziget. Стараемся создать свой уникальный контент. У нас что-то очень похожее. Но мы не копируем этот фестиваль ни в коем случае.
Для большей части европейцев: для англичан, для голландцев, Будапешт - это дешевый город. Киев, по сравнению с Будапештом, еще дешевле. А с учетом того, что здесь появились лоукосты, добраться до нас стало еще доступнее.
В Европе билет на такие фестивали, как наш, стоят несколько сотен евро.
Читайте также: Музыка. Первые дни фестиваля Atlas Weekend в Киеве: 10 ярких фото
- У нас - сотню.
- Нет, у нас средняя цена - 70 евро. В прошлом году посетители могли купить билет на старте продаж на все дни за 1500 грн. Для иностранцев это смешные деньги. Тем более за Галахера, ASAP и других хедлайнеров нашего лайнапа.
- Есть такое мнение, что многие артисты не ехали в Украину, так как их пугала война.
- Это было в 2014-2015 годах. Сейчас уже проще.
- Такие, которые боятся, еще остались?
- Слава Богу, глобально нет.
- Хватает ли в Украине концертных площадок для глобальных артистов?
- Да, есть прекрасный Олимпийский, Динамо, есть то же ВДНГ. Летние площадки есть.
- Зимой как?
- Зимой это проблема. Ты упираешься или в МВЦ, или во Дворец Спорта. Артистов, которые стоят от нескольких сотен тысяч долларов и выше, уже очень тяжело привлечь в такие залы. Или цены на билеты надо поднимать, или концерт будет нерентабельным. Собрав полный Дворец Спорта, ты можешь в лучшем случае окупить дорогого артиста. А то еще и в минус уйти.
- Какую долю билетов раздаете вы или партнеры Атласа? Сколько достается бесплатно?
- Скажу вам так: в несколько раз меньше, чем это было раньше. Мы как раз в этом году очень серьезно подошли к этому вопросу. И коммерческим спонсорам, и инфопартнерам, и даже моим друзьям мы донесли месседж: "Это фестиваль, он стоит денег".
Мы для очень близких людей сделали friendly price. Попросили всех не обижаться.
Читайте также: Сколько людей посетили Atlas Weekend 2019
О HoReCa
- У вас еще есть барный бизнес. Barbara Bar, например.
- Да, еще есть бар на Печерске. Но организация фестивалей высасывала все, что можно из всех остальных направлений бизнеса и несколько лет не было возможности его поддерживать в должном состоянии и улучшать.
Наконец-то нам в Атласе удалось поставить новую мебель. Раньше даже стыдно было кого-то сюда приводить. Сейчас летом все приводим в порядок и перезапускаем.
- Потребитель стал более платежеспособен в ресторанном сегменте?
- По сравнению с 2014-2016 гг - безусловно да. Это радует.
- Какое направление, кроме Atlas Weekend, в 2019 году является для вас прибыльным?
- Наше концертное агентство. Мы делаем очень много всеукраинских туров. Не только у себя на локации. Но и на других площадках Киева, Харькова, Львова, Сумм, Черновцов. Мы проводим порядка нескольких сотен концертов в год.
- А сколько оборот у агентства?
- В несколько раз меньше чем у фестиваля, но опять же развитием этого направления последние несколько лет я почти не занимался и сейчас активно это буду исправлять У меня есть партнер, который на себя возложил вторую половину моего участия и сам это все тащит.
Читайте также: Потратить $6 млн с пользой. Правила влияния Егора Гребенникова
О ЗЕЛЕНОМ ТЕАТРЕ
- У вас были непростые отношения с КГГА арендой коммунальных активов. Расскажите, что за история с Зеленым театром?
- Это не КГГА, здесь вопрос к прокуратуре. У нас была история с Зеленым театром до 2015 года. Тогда замгенпрокурора прежней власти (Ренат Кузьмин - Ред.) пришел в Зеленый театр и запустилась прокурорская история. Театр у нас забрали по надуманным обвинениям. Через суд уже в 2014 году прокуратура вернула театр в собственность города. На тот момент мы уже инвестировали в театр около $500 000. Тогда это были для нас космические деньги.
В 2015 году мы вновь пытались арендовать Зеленый театр у города. Этому предшествовали сложные взаимоотношения с одним местным депутатом, у которого последние несколько лет было упорное желание сделать там что-то другое. Ничего у него не получилось, но из-за этого, к сожалению, Зеленый театр стоял заброшенным несколько лет, там разворовали и разрушили много всего, потому что на этот период не поставили даже охрану.
- А сейчас там что? В мае текущего года вы вновь зашли в театр в качестве арендатора.
- Сейчас мы хотим сделать там площадку-прототип юрмальского зала Дзинтари. Мы сейчас запускаем там летний кинотеатр с бесплатными кинопоказами на нижней сцене. Хотим привести в порядок и укрепить внутреннее пространство крепости и сделать знаковое туристическое место в городе. Это такой формат социального предпринимательства.
- Сколько вы готовы инвестировать в Зеленый театр?
- Мы наметили на несколько лет сумму в диапазоне 50-80 млн грн.
Читайте также: Основатель Karabas оценил билетный рынок Украины в $150 млн
О ЛИЧНОМ СТАРТЕ ФАКАПАХ И ПЛАНАХ
- Как вы состоялись как предприниматель? Откуда вы стартанули?
- Я еще учился в университете. Мой друг, Володя Богуш, группа Robots don’t cry, в которой я в какой-то период побывал директором, попросил сделать им концерт. Я сделал вместе с группой Станция Мир. Начал привозить другие группы. Дельфин, Сплин, Бумбокс... Сделал фестиваль Неформат фест.
Я был с детства самостоятельным мальчиком. Мне, конечно, родители помогали, когда нужна была помощь. И сейчас, когда нужно, помогают.
- А кто родители, если не секрет?
- Просто обычные украинцы, не олигархи, не публичные. У меня была очень большая коллекция музыки, по моим оценкам, одна из самых больших коллекций музыки в СНГ. На тот момент не было скоростного интернета. Это были 2001-2005 гг. У меня заказывали диски с Владивостока, из Польши, Канады. По почте.
Это хобби в какой-то момент перешло к тому, что мне надоело бесплатно записывать диски, и это занятие перешло в такой себе пиратский бизнес, если честно. Какой-то канадский пиратский сайт даже купил всю мою коллекцию. Я на эти деньги купил тогда себе очень крутой монитор, обновил компьютер, закупил диски.
Музыкальных DVD у меня было несколько тысяч. Любительские записи. Было несколько терабайт MP3. На дисках было записано 150 000- 200 000 клипов, концертных записей и так далее.
На тот момент я очень хорошо ориентировался в любых направлениях музыки. Понимал, какую группу больше любят. Но понятно, что когда появился интернет, вся моя аналитика пришла в негодность. На дисках [музыку] перестали покупать.
Когда этот бизнес хоть как-то дышал, я отдал всю коллекцию своему другу на Петровке. Чтобы он еще хоть что-то заработал.
- Какой у вас был самый большой факап?
- То что я в 2016 году, не имея на это должных ресурсов, позволил себе войти сразу в несколько проектов - фестиваль на ВДНГ, мы открыли Roof, Around. А финансовой подкормки не было. Из-за этого пришлось влазить в долги и кредиты, иногда не под самые приятные проценты.
- В банковские кредиты?
- Нет, банки нам не доверяют. Это были больше долги по личным историям. Каждое из заведений мы должным образом недоремонтировали, недооткрыли. Философия - не надо браться за все и вся. Нужно подходить к делу спокойно, без эмоций, все взвешивать.
- Что в ближайшее время еще хотите делать?
- Ведем переговоры по еще нескольким новым локациям.
- Каков Ваш личный бенефит от вашего дела? Вы разбогатели?
- Знаете, на последние несколько лет я продал свою единственную квартиру на Печерске. Причем в 2,5 раза дешевле, чем купил, так как продавал уже после Революции, когда все подешевело. Покупал я ее с концертной выручки.
- Как Гордон…
- У Гордона, я слышал, много недвижимости. У меня была одна квартира. Небольшая относительно. Четырехкомнатная, но всего лишь 80 кв м.
Читайте также: Кто такой Дмитрий Гордон? Рантье, журналист или политик
- То есть вы наоборот обеднели?
- Нет. Просто абсолютно все деньги реинвестирую в бизнес. У меня сейчас нет квартиры. Живу в съемной. Меня моя семья, жена, родители понимают, поддерживают и верят в то, что я остановлюсь на каком-то моменте через пару лет и куплю квартиру. Близкие пока относятся к этому с пониманием и дали мне на это зеленый свет.