Продюсер Мавки Егор Олесов: Наша задача - выход в прокат в США
LIGA.net пообщалась с директором студии Анимаград и продюсером Мавки Егором Олесовым о том, как возникла идея мультфильма по пьесе Леси Украинки, кто работает над созданием проекта и почему полнометражная анимация в Украине еще только зарождается.
- Как возникла идея сделать полнометражную анимацию в Украине?
- К полнометражной анимации мы подходили постепенно, до этого набирались опыта: реализовали несколько более простых сериальных проектов. Сразу запускать полный метр было рискованно. Технологически это достаточно сложная задача, требующая определенных навыков, понимания всех процессов и того, как они связаны между собой. На нашем рынке уже было несколько не очень удачных примеров "быстрого запуска". Не хотелось повторять ошибки. Когда стало понятно, что мы прошли определенный путь развития с сериалами и выработали технологию, решили двигаться дальше.
- Насколько я знаю, Анимаград работает не только над Мавкой. Первый проект Викрадена принцеса по мотивам поэмы Руслан и Людмила тоже в работе и выйдет на экранеы в начале 2018 года. Расскажите, как проходила работа, есть ли шанс на успех?
Читайте также - ТОП-5 уловок: как каналы обходят запрет фильмов из России
- А как появилась Мавка? Почему сюжетом для анимациистало именно произведение Леси Украинки?
- Работая над первым проектом, мы поставили себе некую стратегическую цель - выпуск нашей студией полнометражного анимационного релиза каждый год. Работая над идеями для следующих проектов, мы остановились на истории Мавки, взяв за основу драму-феерию Лесная песня Леси Украинки. Идея реализовать ее в виде полнометражного анимационного фильма пришла Сергею Созановскому. В какой-то момент стало понятно, что в основе этой истории заложен очень мощный ДНК - культура, мифология, охрана окружающей среды и т.д. Но, безусловно, это прежде всего история про любовь, с юмором и хеппи-эндом.
- Кто работает над Русланом и Людмилой, а кто над Мавкой? Это новая, созданная с нуля команда, то есть выращенные вами же специалисты, или уже известные люди?
- Над проектами работает одна и та же команда студии. Но так как проекты на разных этапах производства, департаменты работают над определенными задачами в рамках общего тайминга каждого из проектов. Это дает возможность выстроить правильную логику производства.
В студии работают как профессионалы, так и ребята, которые обучались непосредственно на проектах. Самое важное - что каждый член нашей команды является фанатом анимации в лучшем смысле этого слова.
- Много ли в Украине и СНГ подобных команд? В России, например, неплохо показала себя команда Анимаккорд, снявшая Машу и Медведя.
- Думаю, что в Украине в настоящий момент наша студия является самой мощной. Мы действительно постарались собрать самых лучших специалистов. Хотя в стране есть еще несколько очень хороших команд. Если же сравнивать со студиями в СНГ, по масштабу можно приблизительно ориентироваться на такие студии, как Мельница (известны проектами О Трех Богатырях и Иване Царевиче. - Авт.) и Визарт (создали серию мультфильмов о Снежной королеве. - Авт.).
- Долго ли вы выбирали музыкантов для сопровождения Мавки? Почему выбор пал именно на Даха Браха?
- Даха Браха хорошо известны и у нас, и за границей. А для нас это очень важно. Также пригласили замечательного музыканта Максима Бережняка, который исполнил главную партию сопилки для музыки в тизере. В итоге мы очень довольны результатом: многие после даже одного раза прослушивания главной темы запоминают ее.
Читайте также - UMH лихорадит: в медиахолдинге Курченко массовые увольнения
- В работе над Мавкой вы привлекали к работе экологов, которые устроили команде экскурсию по лесам Полесья. Это нужно было для построения сюжета?
- Да. В конце июля вместе с Всемирным фондом дикой природы (WWF) в Украине мы отправились в экспедицию на Полесье, где посетили несколько интересных и очень красивых мест - Полесский заповедник, Каменное село, болота, вековые леса. Основной задачей подобных экспедиций был поиск "живых" природных фактур для последующего использования художниками в разработке концепт-арта будущего мультфильма. Также там мы услышали несколько местных легенд, которые мы, возможно, тоже используем. В ближайшее время готовим еще и экспедицию в Карпаты. По нашей задумке, художественное решение будет строиться на некоем собирательном образе самых ярких и фактурных ландшафтов Украины.
- Каков в среднем бюджет полнометражного анимационного проекта и откуда берете деньги?
Производственный бюджет чуть больше $4 млн (на проект. - Ред.). А дальше все зависит от стоимости актеров на озвучку и затрат на маркетинг. Анимаград входит в одну из ведущих киногрупп в восточной Европе - FILM.UA Group, поэтому часть инвестиций - это собственные ресурсы и студии и группы. Помимо этого, оба наших проекта - и Украденная принцесса: Руслан и Людмила, и Мавка. Лесная песня - поддерживаются Госкино Украины, за что мы им благодарны. Также мы привлекаем копродакшен-партнеров из Европы и Азии и ведем с ними переговоры.
Читайте также - Пиратская гавань: будут ли соблюдаться авторские права в Украине
- А от экспорта своих проектов деньги привлекаете?
- Конечно. Дополнительным инструментом являются предварительные продажи на различные территории. Например, Украденная принцесса: Руслан и Людмила, будучи на стадии производства, уже продана более чем на 25 территорий, а это тоже дополнительный источник самого производства.
- Какова окупаемость проекта по вашим расчетам?
- Здесь, безусловно, все будет зависеть от успеха мультфильмов. Но в целом мы рассчитываем на возврат инвестиций и получение прибыли в течение трех лет.
- Как долго длится производственный цикл в анимации? Сколько времени нужно, чтобы создать полнометражный мультфильм и презентовать его? Ведь премьеру Мавки анонсировали на 2019 год.
- С момента появления сценария это 2,5-3 года. А сценарий можно писать бесконечно долго - и зачастую чем дольше, тем лучше он становится.
- В какие страны рассчитываете продать мультфильм?- Наш первый проект Украденная принцесса: Руслан и Людмила уже продан более чем на 25 территорий, включая Китай, Корею, Францию, Турцию, Германию, Польшу. По Мавке предпродажи пока не начинали.
- А каким образом происходит адаптация мультфильмов к рынкам? Обычно озвучка идет голосами звезд. Планируете пойти по этому пути? Сколько может стоить привлечение именитых актеров?
- В привлечении звезд остро стоит финансовый вопрос: голливудские актеры стоят достаточно дорого - несколько главных ролей могут обойтись от $500 000 и выше. Здесь важно сделать правильный расчет: маркетинг-эффект и полученный доход от дистрибуции в итоге должны как минимум компенсировать дополнительные затраты на актеров, а в идеале и принести дополнительную прибыль.
- Будут ли Викрадену принцессу или Мавку показывать в формате 3D-стерео?
- 3D-стерео - это затратная и сложная технология. Соответственно, это увеличивает производственный бюджет. Поэтому с первым проектом мы решили делать классическую версию, без 3D-стерео. А вот по Мавке уже думаем: возможно, это станет неким следующим шагом развития. Тут многое будет зависеть от модели дистрибуции. Ведь важно понимать, как вернуть вложения в эту технологию.
- Есть ли смысл договариваться с компаниями типа Warner Bros и прочими студиями с мировым именем о совместном выпуске и раскрутке таких мультов?
- Безусловно есть, но это требует определенных усилий, опыта и высочайшего качества контента. Большие студии, как правило, имеют собственные анимационные подразделения или компании, которые производят проекты с многомиллионными бюджетами. Одна из наших стратегических задач - это выход в кинотеатральный прокат США. И я думаю, что со временем это осуществимо.
Читайте также - Глава медиахолдинга Ахметова: УМХ не может у нас ничего отобрать
- Под Мавку уже выпустили коллекцию одежды. Наверняка образ главной героини захотят использовать и рекламодатели, как это было в свое время с героями мультфильма Маша и Медведь. В каких странах вы планируете регистрировать интеллектуальные права на образы и каким может быть размер роялти за использование образа или названия?
- Так как проект находится на ранней стадии девелопмента, стратегия лицензирования еще окончательно не сформирована и находится в активной проработке. Но к нам уже приходят бренды, которые хотят сотрудничать по лицензированию и мерчандайзу.
- Не все украинские продакшены готовы работать в мультипликационном жанре, тем более в полном метре. Как вы думаете, почему?
- Анимация в целом - это отдельный мир, который достаточно сильно отличается от кино и технологически и творчески. Плюс невозможно быстро выстроить технологический пайплайн - это система, которая строится годами.
- В чем основная проблема украинского мультипликационного искусства? С какими сложностями вы сталкивались в процессе?
- Основной и самой сложной задачей для меня было грамотно выстроить с командой всю технологическую цепочку и правильную систему работы. В анимации все процессы очень сильно связаны между собой. Все должно работать очень четко, как в дорогих швейцарских часах, иначе стоимость производства будет расти из-за простоев департаментов. Сейчас же, когда мы заложили хорошую основу, нам надо закреплять навыки и наращивать ресурсы. Соответственно, встал вопрос о новых профессиональных кадрах, создании анимационной школы.
- Ну, с кадрами проблема решаема, мне кажется. В этом году вы выступаете организаторами Фестиваля анимации и медиаискусства LINOLEUM. Наблюдается ли прогресс на национальном уровне в части мультипликации и кадров?
- В этом году украинская анимация празднует 90-летие, и впервые за четыре года проведения фестиваля в Киеве национальный конкурс вынесен в отдельную программу - мы получили более 40 заявок, из которых отобрали 18. В этом году мы покажем украинскую анимацию сразу в двух блоках конкурсной программы. Это говорит о том, что анимация в Украине набирает обороты.
Читайте также - Глава Нацсовета по ТВ: Я бы вообще запретил все российское
- На ваш взгляд, сильно ли отечественная анимация в целом отстает от мира?
- Такое сравнение само по себе достаточно абстрактно. Сложно сравнивать по уровню проекты с бюджетом до $5 млн с проектами за $100-150 млн. Да, до голливудских анимационных мейджоров (гигантов. - Ред.) нам еще расти и расти. Но с точки зрения независимой анимации, я считаю, мы очень конкурентоспособны! Мы слышали много положительных отзывов от европейских коллег о высоком качестве наших двух полнометражных анимационных проектов. Плюс количество предпродаж на показ в других странах это подтверждает.
После достаточно длинного перерыва в индустрии сейчас у нас есть уникальная возможность нагнать упущенное в неком ускоренном режиме. Перед нами действительно открывается большое окно возможностей. За последние годы многие вещи, в том числе обучение, стали доступнее, появляются талантливые и целеустремленные ребята, интересующиеся артом, анимацией, компьютерной графикой. Это становится трендом. В целом перспективы у украинской анимации на мировой арене весьма достойные, главное - делать правильные вещи и не бояться вкладывать в них свою энергию и талант.
Читайте также - Интервью с продюсером Евровидения: Математически проект убыточен