Влад Ряшин - известная персона в украинской киноиндустрии. После ухода с должности председателя правления телеканала Интер он создал компанию по производству телеконтента Star Media и стал одним из крупнейших игроков на рынке сериалов в Украине и России. До начала конфликта между странами Star Media выпускала около 15% всех сериалов, которые показывало российское телевидение. Ее заказчиками были топовые российские телеканалы. Ряшин сотрудничает с россиянами и сегодня. Правда, говорит о бизнесе в РФ очень осторожно, выдерживая длительные паузы и акцентируя внимание на том, что не занимается политикой, а делает кино.

Дата встречи с Владом Ряшиным совпала с утром после ветирования президентом закона о КіноКраїна, который сообща разрабатывали все производители киноконтента в Украине. Общение с главой компании StarMedia было прерывистым - Ряшин то и дело отвечал на телефонные звонки, договаривался о встречах. 

В интервью ЛІГА.net Влад Ряшин рассказал о возможных причинах ветирования закона о развитии киноиндустрии, текущих и будущих проектах и своем видении украинского кинематографа в ближайшей перспективе.

О КіноКраїна и вето Порошенко

- Рынок всколыхнула новость о том, что президент ветировал закон от инициативы КіноКраїна, для создания которого объединились практически все производители контента. Знаете ли вы о причинах такого шага?

- Сначала нужно посмотреть на весь процесс в истории. В 2014-2015 годах телевизионный рекламный рынок рухнул в три раза в долларовом эквиваленте, появились ограничительные меры в части российского контента, это привело к необходимости производить национальный контент в значительно большем, чем ранее, количестве при отсутствии средств. В этой ситуации впервые за последние годы индустрия объединилась: все медиагруппы, Украинская телевизионная академия, отраслевые ассоциации, профильный комитет парламента, крупнейшие продакшн-компании, Госкино, Минкульт разработали закон 3081-д. Поскольку рынок в плачевном состоянии, необходим был официальный документ о поддержке киноиндустрии. В нем были заложены несколько основных моментов: прямое субсидирование национального кинопродукта, налоговые льготы, введение системы рибейтов, то есть возврата части инвестиций, привлеченных и реально потраченных на нашей территории на производство кино и сериальной продукции. В так называемый клуб рибейтов уже входит более 40 стран мира - ведущие (США, Франция, Великобритания и др.), многие развивающиеся (Хорватия, Болгария, Венгрия), а с недавнего времени - Грузия, Латвия и другие.

По заказу инициативной группы КіноКраїна компания EY провела аналитическое исследование, показавшее поразительную эффективность этой системы для экономики внедривших ее стран. На каждый $1, возвращенный инвестору, в экономику приходило в разных странах от $4 до 10.

Читайте также - Киношники VS телевизионщики. Быть или не быть украинскому кино

Еще одна инициатива непосредственно от депутатов - создание фонда поддержки кинематографии за счет отчислений от лотерейного бизнеса. Впрочем, в законе 3081-Д это было отражено, скорее, как возможное предложение и требовало отдельного законодательного регулирования.

И последнее, на чем акцентировалось внимание в документе, - это борьба с пиратством. То есть ничего нового мы не выдумали, все эти вещи уже работают во всем мире. А борьба с пиратством, к слову, нужна не только киноиндустрии, но и многим другим отраслям. Кроме того, это имидж страны.

Мы провели много встреч на высшем уровне законодательной и исполнительной власти Украины (тогда еще с премьером Арсением Яценюком и министром финансов Натальей Яресько), и закон был принят в первом чтении. Весь этот процесс происходил 1,5 года назад. После первого чтения больше года он пролежал без движения. Сменилось правительство, руководство парламента. Снова был проведен ряд встреч. Презентовали, объясняли и, наконец-то, закон был проголосован. Первый за последние годы закон, не запрещающий тот или иной контент, не вводящий какие-то несуразные квоты, а направленный на созидание, на поддержку производства контента в Украине. В нем были некоторые нестыковки с Бюджетным и Налоговым кодексами, поэтому следом через профильные комитеты и Верховную Раду должны были пройти также давно подготовленные изменения, устраняющие эти противоречия. И в парламенте, и в правительстве об этом знали. И вот, как гром среди ясного неба - закон ветирован и сейчас отправлен на доработку.

- Вас не предупредили об этом заранее?

- За несколько дней до ветирования должна была состояться встреча лидеров индустрии с президентом для обсуждения этого закона, и если бы она состоялась, думаю, мы сумели бы донести необходимость этого закона рынку и стране, украинскому телевидению, кинематографу и зрителю.

Читайте также: Страсти по кино. Киношники представили план спасения себя

- Так кому же это выгодно?

- Давайте посмотрим. На доработку предлагается отправить ряд позиций: об отчислениях от лотерейного бизнеса, о фиксированном проценте бюджета, направляемого на субсидирование (не менее 0,2% общего фонда Государственного бюджета Украины за предыдущий год), и о выделении рибейтов в отдельный закон. О лотереях мы уже говорили: закон не обязывал производить отчисления, а предлагал. Для воплощения этой схемы потребовался бы дополнительный законодательный акт. Фиксированный процент был минимальным, его можно было поправить как ранее, во время длинного пути этого закона, так и сейчас точечной правкой. По поводу несоответствия кодексам предложений о рибейтах мы также говорили выше. Изменения к ним шли следом.

Но истинно заинтересованными в его непринятии, да и вообще в стагнации украинского телевидения как поставщика бесплатного контента для зрителя, на мой взгляд, являются пираты, прикрывающиеся этими где-то бюрократическими аргументами. Не только известные сайты и торренты, но и некоторые провайдеры интернет-ТВ. Кто-то же нашел лоббистские способы сначала тормозить в течение года принятие этого закона в парламенте, а сейчас найти бюрократические причины в Администрации.

- Вы говорите, что лоббистами ветирования могут быть такие участники рынка, как Еx.ua и Fs.to? То есть лобби пиратства настолько сильно, что влияет на мнение президента?

- За последние два года мы видим совершенно безумный рост количества подписчиков на интернет-телевидение в Украине и большой рост просмотров так называемых других (неукраинских) телеканалов в панели телеизмерений - двукратный рост до 24% (по данным за прошлый год). И этот рост просмотра "других" каналов коррелируется с 300% ростом количества подписчиков на интернет-ТВ. Как вы понимаете, в интернете нет никаких заслонов, не возникает проблем с просмотром - как правило, подписка на интернет-ТВ включает сразу же и доступ к пиратским сайтам и любым телеканалам мира. Эти телеканалы можно легко смотреть в записи. И имел зритель в виду все запреты. Теперь умножьте стоимость ежемесячной подписки в $7-8 на количество месяцев в году и на несколько миллионов абонентов, добавьте к этому плату за трафик - и увидите, что это колоссальный рынок.

- Если в этом году не будет принят проект от инициативы КіноКраїна, то каким вы видите рынок развития кинопродакшна? Каналы снимают сериалы - и они неплохо идут...

- Мы весь год проводили активную PR-кампанию системы рибейтов в Украине за рубежом для международных инвесторов, голливудских студий в том числе… Но все это, мягко говоря, не поможет без четкого законодательства в этой сфере. Украина по-прежнему привлекательна за счет своей недорогой рабочей силы, большой курсовой разницы.

Читайте также: Кино и пираты: телегруппы хотят порулить украинским интернетом

Закон мог бы подтолкнуть индустрию подобно ракетоносителю. Это как новый закон о рекламе, который был принят в 2003 году. Тогда также объединилась индустрия, был разработан закон, подталкивающий развитие рекламного рынка. Он был поддержан профильным комитетом, парламентом во главе со спикером, потому что все понимали важность этого решения. И благодаря этому закону украинское телевидение выросло и стало одним из самых качественных в Восточной Европе. К сожалению, сейчас рекламный рынок откатился снова на 15 лет назад. Но зритель уже привык к определенному уровню качества. Закон от инициативы КіноКраїна дал бы и телевидению, и киноиндустрии такой же толчок, и в текущей экономической ситуации это было бы очень важно.

О международных партнерах и копродакшне с РФ

- Какие зарубежные компании являются вашими партнерами?

- По англоязычным проектам у нас сложились теплые рабочие, профессиональные отношения с такими крупными дистрибьюторами как Red Arrow, Freemantle Media. Совместно с Warner Brothers адаптируем известнейший формат Менталист, а с BBC - популярный в Великобритании хит Доктор Фостер. Есть ряд проектов, которые невозможны без копродукции с российскими партнерами. Тесно работаем с Беларусьфильмом, с Белтелерадио. В то же время, естественно, работаем с украинскими телеканалами. Активно сотрудничаем с Интером и ТРК Украина, снимаем пилот украиноязычного сериала с Новым каналом, сейчас обсуждаем совместный продукт с ICTV, вполне возможно, что начнем производить продукт с СТБ, и уже есть вполне конкретные планы с 1+1. Причем это проекты разные, как исключительно для украинского рынка, так и те, что мы рассчитываем продавать во всем мире. В основном это телевизионное многосерийное кино. Но есть и полнометражное.

- Соизмеримо ли качество контента, снятого в Украине, и того, что вы делаете в копродакшне, например, с РФ?

- Невозможно при том состоянии рынка, которое есть сегодня, вкладывать достаточные средства в производство качественного дорогого сериала для прайм-тайм. 52 недели в году сериалы идут четыре раза в неделю по два часа. Умножив на количество телеканалов, получим общий объем сериального времени. А если разделить емкость рекламного рынка на количество часов, становится ясно, что средняя стоимость часа в прайме у нас несоизмеримо ниже, чем в Европе, например, или в той же РФ. Но нельзя забывать о том, что есть еще налоги, передача сигнала, новости, иной контент и множество других накладных затрат.

Читайте также: Ex.ua и Fs.to прикрыли. Где теперь смотреть кино?

Что касается фильмов и сериалов сегодня, то что-то может неожиданно выстрелить за счет актуализации, попасть в нужное время и в нужное место. Но в целом хотелось бы, чтобы качество контента было выше. Невозможно снять за $30 000 качественную серию. Кинематограф в тяжелом состоянии сегодня.

О каннском успехе и текущих проектах

- Расскажите, над чем сейчас работаете? В начале года вы анонсировали свой первый англоязычный сериал, который должны были презентовать в Каннах. Все состоялось?

- Да, мы провели большую презентацию в Каннах нашего первого англоязычного сериала Мата Хари. Причем сам рынок MipCom открылся премьерой - нашим скриннингом. Впервые за всю историю независимой Украины. Был полный аншлаг. Конечно, очень хочется, чтобы этот эксперимент был успешным, потому что, исходя из текущего состояния рынка, нам хочется попробовать выйти за его рамки. 

А на мировом рынке, к сожалению, нет традиции приобретения топ-каналами топ-стран продукта на украинском или русском языках. Каналы - законодатели мод даже не смотрят в эту сторону. Они говорят: "У вас неплохой контент, вы научились хорошо производить, хорошо делаете адаптации наших форматов, но нам нужен другой продукт - другого качества и на английском языке". Мы решили рискнуть и сделали первый подобный проект. Хотя на самом деле сейчас у нас в девелопменте уже целая линейка англоязычных проектов, и понятно, что их судьба зависит во многом и от Мата Хари.

- Есть первые покупатели?

- Продажами занимается наш дистрибьютор Red Arrow International. Они говорят, что есть интерес, и он высокий. С огромного количества территорий поступили запросы. В Каннах мы показали одну серию, а сейчас решили отправлять на первом этапе сразу три - первую, четвертую и седьмую, чтобы была понятна динамика сериала. Впоследствии заинтересованные каналы запросят весь сериал - и только после этого начнутся предметные переговоры. Скорее всего, понимание и ясность наступят ближе к весне.

- Бюджет одной серии Маты Хари составил около $1 млн. Кто ваши партнеры в этом проекте?

- Наши партнеры - это, как я сказал, дистрибьютор Red Arrow International, а также каналы, которые поверили в проект "на берегу" и зашли в него еще до старта производства. Это телеканал Интер в Украине и Первый канал в России. Мы также инвестировали собственные средства.

- Вы сказали, что будете продолжать работу над англоязычными проектами. Чего ждать зрителю?

- Мата Хари еще не продается, но фактически уже на нас работает. Западные партнеры увидели наш production value, и мы видим разницу в интонациях, отношениях и содержании разговоров. Это привело к тому, что мы подписали контракты о копродакшне двух новых проектов. Один из них - с мировым дистрибьютором, входящим в топ-10, - Freemantle Media. В декабре состоится встреча с авторами, английские драматурги пишут проект София по событиям из жизни Софии Потоцкой. Это будет историческая драма на английском языке. И второй контракт мы подписали с Гамбург Студио из Германии и французской Federation Entertainment. Это будет 6-серийный проект, рабочее название которого - Красный октябрь.

- Не слишком ли провокационно для украинских реалий сегодня, или этот продукт не предназначен для украинского рынка?

- Этот продукт предназначен для всех рынков - и для украинского в том числе. Это проект о жизни и судьбе. Что такое Красный октябрь? Это городской Тихий Дон - как события 1917 года повлияли на жизни конкретных людей: семей, братьев-сестер, людей, которые любили друг друга и оказались по разные стороны баррикад. История, в общем-то, об этом. Другое дело - какие-то параллели, которые кто-то может увидеть, а кто-то нет. Но вся история - сплошные параллели. Вопрос в том, учимся ли мы на них. Именно поэтому эта история интересна нашим партнерам. Кстати, они пришли к нам с этой идеей, а не мы к ним.

Читайте также: Медиаменеджер Ахметова: Убытки МГУ покрывает собственник бизнеса

Заканчивая тему англоязычных сериалов, я хочу сказать о проекте, который мы разработали и пишем с американским драматургом, но по нашему брифу - это Анна Византийская, историческая драма о той самой Анне, которая стала женой Владимира и вместе с ним крестила Русь. Это наши англоязычные планы на будущее, есть еще ряд историй в девелопменте.

- А если говорить о полном метре, не о сериалах?

- Первого декабря в кинотеатрах страны состоится премьера полнометражного анимационного фильм Бременські розбишаки. Эта история написана по мотивам сказки Бременские музыканты. Конечно же, Трубин Гуд будет спасать Принцессу и будет любовь, а вот все остальное отличается от советского мультфильма и сказки. У Трубин Гуда есть друзья - забавные звери, которые являются, собственно говоря, бандой единомышленников. Голосами украинской версии будут Надя Дорофеева (группа Время и Стекло) в роли Принцессы и солист группы Авиатор Дмитрий Тодорюк в роли Трубин Гуда. С одной стороны, это абсолютно детский фильм (там нет шуток ниже пояса), а с другой - для взрослых мы ввели большое количество аллегорий, юмора, параллелей, и многие увидят в этом королевстве много знакомого, и надеюсь, смешного. Кино - семейное.

- Какой бюджет проекта?

- $2 млн.

- Это единственная анимация, или еще над чем-то в этом жанре работаете?

- Мы стартовали с этим жанром три года назад. У нас была программа и, конечно, мы хотели двигаться быстрее, но экономическая ситуация внесла свои коррективы - мы двигаемся медленнее, чем планировали. У нас есть несколько проектов в разработке, уже написан сценарий проекта Шерлок, где главный герой не Шерлок Холмс, а его пес. Он выручает Шерлока, которого похищает банда котов под предводительством злого гения Мориарти - это как армия собак против армии кошек. Но, на мой взгляд, самый перспективный наш проект - это Новогодние приключения Деда Мороза, который будет уже в 3D. Начнем мы его в 2017-м, но готов он будет не ранее 2019-го.

- А если о говорить о полнометражных фильмах, не о мультиках? 

- Недавно мы закончили съемки украиноязычного фильма Припутні. На наш взгляд, это такой себе арт-мейнстрим. Проект может иметь и прокатную историю - это такой добрый сатирический взгляд на себя со стороны, - и фестивальную, надеюсь.

В дальнейших полнометражных планах есть несколько проектов в разработке, и на украинском языке в частности. У нас права на экранизацию известной книги Владимира Рутковского Джури козака Швайки. Также мы купили права на разработку и производство украинского фильма по канадскому проекту Секс и ничего личного. Он немного провокационный, но о главном и вечном - о любви.

- Когда планируете воплотить задуманное?

- Сценарий почти готов, он довольно сильно переработан, писал его Сергей Притула и юмор-шоу Вар`яти. Мы надеемся, что он будет принимать участие и в съемках. Это любопытная история, которая происходит во Львове и Праге. Главный герой, разочаровавшийся в любви, летит к своему другу в Прагу, а друг пытается объяснить, что с героем не так. Я думаю, что в следующем году мы ее снимем и выпустим в прокат.

- А Одиночество в сети по Вишневскому вы анонсировали. На каком этапе проект сейчас?

- Права принадлежат нам, Алина Семерякова написала сценарий. Но мы не торопимся входить в производство, хотим понять, с кем будем это делать. Это интересная книга о любви, она немного устарела, но в скором будущем, думаю, снова приобретет актуальность, поскольку все это дело легко перенести в виртуальную реальность. И это будет еще более интересно, чем соцсети или какие-то мессенджеры.

- Вы также работаете в жанре докудрамы. Что на этом поприще?

- К сожалению, емкость украинского рекламного рынка настолько мала, что сейчас сложно делать качественный продукт в этом жанре. Тем не менее в ближайших планах - документальные драмы о Булгакове, Гоголе. Мы обсуждаем проекты с Госкино и телеканалами, хотим сделать несколько докудрам об истории Украины и выдающихся людях.

- Были ли у вас провалы? Почему они случаются?

- Что такое наш бизнес? Наша работа - это движение по эскалатору: в зависимости от скорости движения ты либо поднимаешься вверх, либо раз-два споткнулся или просто остановился передохнуть - и все, ты оказываешься внизу. Каждая ступенька - это новый проект, фильм, сериал, серия - это результаты, по которым тебя оценивают. Ступенька ли становится выше, труднее ли каждый следующий шаг, но надо непрерывно идти вверх, притом что эскалатор все равно движется вниз.

Читайте также: Интервью с главой 1+1: Наш рынок стал в 20 раз меньше российского

Как-то я был на море. Лежу, читаю очередной сценарий (здесь, в текучке, не всегда есть время прочитать что нужно, поэтому полдня на любом отдыхе занимает работа). Мне звонит товарищ, говорит: "Что делаешь?" - "Читаю сценарий, лежу на берегу моря". - "Какая у тебя клевая работа!" - "А ты что делаешь?" - "Я еду на кирпичный завод принимать финансовую отчетность". - "Как часто ты туда ездишь?" - "Раз в квартал". - "Ты раз в квартал ездишь на кирпичный завод, у тебя кирпичи штампуются, а ты только проверяешь финансовую отчетность. У нас же каждый проект - это абсолютно новый и уникальный кирпич".

На самом деле я считаю, что люди, которые связаны с творчеством, счастливые, потому что, даже несмотря на то что каждый новый проект - это новое испытание и каждый раз новый мандраж, в этом есть свой кайф!

Об украинском ТВ, Бенкендорфе и Интере

- Вы запускаете три телеканала. Зачем вам этот бизнес?

- Пока это не тот бизнес, который сильно влияет на общую картину. Это игра на долгую перспективу. Если бы все российские кабельные киноканалы там и остались, мы бы, может, не затевали это. Но понимая, что с их уходом освобождается ниша кино, мы решили попробовать предложить зрителю наш контент. Первый канал, Star Cinema, уже появился, его сетка будет состоять из наших лучших праймовых сериалов и кино. Пока нашего производства, но потом, возможно, появится и контент от других производителей. Второй канал, Star Family, будет программироваться по-другому: будет состоять из хорошего праймового сериала и кино, но утром в выходные дни у нас будут программы и фильмы для детей, женская линейка.

Мы уже набрали определенную библиотеку детского контента, который есть на канале Star Media Kids на YouTube (детская кухня, советы психологов для мам и много другого). Днем и в выходные дни для домохозяек будут выходить несколько слотов с нашими лучшими теленовеллами.

Сейчас мы совместно с компанией Film.ua предлагаем рынку пакет из четырех разных каналов: Star Cinema - киношно-сериальный, Star Family - семейный, но все-таки чуть больше женский, наш совместный мужской канал Болт и FilmUa Drama. Так что желающие уже могут спрашивать их у своих кабельных операторов и подписываться.

- Как вы оцениваете продажу телеканалов в пакетах кабельным и спутниковым провайдерам? Как оцениваете возможность крупнейших медиагрупп продать такой продукт - там ведь много рекламы?

- В любом случае украинские национальные каналы интересны зрителю. Думаю, цена для абонента будет невысокой. В данной экономической ситуации даже минимальная цена может быть плюсом в бюджете канала, для того чтобы инвестировать его в контент.

Читайте также: Ход Бенкендорфа. Что общего у Фирташа и телеканала 112 Украина

- Получится ли продать этот продукт? Его же должен приобрести кабельный оператор?

- Кабельщики будут выставлять эти счета абонентам. Готов ли абонент оплачивать? Думаю, готов, если цена будет адекватной и достаточно символичной в рамках общей абонентской платы. Есть другой путь - ВВС является общественным телевидением, там нет рекламы вообще, но там и плата не символическая. А поскольку ВВС - это флагман британского телевидения, то вряд ли вы найдете британца, который откажется смотреть ВВС. Существуют эти два варианта - мир пока не придумал других вариантов монетизации.

- По поводу последних кадровых перестановок на рынке: Егор Бенкендорф недавно перешел на 112-й канал. Мы долго пытались понять, зачем он это сделал, и кроме политических фидбэков ничего не увидели.

- Егор - такой парень, которому постоянно нужны новые вызовы. На Интере он работал в команде, где первым лицом медиагруппы является Анна, и ему приходилось находиться в некой системе координат. Зная его много лет, допускаю, что когда он получил это предложение, наверняка почувствовал желание принять этот вызов. Нельзя сравнивать Интер и 112-й по размеру, но там он будет первым лицом, и, соответственно, для него это сейчас интереснее. Я так думаю.

- Хорошо знакомый вам телеканал Интер, в последнее время, проседает в рейтингах. Сейчас он на шестом месте. Почему, по-вашему, он идет вниз?

- Смотря по какой аудитории вы оцениваете.

- По разным: по всем аудиториям он занимает пятое-шестое место, хотя 2-3 года назад был в числе первых. Сказывается политическая составляющая, или есть объективное влияние на контент?

- Если вспоминать Интер ‎2000-2005-го или даже с момента организации, с 1996-го по 2005 - это был безусловный лидер. Вместе с 1+1 в конкурентной борьбе. Затем этим двум каналам очень не повезло: изменился акционерный капитал, изменились акционеры. В одном случае, вместо талантливого сособственника и продюсера, Роднянского, и его команды, пришла компания CMЕ, которую как раз тогда возглавил Адриан Сарбу. Они угробили канал, пытаясь, наверное, строить румынское телевидение в Украине. Интеру не повезло потому, что со смертью Плужникова канал был продан другому собственнику, началась чехарда с менеджментом - за пять лет он пять раз поменялся, исчезла вся преемственность, ушли звездные лица канала, звезды, которых канал растил десять лет. Этой чехардой все было разрушено.

С приходом Анны Безлюдной отношения с каналом у нас замечательные (да и с Сергеем Созановским, и Владимиром Зеленским были хорошие рабочие отношения), но эта чехарда, особенно в первые годы, начиная с 2006-го, привела к полной потере преемственности. И зритель это, естественно, почувствовал. Караоке на Майдане, чисто Интеровский проект, ушел на СТБ, потеряли Шанс, Ключевой момент, ушел Андрей Цаплиенко, Константин Стогний с замечательной линейкой документальных, расследовательских проектов оказался на ICTV. Я и ребята, которые создавали компанию Мелорама-продакшн и сериальное производство Интера - все ушли: часть в Star Media, часть на FilmUa - все это могли быть Интеровские дочки. Friends Production, Алексея Гончаренко - из нашей песочницы, то есть полиндустрии. Этим воспользовались другие: честь и хвала и СТБ, и ТРК Украина, которые перехватили аудиторию - молодцы. У Интера и 1+1 доли снизились - и сейчас - новая жизнь в тех реалиях, которые есть, когда пятерка каналов идут ноздря в ноздрю, очень близко друг к другу.

В какой-то период времени Интер может быть пятым, а через какой-то период времени - первым.

- Верите в то, что он будет первым?

- В аудитории 18+ вполне.

- Насчет общественного телевидения: в прошлом году заявили, что в Украине будет создан аналог ВВС. Как вы оцениваете все, что происходит в этой плоскости?

- С иронией и скепсисом. Если не хватает сил принять закон для поддержки собственного телевидения и кино, то о каком общественном телевидении может идти речь? Большинство политиков интересует только попадание в новости и ток-шоу.

- Если говорить о виртуальной реальности, интересны ваши планы на съемки в 360. У вас они идут?

- Мы внимательно наблюдаем за технологиями, которые развиваются, и у нас есть идея - даже несколько идей, которые мы сейчас обдумываем. Я допускаю, что в 2017 году мы выпустим пилот. Думаю, первое, что мы сделаем, - так это экранизацию квеста. Это будет своего рода игра: ты пришел, надел шлем - и попал в квест.

- Это будет демо?

- Нет. Есть же люди, которые любят ходить в квесты. Это вариант продукта для таких людей.

- Многие производители клипов выбирают локации в Украине, в Киеве. Насколько популярны наши локации для зарубежных киношников?

- Я думаю, популярны не столько локации, сколько соотношение цена-качество. В стране есть талантливые режиссеры, операторы, индустрия. Поэтому люди, которые узнали об этом где-то в других странах, изучают возможности, находят варианты. Закон от инициативы #КіноКраїна помог бы быстрее двигаться в этом направлении.

- Какие места в Украине популярны среди иностранных киношников и телевизионщиков? Может, Каменец-Подольский?

- Сама по себе локация не является панацеей, должна быть инфраструктура: качественная техника, которую необязательно откуда-то везти; люди, которые должны уметь ею управлять и говорить при этом по-английски. Должен быть адекватный административный, творческий персонал (если он необходим). Если к грамотной инфраструктуре добавляются возможности красивых локаций, природных объектов - это вторая составляющая привлекательности региона. Но есть еще и третья - экономическая, которая состоит из реального соотношения цена-качество и из преференций, которые дает государство, упрощая процедуры и облегчая либо налогообложение, либо работы - в том числе предоставляя рибейты. Всегда оцениваются эти три составляющие. 

Мария Бровинская

Стас Юрасов