Высокое искусство. Могут ли муралы превратиться в бизнес
Последние несколько лет большую популярность в Украине приобрели муралы - разновидность монументально-декоративной настенной живописи. Только в Киеве их уже более 40. А еще - самая большая в стране стрит-арт-фреска в Одессе, арт-объекты в Харькове, Хмельницком, Ивано-Франковске. В планах - создание арт-объектов в маленьких городах страны.
Работу над созданием мурала можно разделить на два этапа: творческая часть и организационная. Организационная часть - это прежде всего оформление необходимой документации. Как она выглядит?
"Сначала мы ведем переговоры с художниками. Мы даем им возможность нарисовать то, что они хотят. Стиль и тема - их решение", - говорит Гео Ларос, куратор проекта Сити Арт. Как правило, художников не ограничивают в выборе тематики. Выбор делается на этапе скетчей. Важно, чтобы они не были депрессивными или откровенно вызывающими и не порождали агрессию. "Также мы смотрим, чтобы эти изображения положительно влияли на имидж города", - добавляет Ларос. Сроки проекта определяет автор. Некоторые делают работу за пять дней, кому-то нужны две недели.
"Мы все делаем легально. Отбираем носители: стены зданий, арки, заборы. Необходимо проверить, не является ли выбранный дом памятником архитектуры, на котором рисовать запрещено", - рассказывает молодой предприниматель. Затем нужно согласовать проект с городским департаментом архитектуры. Чиновники ставят свою резолюцию, посмотрев скетчи. Еще одно необходимое условие - согласие балансодержателя здания (ОСББ или коммунального предприятия).
После всех согласований с городом начинается работа. Киевские проекты художники делали бесплатно, в подарок столице. Но затраты все равно есть. Нужны материалы: баллоны или банки с краской, спецтехника, плюс затрат требует перелет и проживание художника.
"Мы начинали работать с муралами еще в 2011 году, не привлекая международных художников. Мы находили талантливые команды здесь, в Украине, и давали им возможность участвовать в крутом проекте", - говорит Сергей Гермашев, директор БТЛ-агентства Full Contact. В процессе подготовки креативщики сталкивались со многими трудностями, одна из которых - оформление разрешительных документов от городских властей ввиду запрета такого рода рекламы во время подготовки столицы к Евро-2012. "Кстати, на проспекте Воссоединения в Киеве до сих пор размещен мурал, который был создан еще в 2011-м", - отмечает он.
Мурал в Одессе, фото Full Contact
Есть ли здесь бизнес? Сергей Гермашев утверждает, что потенциал огромен. Это и светящиеся в темноте муралы, нанесенные специальными видами красок (т.е. днем и в ночное время мы можем получать совершенно разное визуальное восприятие одного и того же изображения), и интерактивные муралы, которые способны оживать на экране смартфона при помощи технологии дополненной реальности, и муралы, дополняющие архитектуру зданий или, наоборот, скрывающие временные дефекты. "Все они могут быть не только украшением города, но и инструментом донесения до целевой аудитории ключевого сообщения бренда или актуализации социальной проблемы, PR-поводом в соцсетях и темой обсуждения среди ценителей данного вида искусства", - поясняет Гермашев.
Муралы - искусство, и подход к работе над ними можно сравнить с написанием картин. Можно заказать художнику изображение, например портрет или натюрморт. Но внесение в картину логотипа компании или правок заказчика - уже за гранью искусства. В свою очередь муралы слишком велики и заметны, чтобы не рассматривать их как PR-повод или меценатский проект. Например, работа на Стрелецкой, 12, с Анной Ризатдиновой, чемпионкой мира по художественной гимнастике. Это подарок Киеву от художника Fintan Magee, сделанный при поддержке мецената.
Примеров использования муралов для рекламы уже великое множество. Еще в 2007 году в Детройте агентством Saatchi & Saatchi в сотрудничестве с художником Дэйвом Кинси были созданы два сюжета, рядом с которыми был припаркован Unbreakable (Непобедимый) Toyota Tacoma. Информация о компании разгонялась в прессе и на YouTube.
Фото с сайта Coloribus.com
В 2012 г. в Японии был создан первый на тот момент "движущийся" мурал-карта для Токио Скайтри, самой высокой в мире отдельно стоящей радиовещательной башни высотой 634 м.
В этом же году социальный проект компании Kraft (теперь Mondelez) и креативного агентства Crispin Porter & Bogusky для Mac & Cheese использует мурал как часть большой кампании против голода. Из детской традиции делать аппликации из макарон под слоганом Dinner, Not Art создается игра, заменяющая реальный продукт, который можно пожертвовать голодающим. Затем художник Tом Дайнингер создает мурал с портретом Теда Уильямса, не менее известного благодаря тандему клиента и агентства: радиоведущего, ставшего бездомным, а затем - голосом рекламных кампаний бренда Mac & Cheese.Хотя муралы в Америке и Европе уже давно стали частью культуры города, для Украины это тренд. Для бизнеса открытие мурала может быть инструментом, частью рекламной кампании или социальной деятельности, а также поводом для PR.
В конце концов, если художники могут подарить городу свое время, талант и работу, почему бы бизнесу не взять на себя такую же социальную ответственность?
Автор - Анна Смирнова, эксперт рекламного рынка, CEO компании AdPage
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.