Квоты на кино: станет ли украинское ТВ европейским
Документ гласит, что европейской радиопередачей считается передача, созданная одним или несколькими юридическими лицами - резидентами государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении.
В случае, если передача создана по заказу или при участии одного или нескольких юридических лиц-резидентов страны, которая признана Радой государством-агрессором, - такая передача не может считаться передачей европейского или украинского производства.
Пока документ не вступил в силу. И уже во вторник вечером в парламент внесено постановление об отмене результатов голосования по проекту в связи с нарушением регламента.
ЛІГА.net поинтересовалась мнениями топ-менеджеров теле- и радиогрупп о законодательном новшестве.
Читайте также Радиорубка: когда Кириленко услышит украинские песни на радио
Директор Медиа Группы Украина Евгений Лященко
Законопроект № 2766 изначально вызвал недоумение у представителей индустрии, эта инициатива с отраслью вообще не обсуждалась, а уже после того, как депутаты проголосовали законопроект в первом чтении, встретила бурю негодования со стороны продакшнов и многих телеканалов. Законопроект вроде бы проевропейский, но на самом деле продукция многих европейских стран, согласно проголосованным нормам, таковой не является: Нидерланды, Дания, Бельгия, Швеция, Ирландия, Греция, Люксембург не подписывали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении и, следовательно, их продукция у нас европейской считаться не будет. А скандинавское сериальное производство сейчас на подъеме, почему бы нашему зрителю не смотреть эти фильмы? Не говоря уже о том, что закон дискриминирует продукцию производства Индии, Китая, стран Латинской Америки.
Несмотря на недоумение отрасли, законопроект тем не менее проголосовали в Раде. И это, бесспорно, одно из самых недальновидных решений в отношении информационой политики. Видимо, многие депутаты сами сомневались в необходимости и адекватности закона, он был провален еще месяц назад - 21 апреля за него проголосовали всего 205 нардепов. Но сегодня в нарушение регламента законопроект №2766 снова поставили на голосование и голосовали несколько раз. Кому-то этот законопроект крайне важно протолкнуть, несмотря на очевидные нарушения.
Дальнейшее развитие событий вполне предсказуемо: чем больше запретов на ТВ, тем меньше зрители хотят его смотреть. Всего за год число нелегальных спутниковых тарелок выросло с 4,5 до более 5 миллионов. Люди идут на спутник смотреть запрещенное российское кино, а теперь еще и украинское - снятое в копродакшне с Россией. Вместе с фильмами там же они будут бесконтрольно поглощать и российскую пропаганду. Кстати, новые запреты спутниковых каналов не касаются.
Вводить льготный режим для украинских программ, без сомнения, нужно, но не уничтожая новыми запретами телевидение как таковое. Все отечественные крупные каналы уже активно производят и заказывают продукцию у украинских продакшнов, но полностью перезагрузиться по щелчку невозможно. Телевидение - это бизнес с длинным циклом планирования. На завтра никто не в состоянии закупить и сделать телепродукт, который нравится депутатам и который неизвестно, понравится ли нашему зрителю.
Генеральный директор 1+1 Медиа Александр Ткаченко
Безусловно, квотирование станет стимулом для увеличения собственного производства. Помимо всего прочего - принесет ясность в беспорядок, существующий сегодня в понимании того, что считать собственным продуктом. Потому, что существует много опций, как выдавать продукцию произведенную в этом и прошлом году за продукцию 13-го года, чем некоторые коллеги с других телеканалов активно пользуются. А квотирование - нормальный европейский подход, он существует в многих странах и направлен, прежде всего, на защиту собственного производства и стимулирования совместного производства с ведущими европейскими и американскими компаниями. К примеру, во Франции под европейский продукт отводится 60%, под французский - 40%. В соседней Польше - от телеканалов требуется 33% от квартального объема программ на польском языке. Я думаю, за этим наше будущее.
Лазеек для нарушения законодательства после принятия закона как минимум будет меньше. Многие коллеги конечно талантливы с точки зрения их поиска, но надеюсь, что этот закон в том числе образумит желающих его обходить.
Директор канала М1 Валентин Коваль
Ничего особо нового в законе нет. Просто Россию исключили из европейского продукта, оставив им 30%. Если кроме европейских стран, в квоту 70% входит контент производства Украины, США и Канады, то многие вещатели новую норму потянут. К тому же, не стоит забывать о таких уловках, как программы-контейнеры. Например, "Кино с …". В таких программах 2 минуты до, 2 минуты после говорит ведущий, а остальное время - трансляция фильма. Причем его название в программе передач отсутствует. И таких "контейнеров" может стать больше. Реально ведь после принятия закона ни одна из европейских стран не начала дарить нам кино, концерты, документалку... Должно пройти время.
А 30% времени для российского продукта - так это очень много. Не думаю, что его было больше. Кроме того, спутниковые вещатели вообще под новое регулирование не попадают. А с учетом роста спутникового смотрения этот закон - даже либерализация рынка. И опять ни слова про нишевое вещание (каналы наподобие Индийское кино, English Club, Первый Автомобильный, Плюс-Плюс...). На них по идее не должны распространяться общие нормы регулирования.
Директор радиогруппы ТАВР МЕДИА Игорь Чернышов
Для радиовещателей, в частности, нашей группы, ничего не меняется. Норму 50% музыкального продукта украинского производств для радио мы выполняем уже много лет. Что касается программного продукта, то у нас он на 100% украинский.
Исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей Екатерина Мясникова
Закон №2677 в первую очередь повлияет на копродакшн. К сожалению, мы снова идем по пути ограничения, которое, вероятно, нужно, но взамен не даем никаких других стимулов для развития собственного кинопроизводства. Вспомним хотя бы инициативную группу #КиноКраина, которая подготовила ряд законов для стимулирования кинопроизводства в Украине, но которые до сих пор не приняты.
С другой стороны, удивляет система определения и отбора стран, с которыми сотрудничество будет считаться допустимым. Мы хоть и стремимся в Европейский Союз, но по закону №2766 определение "европейский продукт" касается продукции стран, резиденты которых ратифицировали европейскую конвенцию о трансграничном вещании. А оказывается, что есть ряд европейских стран, например, Швеция или Голландия, которые ее не ратифицировали. И не всякий европейский продукт теперь будет попадать в квоту.
Потянут ли выполнение закона телеканалы? Думаю, не стоит в этом вопросе обобщать, поскольку уже есть каналы, которые активно занимаются продуктозамещением, а есть такие, которые все же опирались на совместный с российскими компаниями продакшн. Поэтому этот вопрос можно рассматривать исключительно индивидуально.
Генеральный продюсер Star Media Влад Ряшин
Абсурдность ситуации в том, что люди, которые не относятся к индустрии, активно ее регулируют. Я понял, если бы это касалось украинского продукта, но речь идет о европейском, американском и, внимание, канадском контенте. Хотя телевизионный рекламный рынок настолько мал, что качественно производить большое количество украинского контента просто не за что - не хватает средств. Мне не понятно, почему украинские законодатели лоббируют интересы европейских, американских и канадских производителей. Очевидно, что логики здесь нет. Возможно, это было голосование не "за" европейское, а против совместного производство с российскими компаниями. Копродакшн с российскими производителями теперь в квоте 30 %.
Рынок отечественного кинопроизводства "дышит на ладан". Телевизионный рекламный рынок, который является основным источником для отечественного кинопроизводства, "откатился" на 16 лет назад. Да, в этом году он поднимется процентов на 20 в гривне. В прошлом году рынок был в районе 130 млн долларов, в этом, может, будет 140 млн или 150 млн, но этого очень мало, чтобы производить хороший контент. Поэтому, конечно же, каналы и продакшн-компании ищут варианты совместного производства. К сожалению, с европейскими или американскими компаниями сотрудничать - очень сложное дело. Поверьте мне, я это знаю. Мы производим наш международный проект "Мата Хари" на английском языке, сейчас обсуждаем с Польшей копродакшн проекта "Барбара Брыльска", подписали договор с компанией Fremantle Media о совместном производстве проекта "София". Мы, как никто, в этом участвуем, но это разовые проекты - не поток.
О протекционизме отечественного производителя здесь не может быть и речи. Нет ни поддержки, ни протекционизма. Единственное, что касается хоть какой-то поддержки отрасли - это закон от инициативы #Кінокраїна. Этот проект прошел первое чтение, надо оставить его в покое и принять в том виде, в каком он был продуман. Но по каким-то причинам закон до сих пор не выносится на голосование.
Сейчас в парламенте новый законопроект от тех же "авторов хитов" 4303, в нем много таких "мощных идей", одна из них - если, например, российский режиссер или актер участвует в украинском фильме, он должен письменно подписать осуждение политики России. Надеюсь, он не будет принят. Но мы уверенными шагами и быстро двигаемся к худшим традициям цензуры и регулирования Советского Союза.
Авторы закона 2766 ссылались на европейский аналог. Так вот он был направлен на поддержку европейский компаний, как раз против американских и канадских. Он квотировал долю европейского телепродукта в эфире европейских телевизионных каналов. Европа большая, и рынок огромный: у Франции, Германии и других стран огромные телевизионно-рекламные бюджеты, огромные возможности инвестирования в продукт. Огромное количество европейского продукта, который даже на рыночных условиях, успешно боролся с американским. Тот европейский законопроект был абсолютно протекционистским по отношению к европейскому продукту, а этот? Этот по отношению к украинскому - нет.
Тяжело комментировать глупости и непрофессионализм. Я просмотрел список проголосовавших "за" и знаю лично многих депутатов. Хоть бы посоветовались.
Стас Юрасов