Гибридная труба. Как Северный поток-2 поссорил страны ЕС и США
83f24fbc62308932979dbc80b8220941.jpg

15 июня сенат США практически единогласно (98 голосов против 2) расширил санкции против России. Под ограничительные меры могут попасть инвестиции в строительство Россией экспортных газопроводов в объеме более $1 млн единовременно, или более $5 млн в течение года.

Новые санкции затронут реализацию Россией ее главной трубопроводной идеи фикс - проекта Северный поток 2. Строительство трубы по дну Балтийского моря в Германию направлено на обнуление транзита российского газа через Украину, а это $2 млрд ежегодной выручки. В проекте кроме российского Газпрома принимают участие 5 крупнейших европейских компаний.

Если в Украине расширение санкций приветствовали, то в Европе решения американских сенаторов не вызывало однозначной оценки. Открыто против решения Сената выступили министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн. Такой же критической оценки придерживается канцлер Германии Ангелу Меркель, сообщают немецкие СМИ.

Германия в лице Меркель является самым влиятельным сторонником санкций, введенных Европейским союзом против России после аннексии Крыма и начала агрессии в Донбассе. С другой стороны, Германия - главный покупатель российского газа и лоббист Северного потока 2, против реализации которого открыто выступают Польша, страны Балтии и Украина.

В этом плане продвижение Россией Северного потока 2 с привлечением в проект крупных европейских холдингов, выглядит как продолжение гибридной войны, направленной на наращивание противоречий внутри стран-членов ЕС и усиление собственных позиций на газовых рынках Европы. Но если жертвой этой войны Германия вряд ли станет, то Украина может лишиться львиной доли транзита газа уже с 2020 года.

В чем смысл новой трубы

Северный поток 2 (СП-2) сложно оценивать исключительно как экономический проект. Мощность запланированных двух новых ниток газопровода по дну Балтийского моря составят 55 млрд кубометров, предварительный объем инвестиций - 9,5 млрд евро.

При этом уже существующие экспортные мощности по доставке газа в Европу из России (около 255 млрд кубометров в год) превышают рекордный экспорт Газпрома по итогам прошлого года на 75 млрд кубометров.

В прошлом году российский монополист показал значительный прирост экспорта газа - на 12% до 179,3 млрд кубометров. Это позволило Газпрому нарастить долю на европейском рынке до 33,5%. Более 82 млрд кубометров транзитного газа (или 45%) прошли через украинскую газотранспортную систему. Еще 8 лет назад доля Украины в транзите российского топлива составляла около 80%.

Первая задача строительства СП-2 - свести долю Украины в транзите российского газа к минимальным показателям. Руководство Газпрома этого не скрывает. "Мы можем говорить о гораздо меньших объемах транзита после введения СП-2, возможно, около 15 млрд кубометров в год для стран, которые граничат с Украиной", - говорил глава Газпрома Алексей Миллер в апреле этого года.

В прошлом году НАК Нафтогаз Украины получил чистую прибыль в размере 26,5 млрд гривен (более $1 млрд), которая была обеспечена преимущественно доходами от транзита газа.

Читайте также: Санкции навсегда 

Глава НАК Нафтогаз Украины Андрей Коболев в интервью The Wall Street Journal позитивно высказался о новых санкциях против России. "Мы бы также посоветовали США как можно скорее расширить санкции в отношении всех компаний, потенциально вовлеченных в этот проект (СП-2), - говорит Коболев. - Любая независимая оценка показывает, что этот трубопровод противоречит интересам США. Он также противоречит принципу солидарности в Европе…, позволят Газпрому злоупотреблять своим доминирующим положением на газовом рынке Европы".

Бизнес есть бизнес

Политика - отдельно, бизнес - отдельно. Такого отношения к своим трубопроводным проектам ожидает Газпром со стороны стран Европейского союза. Для воплощения в жизнь подобной модели Газпром использует старый проверенный метод - привлечение к проектам частных европейских компаний, которым сотрудничество с Газпромом сулит немалую выгоду.

Реализация СП-2 - яркий тому пример. Новую трубу будет строить 100%-я дочерняя компания Газпрома Nord Stream 2 AG. В апреле эта структура подписала договор о финансировании проекта, участниками которого стали пять крупнейших европейских нефтегазовых холдингов: Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. Все они предоставят Nord Stream 2 AG кредиты на общую сумму 4,75 млрд евро под 6% годовых.

То есть, вне зависимости от того, будет построен новый газопровод или нет, европейские компании свои деньги получат. К слову, три из пяти компаний-партнеров Газпрома по СП-2 являются поставщиками реверсного газа в Украину.

Привлекая трансевропейские холдинги в проект, где кроме Газпрома, никто ничем не рискует, российская монополия юридически пытается обосновать, что Северный поток 2 - это исключительно коммерческий, частный проект, который не несет политической нагрузки и не требует внимания высших бюрократических кругов Евросоюза. Правда, такое отношение к газопроводным идеям разделяют далеко не все.

nord-streams-map-ru-2016-05.jpg

Политика есть политика

С позицией российской монополии не согласны Польша, Словакия, страны Балтии, Румыния Украина. "Северный поток 2 - это политический проект и Польша это решительно подчеркивает в ходе переговоров в ЕС, - говорила в мае глава правительства Польши Беата Шидло. - В Европе есть много стран, которые думают подобным образом: СП-2 является инвестицией, которая угрожает стабильности в Европе".

В таком же ракурсе о проекте Газпрома говорила президент Литвы Даля Грибаускайте, с настороженностью о новом трубопроводе высказывались представители Швеции, Финляндии и Дании. Впрочем, на этом перечень критиков Северного потока 2 исчерпывается.

Строительство и запуск газопровода в нынешнем виде кроме резкого снижения транзита газа через Украину и Словакию грозит усилением позиций Газпрома на европейском рынке и возможному диктату условий поставок топлива. Это противоречит мировому тренду: сейчас рынок газа максимально либерализуется и становится глобальным за счет экспорта дешевого сжиженного газа и сланцевой революции в США.

Читайте также: Юрий Витренко: Новая цена газа от Газпрома будет ниже европейской 

Нынешнее европейское газовое законодательство (так называемый "третий энергопакет") было принято для ограничения влияния поставщиков (владельцев) газа, в частности Газпрома. Транспорт газа через морской (оффшорный) газопровод формально не подпадают под это законодательство, что ослабляет свободу торговли газом.

Лоббирует проект Германия, наиболее влиятельная страна в ЕС. Две нитки СП-2 выходят на немецкий спотовый рынок, который за счет новых мощностей Северного потока пополнится 55 млрд кубометров газа. Это сделает Германию еще более весомым игроком на энергетической карте Европы.

Для объемов газа из СП-2 необходимо построить наземный газопровод Eugal. Он соединит Балтийское побережье Германии с Чехией. В отличие от морского газопровода, доступ к Eugal может быть ограничен Еврокомиссией по примеру существующего газопровода OPAL (построенного для приема газа из Северного потока 1).

Впрочем, усилиями лоббистов Газпрома в Европе, эти ограничение могут быть с такой же легкостью сняты, как и введены. В октябре 2016 года Еврокомиссия сделала для российской монополии исключение и вывела OPAL из-под действия "третьего энергопаета". Теперь это решение оспаривает Украина и Польша.

Разделяй и властвуй

В принятом сенатом США законопроекте вопрос Северного потока 2 вынесен в отдельный параграф. "США будут продолжать препятствовать проекту из-за его пагубных последствий для энергетической безопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ в Украине".

санкции скрин(3).png
санкции скрин(3).png

Германия и Австрия в тот же день резко раскритиковали подобные инициативы США. "Политические санкции не должны затрагивать экономические интересы. И угроза наказанием компаниям из Германии, Австрии из-за того, что они участвуют в газовых проектах с РФ, вносит совершенно новое, отрицательное качество в европейско-американские отношения", - говорится в совместном заявлении министра иностранных дел Германии Зигмара Габриеля и канцлера Австрии Кристиана Керна. 

"Это (санкции, - Ред.), если осторожно формулировать, своевольный шаг Сената", - процитировал канцлера ФРГ Ангелу Меркель ее пресс-секретарь Штеффен Зайберт.

Если добавить к этому резкое неприятие Северного потока 2 частью стран ЕС и активное лоббирования газпромовских интересов другими странами еврозоны, то продвижение Россией проекта Северного потока 2 вписывается в целостную стратегию России по расколу ЕС и его партнерства с США, которую уже успели охарактеризовать как "гибридная война".

Кроме укрепления позиций Газпрома в Европе Северный поток выполняет задачу раскола. А именно противопоставляет друг другу страны, бывшие ранее союзниками. Европа, ослабленная изнутри миграционным кризисом, Брэкситом, ростом влияния правых популистов, получает новый внутренний конфликт.