Содержание:
  1. Кто финансирует льготный тариф для населения
  2. Почему повышение тарифа было неизбежным
  3. Хватит ли установленного тарифа
  4. Чего ждать в будущем

Кабмин 30 мая своим постановлением №544 утвердил повышение тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей (население) с 1 июня до 2,64 грн/кВт-ч.

Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях

До этого тариф для населения составлял 1,44 грн/кВт-ч, если абонент потребил менее 250 кВт-ч в месяц и 1,68 грн/кВт-ч, если больше этого порога.

Таким образом, дифференциация тарифов в новой модели отменяется. Однако остаются зонные коэффициенты. К примеру, при наличии верифицированного облэнерго двухзонного счетчика абонент и дальше будет платить за ночное потребление с 23 до 7 часов тариф с коэффициентом 0,5.

Общий месячный чек абонента, который, например, потребляет около 200 кВт-ч в месяц, увеличится с 290 до 530 грн.

Фіксована вартість постачання електроенергії населенню
Фиксированная стоимость поставок электроэнергии населению

Повышение тарифов планировалось с 1 апреля, затем с 1 мая. Как рассказали LIGA.net собеседники в Кабмине – решение откладывалось для подготовки надежной системы верификации получателей субсидий.

"Этим процессом занимаются Минсоцполитики и Минцифры. С одной стороны, стоит задача, чтобы все нуждающиеся в помощи для оплаты энергоносителей получили ее. С другой стороны, нужно отсеять тех, кто не имеет задекларированных доходов, но покупает в собственность дорогие автомобили или квартиры", – рассказал собеседник LIGA.net.

Параллельно Офис президента, Кабмин, Минэнерго и Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) согласовывали приемлемую концепцию повышения. С одной стороны, она должна дать дополнительные средства энергетическому рынку, с другой – не вызывать политических рисков.

К примеру, рассматривалась экзотическая концепция "рыночного тарифа для богатых". Планировалось установить рыночный тариф – около 6 грн/кВт-ч – для тех бытовых потребителей, которые потребляют более 1000 кВт-ч в месяц.

Но от этой модели отказались. Во-первых, половина таких потребителей – это те, кто использует электроэнергию для отопления, что не гарантирует их состоятельности. Во-вторых, абоненты могли легко обойти такую норму, например, разбив потребление на несколько приборов учета.

Кто финансирует льготный тариф для населения

Тарифы для населения регулируются постановлением Кабмина №483 от июня 2019 года, которым утверждено Положение о возложении специальных обязанностей (ПСО) на участников рынка для обеспечения населения льготным тарифом. Именно в этот документ правительство внесло изменения постановлением №544 от 30 мая.

За четыре года модель ПСО менялась несколько раз. Последняя итерация прошла в октябре 2021 года. Но доноры льготного тарифа для населения неизменны – государственные компании НАЭК "Энергоатом" и Укргидроэнерго.

Энергоатом – оператор АЭС, производящий более половины электричества в стране. Укргидроэнерго оперирует гидро- и гидроаккумулирующими станциями. До войны компания занимала долю 6–8% в структуре генерации. Соответственно, вклад в ПСО распределяется примерно 85% и 15%, где основную часть платит Энергоатом.

Упрощенно модель ПСО можно описать следующим образом. Электроэнергию населению продают поставщики универсальных услуг (ПУПы), компании аффилированные с облэнерго. Тариф для населения примерно в 4 раза меньше рыночной стоимости снабжения. ПУПы покупают ресурс по рыночным ценам, платят тарифы на передачу и распределение. А разницу между льготным тарифом для населения и рыночной стоимостью им компенсирует государственная генерация – доноры ПСО.

Предполагается, что Энергоатом и Укргидроэнерго продают свой ресурс на рыночных сегментах и получают прибыль из-за условно низкой себестоимости генерации. Этими средствами они компенсируют ПУПам ущерб от поставки электричества населению. Такая модель более или менее была сбалансирована до полномасштабного вторжения. Но с началом войны произошли перекосы.

Во-первых, оккупанты захватили Запорожскую АЭС – крупнейшую в Европе атомную станцию с шестью энергоблоками по 1 ГВт мощности. Соответственно, Энергоатом потерял почти половину доступной мощности.

Во-вторых, из-за войны значительно сократилось потребление электричества промышленностью – примерно на 40%. А вот потребление населением упало не так ощутимо – до 20%. Соответственно в системе меньше ресурса, который продается по рыночным ценам, обеспечивает доходы Энергоатома и функционирование ПСО.

Почему повышение тарифа было неизбежным

Министр энергетики Герман Галущенко на брифинге 30 мая заявил, что деньги от повышения тарифа нужны для возобновления энергетической инфраструктуры. Вероятно такой месседж был утвержден, как понятное обществу объяснение роста тарифов.

Мы будем публично показывать, как мы восстанавливаем энергетические объекты, чтобы было понятно, как все это работает и для чего это делается, заявил министр.

На самом деле дополнительные средства большей частью пойдут Энергоатому, который снизит сумму компенсации ущерба ПУПам. По понятным причинам оккупанты не обстреливали АЭС ракетами и дронами прошлой зимой. Вместе с тем, Энергоатом – постоянный фигурант публикаций "Наших денег" о завышении закупочных цен на тендерах.

С другой стороны, Энергоатом и так недоплачивает ПУПам, что создает проблемы для функционирования системы. По подсчетам НКРЭКУ, общая сумма разницы между тарифом для населения и рыночной стоимостью составляет 140 млрд грн в год. Из них 100 млрд еще могут обеспечить Энергоатом и Укргидроэнерго. А вот дыру в 40 млрд грн нечем покрыть.

Эта дыра создает долги по всей цепи расчетов в энергорынке. Энергоатом не платит ПУПам. ПУПы не платят тариф на передачу системному оператору Укрэнерго. Укрэнерго не может заплатить генерации: станциям, работающим на "зеленом тарифе", и участникам Балансирующего рынка, которыми являются те же ГЭС Укргидроэнерго.

Потенциально могли быть три источника закрытия этой дыры: средства международных доноров, государственный бюджет или повышение тарифа. На первый источник некоторое время рассчитывал Галущенко. Так, в марте он призвал мировые энергокомпании поделиться с Украиной сверхприбылями, которые они получили в результате российского нападения и удорожания энергоносителей. Очевидно, что энергетические гиганты не отреагировали на этот призыв.

Вынимать средства из бюджета – это забирать у армии, финансируемой исключительно за счет налогов. Донорские средства не могут быть направлены на оборону. Осталось только повышение тарифов.

Хватит ли установленного тарифа

Согласно расчетам НКРЭКУ, чисто математическим, для покрытия упомянутой выше дыры в 40 млрд грн тариф должен был составить 2,88 грн/кВт-ч. То есть в два раза больше минимального, действовавшего до июня. Вероятно правительство решило, повышение менее чем в два раза вызывает меньшее раздражение у населения. Поэтому конечный заявленный вариант 2,64 грн/кВт-ч.

Но такой уровень покроет 25-30 млрд грн недостатка из 40. Где найти оставшиеся? Ответ на этот вопрос кроется в решении НКРЭКУ от 31 мая, которым Регулятор отменил предельные цены на рынке электроэнергии с 30 июня – так называемые прайс-кепы (price-cap).

Для этого были приостановлены некоторые пункты постановления Регулятора №332 от 25 февраля 2022 года, которым вводилось экстренное регулирование для обеспечения стабильного функционирования рынка в "особый период".

По информации LIGA.net, такое решение уже несколько месяцев обсуждалось властями. Впрочем, предполагалось не полная отмена, а значительное повышение предельных цен в пиковые часы потребления: утром и вечером.

Сегодня прайс-кепами установлены сравнительно узкие коридоры цен на рынке электроэнергии. В дневной зоне цена может колебаться от 2,65 до 4 грн/кВт-ч. В ночной: от 1,38 до 2 грн/кВт-ч. НКРЭКУ постановила, что с 30 июня они будут отменены, но "не раньше чем будут установлены новые".

Если бы не было прайс-кепов НКРЭКУ, действовали бы ограничения, утвержденные правилами рынка, – документом, скопированным с европейских норм. Они допускают ценовой коридор от 0,01 до 50 грн за кВт-ч. Участники рынка опасаются, что с 30 июня могут быть применены именно такие "условные" ограничения.

Этот шаг, с одной стороны, обусловлен необходимостью импорта электроэнергии из Европы для обеспечения украинских потребителей. С мая началась ремонтная кампания АЭС и ТЭС, поэтому без импорта пришлось бы вновь вернуться к почасовым ограничениям потребителей, действовавших зимой. Учитывая, что цены на смежных рынках обычно выше, чем в Украине, с существующими прайс-кепами коммерческий импорт невозможен.

С другой стороны, такое решение приведет к росту общего чека стоимости электроэнергии для юрлиц, что принесет рынку дополнительные средства. Следовательно – компенсирует недостаток от "недоповышенного" тарифа для населения.

Чего ждать в будущем

Министр энергетики заявил, что дальнейшее увеличение тарифа для населения не планируется. Впрочем, рано или поздно тариф придется повышать дальше.

Рыночный тариф состоит из нескольких позиций. Во-первых, это рыночная цена электроэнергии, которая сейчас составляет около 3 грн/кВт-ч и меняется в зависимости от спроса и предложения. Также в него входят регулируемые тарифы на передачу и диспетчеризацию, получателем которых является Укрэнерго. Эти два тарифа составляют 0,63 грн/кВт-ч.

Структура ринкової вартості постачання електроенергії
Структура рыночной стоимости поставок электроэнергии

Большую долю в структуре занимает тариф на распределение электроэнергии, получаемый облэнерго. Для потребителей второго класса напряжения, которыми являются все бытовые потребители, эти тарифы составляют 1,5-2 грн/кВт-ч в зависимости от региона. К этому нужно добавить регулируемый тариф ПУПов, который составляет чуть менее 0,1 грн/кВт-ч и 20% НДС.

Таким образом, рыночная стоимость поставки электричества составляет не менее 6 грн/кВт-ч (за исключением Киева, где самый низкий в стране тариф на распределение). А это все равно более чем в два раза выше скорректированного с 1 июня тарифа для населения.