Прощай, Газпром. Как соскочить с газовой иглы
899cf02c965152f0c2b567e074c47561.jpg

Несмотря на громкие заявления, звучавшие в течение года в адрес Газпрома, Украина остается глубоко зависимой от поставок газа из России. Не помогли ни угрозы судом, ни  реверсные поставки из Европы, ни шумный запуск проекта по строительству LNG-терминала. Эксперты энергетического рынка объяснили ЛІГАБізнесІнформ, почему попытки слезть с газовой иглы остаются тщетными.

Михаил Гончар, руководитель энергетических программ центра "Номос":

"Возможна ли энергетическая независимость Украины в обозримом будущем? Если речь идет о 2-3 годах, наверное, нет. Ведь такие проекты более длительны по своему характеру и природе, для этого нужно не менее 15 лет.

Примером может служить Азербайджан. В начале 1990-х годов страна импортировала газ, инфраструктурно зависела от российских маршрутов поставок. Кроме того, государство находилось в состоянии гражданского конфликта и войны с соседней Арменией. Но уже в 2006 году заработал проект Азери-Чираг-Гюнешли, заработал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и начал вводиться в эксплуатацию трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.

Украина получила возможность сделать рестарт. Но то, что сейчас происходит в энергетической сфере, напоминает дежа-вю. Все это мы проходили в начале 1990-х годов

Украина же с самого начала имела лучшие стартовые возможности. У нас не было военных конфликтов, хотя запасы углеводородов были такими же истощенными, как и азербайджанские. Но отличие состоит в том, что Азербайджан 20 сентября 1994 года заключил контракт века (контракт с мировыми нефтегазовыми корпорациям на разработку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, - ред.), и от положений этого контракта никто не отступал. Это касается и других проектов. К сожалению, пример Украины показывает абсолютно другие подходы.

На сегодняшний день, завершая первый 20-летний цикл, более длительный, чем азербайджанский, у Украины есть возможность сделать рестарт. Но то, что сейчас происходит в энергетической сфере, напоминает дежа-вю. Все это мы проходили в начале 1990-х годов. Вспомним, например, осень 1992 года, когда в Украине появилась первая концепция обретения Украиной энергетической независимости. Положения той концепции остаются актуальными и сегодня. Это касается разработки собственных энергоресурсов, диверсификации, и т.д. Сегодня же мы видим лишь скромные достижения Украины в этом вопросе. Например, сооружение морского нефтяного терминала Южный, строительство трубопровода Одесса-Броды. Но, опять же, этим инструментом Украина не смогла как следует воспользоваться.

Если предыдущие подходы будут сохраняться, следующий 20-летний цикл не даст результатов. Время иллюзий прошло, и не стоит нацеливаться на поиски дешевого газового рая

Но я не хотел бы сгущать чрезмерно краски - перспектива есть. Однако, если предыдущие подходы будут сохраняться, следующий 20-летний цикл не даст результатов. Время иллюзий прошло, и не стоит нацеливаться на поиски дешевого газового рая".

Валентин Землянский, независимый эксперт энергетического рынка:

"Возможность обретения Украиной энергетической независимости, на мой взгляд, лежит в плоскости политической воли. С дешевым газом в 1990-е годы у Украины были возможности для проведения, например, мероприятий по модернизации производства. Однако этого не происходило. Это было время первичного накопления капитала, и основной упор делался на извлечение максимальной прибыли из того резерва, который остался со времен Советского Союза.

И до тех пор, пока не только психологически, но и политически будет сохраняться советская система ведения хозяйства, в том числе и в энергетической сфере, мы будем постоянно спотыкаться, наступать на одни и те же грабли, и сталкиваться с одними и теми же проблемами.

Сегодня как от внутренних, так и от внешнеполитических решений зависит, насколько мы сможем достигнуть энергетической независимости. Ведь заявленные проекты - в частности, строительство LNG-терминала, участие в международных проектах, например, строительстве газопровода ТАНАП, развитие внутренней добычи, Черноморский шельф, нетрадиционны газ - лежат в плоскости политики. Примером того, что для достижения поставленных целей необходима политическая воля, может послужить потеря Украиной туркменского газа. Вспомните блиц-криг господина Путина по Средней Азии и заключение долгосрочных контрактов на поставки всех объемов туркменского газа, который шел на экспорт, в Российскую Федерацию. Украина же, в свою очередь, была вычеркнута из списков получателей этого газа.

До тех пор, пока не только психологически, но и политически будет сохраняться советская система ведения хозяйства, в том числе и в энергетической сфере, мы будем постоянно спотыкаться, наступать на одни и те же грабли

Следует также учитывать, что Украина не сможет достигнуть положительных результатов без проведения мероприятий, касающихся энергосбережения и повышения энергоэффективности. Без этого никакие альтернативные источники, никакая диверсификация, никакое увеличение добычи внутри страны не даст нам достичь энергетической независимости, мы все равно будем зависеть от импорта".

Владимир Сапрыкин, независимый эксперт по энергетическим вопросам:

"На сегодняшний день термин "энергетическая независимость" в Украине не сформирован: то ли это нулевой импорт российского газа, то ли что-то другое. Тут нужно знать, от чего отталкиваться.

За пример для Украины в плане энергетической независимости можно было бы взять не Азербайджан, а Японию. В стране почти нет никаких энергетических ресурсов, однако она является энергетически независимой, поскольку имеет диверсифицированный импорт. С другой стороны, Япония пытается извлекать любые запасы. Например, там недавно началась пробная добыча сланцевой нефти. Это, конечно, пока лишь исследование, однако Япония берется за решение этого вопроса.

Что же касается Украины, то наша страна занимает видное место по запасам углеводородов в Европе. И, естественно, Украине нужно нацеливаться не только на энергосбережение, но и на добычу нефти и газа. Конечно, необходимо заниматься не бумажными ресурсами углеводородов, а доказанными запасами уже разведанных месторождений. Это показывает практика ГАО Черномрнефтегаз. Уже к 2015 году компания может в три раза увеличить добычу газа, довести добычу через несколько лет до 5 млрд. кубометров. Таким образом, Крым сможет не только обеспечить себя голубым топливом, но и подавать газ в соседние области.

За пример можно было бы взять не Азербайджан, а Японию. В стране почти нет энергетических ресурсов, но она является энергетически независимой благодаря диверсифицированному импорту

Если же брать по отдельным направлениям, то с добычей, например, шахтного метана есть определенные проблемы. Безусловно, основные проблемы тут составляют геология, она не очень удобна для добычи, а также высокие расходы. Однако здесь есть перспективы.

Что же касается сланцевого газа, то вместо мероприятий относительно его добычи, в Украине развернулась дискуссия: не вредно ли это для экологии. Безусловно, если не придерживаться соответствующих стандартов, это может быть вредно - любая человеческая деятельность вредна для экологии. В этой связи Европейский Союз готовит собственное законодательство по добыче сланцевого газа, и на сегодня, утверждают в ЕС, его добыча безопасна. Поэтому стоит больше заниматься решением конкретных вопросов.

В отношении строительства LNG-терминала, действительно, возникла неожиданная проблема (подписание соглашения с испанской компанией Gas Natural Fenosa, - ред.). Но нужно смотреть глубже, и заниматься поиском конкретных инвесторов. Самостоятельно Украина не сможет довольно быстро реализовать этот проект".