
Захват Кременчугского НПЗ (ПАО Укртатанфта), осуществленный в 2007 году, скорее всего, является самой яркой рейдерской атакой из портфеля Геннадия Корбана.
В 2007 году группа Приват совместно с харьковским бизнесменом Александром Ярославским начала недружественное поглощение крупнейшего в Украине Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, которое продолжалось около двух лет.
К тому времени контроль над Укртатнафтой удерживали татарстанские акционеры в лице нефтяной компании Татнефть и ряда офшорных структур. В совокупности россияне владели более 50% акций, тогда как НАК Нафтогаз Украины принадлежало 43,054%. Группа Приват и Ярославский владели чуть более 1% акций НПЗ через компанию Корсан.
Активная фаза атаки началась с решения Апелляционного суда Сумской области, который в августе 2007 года восстановил Павла Овчаренко (считался человеком Ярославского. - Ред.) в должности главы правления Укртатнафты. Этот вердикт хранился в тайне несколько месяцев и был вынут из-под сукна, когда настал нужный момент.
19 октября 2007 года Овчаренко в сопровождении днепропетровской охраной фирмы Бук беспрепятственно проник в офис Укртатнафты в Кременчуге и, предъявив решение суда трехмесячной давности, начал выполнять обязанности главы НПЗ.
Читайте также Государство Украина проиграло Татнефти международный арбитраж
Представитель татарстанских акционеров Сергей Глушко, которого Овчаренко потеснил в кресле главы компании, не оспаривал силового устранения с должности: против него еще летом 2007 года было возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов.
Государство никаких реальных шагов по разрешению конфликта на Укртатнафте не предпринимало. Это в итоге позволило Привату и Ярославскому сконцентрировать более 50% акций Кременчугского НПЗ. Процессом "отбора" акций у россиян руководил непосредственно Корбан и группа юристов.
Сама схема выглядела довольно просто. В 2007 году Хозяйственный суд Киева удовлетворил иски Фонда государственного имущества о признании незаконными вексельных сделок по покупке 18,3% Укртатнафты компаниями SeaGroup International и AmRuz Traiding AG, которыми владели руководители Татнефти.
В дальнейшем эти акции были списаны на счета самой Укртатнафты и проданы на аукционе за 2,1 млрд грн компании Корсан (Днепропетровск), контролируемой Приватом и Ярославским.
Так называемый аукцион по продаже этих акций проходил в помещении Укртатнафты и в присутствии нескольких журналистов и Геннадия Корбана, который открыто заявил, что представляет компанию Корсан. Нафтогаз как акционер НПЗ предсказуемо отказался от участия в "торгах", сославшись на отсутствие денежных средств.
По этой же схеме татарстанские акционеры лишились еще 36,6% акций Укртатнафты, принадлежавших Татнефти (8,6%) и Министерству имущества и земельных ресурсов Татарстана (28%). К 2009 году решения по отчуждению акций в пользу Привата прошли одобрение во всех судебных инстанциях Украины.
Все, чего добились владельцы Татнефти, - это решения Международного коммерческого арбитража, который присудил компании в 2014 году $100 млн компенсации за нарушение их прав в Украине. Правда, выплачивать эти средства будет не Приват, а государство из бюджета страны.