Юрий Продан: Энергетика Крыма не сможет обойтись без Украины
Юрий Продан, министр энергетики и угольной промышленности
В своем первом интервью на посту министра энергетики и угольной промышленности Юрий Продан определил рецепты выхода топливно-энергетического комплекса из кризиса, рассказал о погашении газового долга и о происходящем на энергорынке Крыма.
- Почему вы согласились возглавить министерство, ведь премьер-министр Арсений Яценюк уже назвал нынешний состав правительства "политическими камикадзе"?

- В энергетической отрасли я с 1999 года. И когда поступило предложение, посчитал некорректным отказаться. Тем более, мы знаем, что украинская энергетика - не в самом лучшем состоянии. Усложняют ситуацию и взаимоотношения с российским Газпромом.

- Вы уже связывались с главой ОАО Газпром Алексеем Миллером?

- Я дважды пробовал связаться, но пока что, возможно, из-за занятости господина Миллера, мне это не удалось. Сегодня все контакты осуществляются через председателя правления НАК Нафтогаз Украины Евгения Бакулина. Но я уже общался с министром энергетики Российской Федерации Александром Новаком. Мы будем продолжать сотрудничать.

- Долг Украины перед Газпромом составляет почти $1,8 млрд. Когда и за какие средства вы рассчитываете его погасить?

- Мы ожидаем поступления средств от Международного валютного фонда. И уже после этого будем разбираться, как урегулировать наши взаимоотношения с российской стороной. Возможно, нужно будет провести дополнительные переговоры с Газпромом. Ведь с российской стороны тоже были определенные обязательства, например, в плане предоставления кредита.

- Какова ситуация с расчетами предприятий теплокоммунэнрего перед НАК Нафтогза Украины?

- На сегодня предприятия ТКЭ задолжали 25 млрд грн. Одной из причин этого является дисбаланс в тарифах. Нафтогаз продает газ предприятиям ТКЭ по 1091 грн. за тысячу кубометров, а стоимость газа в цене тепловой энергии, которую продают ТКЭ, - 500 грн. за тысячу кубометров. Предприятия ТКЭ не имеют ресурсов для того, чтобы рассчитаться с НАКом.

- Как вы намерены исправить ситуацию?

- Сейчас стоит задача, чтобы в тарифе на тепло была заложена реальная цена. Если стоимость российского газа будет составлять $378 за тысячу кубометров, то в цене тепла - это 3 тыс. 780 грн. за тысячу кубометров.

- Стоит ли на повестке дня реформирование Нафтогаза?

- Конечно. Как я уже говорил, прежде всего, нужно сбалансировать тарифную политику, это поможет улучшить финансовое состояние госкомпании.

Кроме того, нужно вывести из управления НАКа дочерние предприятия, такие как Уктрансгаз. Они должны стать отдельными юридическими лицами. Это укладывается в требования третьего энергопакета. Среди других задач - обеспечение прозрачного недискриминационного доступа к газотранспортной системе и распределительным сетям.

- Можно ли будет в перспективе говорить о продаже Нафтогаза?

Сейчас речь не идет о продаже Нафтогаза. Но мы рассматриваем вопрос продажи на аукционах непрофильных активов госкомпании. Например, НАК не нуждается в компании Автогаз, которая реализует "голубое топливо" на заправках.

- Как вы оцениваете деятельность руководства НАК Нафтогаз Украины за последние годы, будет ли сменен ее глава?

- Думаю, что да. Мы сейчас рассматриваем кандидатуры, ищем профессионала, который бы действительно занялся реформированием компании. Надеюсь, что к следующем заседанию Кабинета министров мы назовем новую кандидатуру на пост главы госкомпании.

Мы уже обнаружили коррупционные нарушения. В частности, находясь в сложном финансовом положении, компания умудрилась безоплатно отпустить газа трейдерам по меньшей мере на 2 млрд грн. О других нарушениях можно будет говорить, когда проведут полный аудит компании.

- Какие нарушения были обнаружены в других отраслях сферы ТЭК?

- После того, как я возглавил министерство, мы отследили ситуацию в угольной отрасли. Достаточно сказать, что государственные шахты могли реализовывать уголь только через посредника, так называемый Донбасский расчетно-финансовый центр (ДРФЦ). Через этого посредника было реализовано продукции на сумму 4,5 млрд грн. Сейчас мы ликвидировали всех посредников. Уголь тепловым станциям поступает через госпредприятие Уголь Украины.

- Какие ключевые задачи намерено еще решать Минэнергоугля?

- Мы намерены изменить систему реализации сжиженного газа через аукционы. И для этого примем соответствующее постановление. Ранее весь газ продавался по 2 тыс. грн за тонну подставным фирмам, а реализовывался по 8 тыс. Соответственно, кто-то нагрел на этом руки. Мы эту практику пресекли.

Также мы намерены выровнять тарифы на электроэнергию для предприятий, которые были завышены НЭК Укрэнерго на 40%. Общие выплаты мы уменьшаем на 300 млн грн, перезаключаем договора с подрядчиками.

В перспективе у нас дойдут руки и до зеленой энергетики. Например, владельцы солнечных электростанций находятся в исключительно комфортных условиях в плане тарифов. На субсидии по зеленому тарифу государство тратит 1,4 млрд грн. Мы приведем эти тарифы в соответствие с европейскими нормами.

Что касается продажи энергетических активов, мы намерены инициировать изменение условий приватизации, потому что ранее они составлялись под конкретного покупателя. Мы обратились в ФГИУ с тем, чтобы пока вернуть нам пакеты акций энергокомпаний, которые сейчас находятся на балансе Фонда. Кроме того, мы намерены пресечь монополию на рынке тепловой генерации. Ведь не дело, если поставщик, например, компания ДТЭК, занимает 65-70% рынка.

Еще один немаловажный момент - исключение так называемых непрозрачных участников в соглашениях о разделе продукции с компаниями Shell и Chevron. Украинскую сторону в этих проектах должна представлять только государственная компания Надра Украины.

- Как вы оцениваете захват самопровозглашенным руководством Крыма энергетических объектов?

Мы не признаем так называемого руководства Крыма. Их действия незаконны, а объекты энергетики по-прежнему являются законной собственностью Украины. И мы будем продолжать отстаивать свои интересы. Пока что мы надеемся на урегулирование ситуации дипломатическим путем. Думаю, что все заявления о национализации госпредприятии делаются некоторыми деятелями на фоне эйфории. Однако непонятно, как они, в частности, будут решать вопрос с кредитными обязательствами компаний и т.д.

- Может ли Крым решить самостоятельно вопросы энергообеспечения?

В плане энергообеспечения Крым не является самостоятельным. Например, полуостров потребляет больше электроэнергии, чем производит. Есть солнечные электростанции, но солнце - это ненадежный поставщик. Россияне обещают поставить в Крыму газотурбинные установки, но их общей мощности не хватит, чтобы удовлетворить энергопотребление полуострова. Кроме того, добываемого Черноморнефтегазом газа может не хватить для того, чтобы поддерживать работоспособность этих установок.

Но несмотря на ситуацию, мы не намерены отключать Крым от энергосистемы. Да и нет для этого оснований - предприятия хоть и неудовлетворительно, но рассчитываются. Тем более мы понимаем, какая сейчас ситуация в Крыму.

- Намерена ли Украина решить вопрос реверсных поставок в ближайшее время?

- Да, 19 марта в Брюсселе я буду обсуждать этот вопрос с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером, а также с руководством ряда европейских компаний. Эттингер уже меня заверил, что будет способствовать подписанию контракта со Словакией по поставкам газа. Более того, мы намерены обсудить вопрос так называемого виртуального реверса, при котором часть российского топлива просто остается в Украине без пересечения границы Словакии.