Россия хочет обменять газовый штраф на консорциум по ГТС

Накануне очередного раунда переговоров по газовому вопросу Россия подает официальному Киеву сигналы о возможности урегулирования существующего конфликта. Об этом пишет КоммерсантЪ-Украина в публикации "Взгляд концентрируется на трубе".

В пятницу посол РФ в Украине Михаил Зурабов заявил, что претензии к Нафтогазу в размере $7 млрд могут быть отозваны, а цена газа для Украины снижена за счет создания газотранспортного консорциума. Переговоры между странами начнутся уже на этой неделе.

Высокопоставленный источник в Минэнерго утверждает, что Россия сейчас напрямую увязывает выставленный счет с условиями создания консорциума по управлению газотранспортной системой. "Мы же не видим никаких причин для разногласий по поводу недобора газа. Россия была заранее предупреждена об этом и теперь, игнорируя этот факт, пытается использовать свои претензии как разменную карту на переговорах по вопросу консорциума", - пояснил собеседник издания в Минэнерго. Он напомнил, что договор с Россией о транзите газа также подразумевал фиксированные объемы прокачки, однако в 2012 году Газпром транспортировал не 110 млрд. кубометров газа, как договаривались стороны, а лишь 85 млрд. кубометров. "Украина стоит на том, что рассматривать надо снижение цены газа и создание консорциума. А вопрос о счете на $7 млрд. вообще не имеет оснований", - сообщил собеседник издания.

Напомним, в Нафтогазе претензии Газпрома до сих пор не комментируют. Однако неофициально менеджеры компании утверждают, что погашать счет не собираются. Претензии Газпрома строятся на пункте 2.2 договора с НАК Нафтогаз Украины, в котором сказано, что Нафтогаз ежегодно должен потреблять не менее 52 млрд. кубометров российского газа и может снизить объем максимум до 42 млрд. кубометров. Поскольку Украина в прошлом году купила 32,9 млрд. кубометров российского газа (из них 24,9 млрд. кубометров приобрел Нафтогаз, а 8 млрд. кубометров - Ostchem Holding бизнесмена Дмитрия Фирташа), то за остальное топливо должна заплатить по принципу take-or-pay.