Скрытный союзник Путина - царь нефтяной торговли
Как утверждает Геннадий Тимченко, самый влиятельный независимый торговец российской нефтью, он слишком занят, чтобы встретиться со своим старым знакомым Владимиром Путиным - самым влиятельным человеком в России. "У меня нет времени, чтобы с ним встретиться, - рассказал обычно неразговорчивый предприниматель, живущий в Женеве, в своем первом интервью прессе в начале июня. - А у него, вероятно, нет времени встретиться со мной".
Как пишет американское издание "The Wall Street Journal", спустя пять дней Тимченко прибыл в Санкт-Петербург на частный банкет, где присутствовал и Путин - сегодня после восьми лет президентства он является новым Премьер-министром России. Оба они оказались гостями клуба дзюдо "Явара-Нева": Тимченко является одним из основателей клуба, а Путин - его почетным президентом.
Когда в 2000 году Путин пришел к власти, компания Тимченко - "Gunvor Group" - была никому не известна. Теперь же она выступает одним из важнейших игроков в бизнесе по продаже и транспортировке российской нефти. За февраль нынешнего года она отправила на экспорт из российских портов в 16 раз больше нефти, чем за февраль 2002 года, сообщает журнал "Nefte Compass", посвященный нефтяной торговле. В нынешнем году "Gunvor" готовится продать нефти на $70 млрд. - таким образом, компания станет четвертым в мире независимым поставщиком нефти. Первые три места занимают "Glencore International", "Vitol" и "Trafigura Beheer".
"Gunvor" окружает загадочная аура, удивительная даже для темного мира нефтяной торговли. Даже те, кто уже не первый год ведет дела с Тимченко, практически ничего не знают о нем, за исключением того, что он любит играть в теннис и продает большое количество нефти. В кругах российских бизнесменов и представителей внешней разведки не прекращаются разговоры о том, что Тимченко, как и Путин, служил в КГБ. Прежде чем дать согласие на интервью, предприниматель выдвинул два условия: "The Wall Street Journal" не должна публиковать его фотографию и не должна разглашать информацию, где именно в Женеве он работает.
В ходе двухчасовой беседы, которая проходила в его офисе - аскетическом, если не считать русской иконы на стене, - 55-летний магнат охотно рассказал о своем бизнесе - по-английски он говорит с акцентом. В оборону Тимченко перешел, лишь отвечая на вопросы о предполагаемых связях с КГБ (по его словам, это "сказки") и об отношениях с Путиным. Тимченко заявил, что знаком с Путиным с начала 1990-х, однако отметил, что они не являются друзьями. Он отрицает, что пользуется покровительством Путина. "Я предприниматель, а не политик", - говорит он. Успех "Gunvor" бизнесмен объясняет своим умением поставлять нефть вовремя и не выходя за рамки бюджета. "Наше преимущество обусловлено исключительно логистикой".
Тимченко представляет новый класс российских плутократов. В 1990-е годы при президенте Борисе Ельцине группа магнатов скупила государственные активы в ходе мошеннических приватизационных сделок - их состояния увеличились, а связи с Кремлем усилились. При Путине, который ценит выгоды свободного рынка, но опасается его открытости, важнейшие позиции в российской экономики стали занимать его давние союзники и бывшие сослуживцы по КГБ. Тимченко воплощает в себе те черты, которые ценятся при путинском капитализме: профессионализм, уважение к политике, давние связи с власть имущими и, что важнее всего, осторожность. "Все знают, чей он друг, - рассказывает Александр Темерко, бывший сотрудник частной российской нефтяной компании "ЮКОС", которая, по существу, была национализирована. - Люди охотно работают с теми, против кого не пойдет никто".
Финансовый взлет
На заре нового тысячелетия Ельцин ушел в отставку и его сменил недавно назначенный премьер-министр Путин. Цены на нефть начали расти. Стала подниматься и российская экономика.
Состояние Тимченко резко увеличилось. С 1999 по 2001 год его общий доход от зарплаты и инвестиций, задекларированный в Финляндии, вырос более чем в десять раз: он сообщил, что заработал 5,9 млн. евро (по тогдашним ценам - менее $5 млн.), и заплатил 1,9 млн евро налогов, говорится в финских налоговых документах.
Связи с "Сургутнефтегазом", которому сегодня принадлежит перерабатывающий завод в Киришах, также помогли ему упрочить положение. К 2002 году "Сургут" продавал на экспорт львиную долю своих нефтепродуктов через "Кинэкс". Как утверждает инвестиционный фонд "Hermitage Capital", действующий в России, таможенные и иные данные свидетельствуют, что "Кинэкс" покупал продукты по ценам ниже международных рыночных.
На это Тимченко возражает, что "Hermitage" не учитывает транспортные и другие расходы. К тому же глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов "вас сожрет", если "хотя бы один цент" пропадет, добавляет он. В апреле Богданов заявил в интервью одной из российских газет, что его компания экспортирует сырую нефть и нефтепродукты через различных трейдеров на рыночных условиях.
Устав от финских налогов, в 2002 году Тимченко с женой и младшим сыном перебрался в Швейцарию. По его собственным словам, он заключил сделку с налоговыми органами - каждый год бизнесмен выплачивает государству крупную сумму независимо от размера своих доходов. Швейцарские власти нередко заключают подобные соглашения с богатыми иммигрантами.
В 2003 году Тимченко купил особняк с видом на Женевское озеро за 18,4 млн. швейцарских франков - более $17 млн. по нынешнему курсу. Он получил разрешение местных властей на строительство подземного теннисного корта и бассейна. Его партнер Торнквист купил дом через дорогу.
Кроме того, Тимченко отмежевался от Каткова и Малова. По его словам, его давние российские партнеры не оценили международных перспектив. Он предложил "дружескую сделку", чтобы с помощью денег переманить их на свою сторону, но те отказались. "Пусть он вам объяснит, чего хочет", - советует Катков. Связаться для получения комментариев с Евгением Маловым не удалось.
В результате разрыва Каткову и Малову достались "Линк ойл" и "Кинэкс". А новые компании, связанные с Тимченко, установили контроль за большей частью поставок нефти через Эстонию и за торговлей нефтепродуктами "Сургутнефтегаза". Часть "IPP", одного из звеньев в этой цепи, преобразовалась в компанию "Gunvor", которая стала флагманом Тимченко.
По словам Тимченко, им с Торнквистом принадлежит более 80% акций "Gunvor Group". Остальные, говорит он, находятся в собственности его делового партнера из Санкт-Петербурга, имя которого Тимченко назвать отказался.
Набравшись опыта в торговле такими нефтепродуктами, как топливо, теперь Тимченко переключился на прибыльный бизнес, связанный с сырой нефтью. На мировом нефтяном рынке главную роль играют крупные нефтяные компании - у корпораций вроде "Exxon Mobil" и "Saudi Aramco" есть подразделения, которые продают и транспортируют собственную нефть - а также ряд независимых трейдеров наподобие Gunvor. Последние не только покупают и продают нефть, но и инвестируют средства в терминалы, перерабатывающие заводы и судоходные линии.
Усиление Тимченко совпало с масштабными изменениями в российской нефтяной промышленности. В 2003 году Путин начал возвращать под контроль государства энергетическую отрасль. После вызвавшего много шума приговора главе частной нефтяной компании "ЮКОС", который попал в тюрьму, контроль над сибирскими месторождениями "ЮКОСа" получила государственная "Роснефть". Государственная газовая компания "Газпром" приобрела другого крупного частного производителя - "Сибнефть". "Роснефть" и "Газпром" не стали пользоваться внутренними торговыми подразделениями "ЮКОСа" и "Сибнефти", а вместо этого начали продавать значительную часть своей продукции через "Gunvor". Группа Тимченко получила все "практически в одну ночь", утверждает бывший глава ныне распущенного торгового подразделения "ЮКОСа".
Компания "Gunvor" расширяла работу, открыла представительства в Сингапуре, в Нигерии и Амстердаме. Она приобрела финскую судоходную компанию и стала переманивать трейдеров у своих ведущих конкурентов, стремясь расширить бизнес на Африку и Латинскую Америку.
"Gunvor" подробно не информирует о своих доходах, но сообщает, что на сегодняшний день они измеряются "сотнями миллионов" долларов. Последние подробные цифры содержались в отчете "Gunvor Group" для своих партнеров и банкиров за 2006 год. В нем говорится, что доходы компании составили $220 млн.