Венгрия и Словакия сознательно зависят от энергоносителей из РФ, имея альтернативу: отчет
Фото: EPA / MARTIN DIVISEK
Содержание:
  1. Нефтяная зависимость
  2. Газовая зависимость
  3. Зависимость от ядерного топлива

Венгрия и Словакия имеют технические и экономические возможности, чтобы отказаться от российских нефти и газа, но не делают этого. Об этом говорится в отчете Центра исследования демократии (CSD, Болгария) и Центра исследования энергетики и чистого воздуха (CREA, Финляндия).

Действия этих стран противоречат общей стратегии ЕС по энергетической безопасности и санкционной политике против России, особенно на фоне успешного опыта других стран региона, таких как Болгария.

Документ анализирует зависимость Венгрии и Словакии от российских энергоносителей (нефти, газа и ядерного топлива) после полномасштабного вторжения в Украину. В нем утверждается, что эти страны, пользуясь исключениями из санкций ЕС, не только не снизили свою зависимость, но и увеличили ее.

В отчете "The Last Mile" отмечается, что для поддержания санкционной политики ЕС и долгосрочной энергетической безопасности Центральной Европы отказ от российских энергоносителей является не только возможным, но и необходимым.

"Болгария уже доказала, что отмена исключения из санкций ЕС и прекращение зависимости от российской нефти вполне возможны, совершив молниеносный переход от зависимости от российских энергоносителей. С тех пор страна наблюдает стабильные и даже падающие цены на топливо", — говорится в документе.

Нефтяная зависимость

Венгрия и Словакия имеют доступ к трубопроводу из Хорватии, пропускная способность которого (14,4-16,4 млн тонн в год) превышает совокупную потребность обеих стран (не более 11,1-12,2 млн тонн). Оба нефтеперерабатывающих завода в этих странах технически способны перерабатывать нероссийскую сырую нефть, что было доказано в 2019 году, когда в нефтепровод "Дружба" попала загрязненная российская нефть.

Несмотря на наличие альтернативы, в 2024 году зависимость Венгрии от российского сырья выросла до 86% (по сравнению с 61% до полномасштабного вторжения), а Словакия остается зависимой на уровне почти 100%.

Газовая зависимость

Альтернативные маршруты поставок газа имеют пропускную способность, которая в три с половиной раза превышает текущие российские поставки.

Греция, Болгария, Румыния, Сербия и Венгрия построили интерконнекторы и регазификационные заводы, позволяющие реверсные поставки и импорт нероссийского газа с мирового рынка.

Например, Трансбалканский трубопровод, ранее транспортировавший российский газ, теперь может использоваться для транспортировки газа с греческих и турецких терминалов сжиженного природного газа (LNG) в Центральную Европу, Молдову и Украину. Также существуют интерконнектор Словакия–Польша (с мощностью, превышающей годовое потребление Словакии) и связь с Австрией, которая является мощным газовым хабом.

Имея такие возможности, Венгрия и Словакия продолжают полагаться на российский газ. Их общая зависимость выросла с 57% в 2021 году до 70% в 2024 году.

Зависимость от ядерного топлива

Венгрия и Словакия исторически зависят от Росатома, поставляющего топливные сборки для реакторов ВВЭР советского образца.

Обе страны значительно увеличили импорт российского ядерного топлива после вторжения России в Украину, накапливая запасы. В 2024 году их общий импорт был на 105% выше уровня 2021 года.

И хотя они делают шаги к диверсификации (Венгрия подписала контракт с Framatome, а Словакия — с Westinghouse), участие Росатома в расширении АЭС создает долгосрочную технологическую и финансовую зависимость от Кремля.