Опровержение испанской Gas Natural Fenosa, которое появилось сразу после заявления Украины о подписании договора о консорциуме инвесторов LNG-терминала, может подорвать доверие инвесторов к проекту. И что хуже всего - затянуть срок его реализации. На мой взгляд, кто-то в Госагентстве по инвестициям и управлению национальными проектами Украины должен понести ответственности за сложившуюся ситуацию.

Бесспорно, у этого проекта есть много врагов. На геополитической арене проект строительства LNG-терминала не выгоден определенным силам, в частности, нашему северному соседу. Если мы еще и сами себе создаем такие препятствия, то чего можно ожидать в дальнейшем, на более конкретных стадиях реализации проекта.

Не думаю, что инвестор мог пойти на это, чтобы набить себе цену. Ведь пока конкретных договоренностей нет, да и таким путем цена не набивается

Ошибка украинской стороны, в первую очередь, в том, что не были проверены полномочия подписантов, и это уже подтверждается нашими чиновниками. Конечно, это недоработка, непрофессионализм конкретных исполнителей проекта. И это, по сути, ставит под сомнение амбициозные планы правительства по реализации проекта.

Что же касается самого документа, то в данном случае можно скорее говорить о подписании некого меморандума, а не основного договора о консорциуме. Недавний документ можно рассматривать как имиджевый, приуроченный именно к первому этапу начала строительства. Ведь мы пока не видим конкретных результатов, речь идет лишь о намерениях. Нужно признать, что этот имиджевый ход с украинской стороны не вышел. Мы получили обратную ситуацию. И, безусловно, разворачивающаяся информационная кампания в отношении проекта может быть поддержана противниками строительства LNG-терминала.

Читайте подробнее: Таинственный испанец. Как возник скандал с LNG-терминалом

Не думаю, что инвестор мог пойти путем подобных информационных действий с тем, чтобы набить себе цену, ведь пока нет конкретных договоренностей, да и таким путем цена не набивается. Однозначно, в этом вопросе существует недосказанность. И прослеживается уж слишком большое желание Украины показать, что у нас есть инвестор. Как мы видим, пока его нет.

Получается, мы выдали желаемое за действительное. Как иначе объяснить тот факт, что компания, которая якобы готова вкладывать средства в LNG-терминал, и с которой украинские чиновники подписали соответствующее соглашение, через несколько часов после подписания документов опровергает эту информацию. Либо это был подлог с нашей стороны, либо целенаправленная кампания по дискредитации LNG-терминала. В любом случае, сейчас нужно принять комплекс мер, чтобы не допустить цепной реакции среди потенциальных инвесторов и не лишиться шансов на привлечение средств в этот проект.

Либо это был подлог с нашей стороны, либо целенаправленная кампания по дискредитации LNG-терминала

Со временем мы увидим, кто конкретно не заинтересован в строительстве терминала. Но, безусловно, это те структуры, в том числе и внутри страны, которые заинтересованы в большей газовой зависимости Украины. Но пока что, и наш анализ это подтверждает, реального сокращения импорта газа и объемов его потребления не происходит. Хотя некоторые министерства уже рапортуют об улучшении ситуации в газовой сфере. Сегодня нет политической воли относительно уменьшения потребления газа. Мы ведем последние два года переговоры относительно пересмотра газовых контрактов вместо того, чтобы реально снижать газовую зависимость. Достаточно сказать, что доля газа в украинском ВВП больше, чем в России и Беларуси.

В данной ситуации руку помощи проекту должны протянуть наши финансово-промышленные группы, но это, опять же, вопрос их политической воли. Чтобы выйти из этой ситуации, Украине нужно показать реального, рабочего инвестора. Несмотря на то, что мы проиграли первый публичный раунд в этом проекте, нам этот инвестор крайне необходим. До того, пока мы его не покажем, проект будет оставаться под сомнением и подвергаться критике. 

Иван Надеин,
председатель Комитета энергетической независимости Украины