В августе 2017-го правительство утвердило новую энергетическую политику страны до 2035 года, предусматривающую полномасштабную интеграцию энергетического сектора Украины с европейским энергетическим рынком. В целом стратегия – достаточно хорошо продуманный план действий. Может ли Украина действительно стать энергетически независимой? Какие вызовы стоят перед национальным энергетическим сектором? Что нужно сделать сегодня, чтобы быть конкурентными и эффективными завтра?

Мировые тенденции

В глобальной энергетике сегодня доминируют минимизация воздействия на окружающую среду, децентрализация генерирующих мощностей и увеличение энергоэффективности.

Украина идет по тому же пути – технологическое обновление энергосектора, диверсификация источников энергии, развитие зеленой энергетики, внедрение распределенной генерации (когенерации), кибербезопасность, энергоэффективность и конкурентоспособность.

Задача энергетического комплекса страны – увеличить до 2035-го долю возобновляемой энергии в общем энергомиксе до 25% при сегодняшнем 1,2%. Это амбициозно, особенно с учетом того, что зеленый тариф в Украине аномально высок по сравнению с другими странами, где борьба идет за 2 евроцента.

Внутренние противоречия

Энергетическая стратегия предусматривает отход от схемы ценообразования "затраты+". Однако в реальной жизни этот принцип соблюдается с точностью до наоборот.

Ни для кого не секрет, что энергетическая отрасль Украины очень сильно монополизирована – одни и те же компании представлены во всех звеньях энергоцепочки – от производства и передачи до распределения и продажи конечному потребителю.

Это сильно затрудняет смену парадигмы и, соответственно, переход к новым принципам формировании стоимости электроэнергии. В развитых странах антимонопольное законодательство уже давно запретило запретило подобные схемы. И это то, над чем необходимо серьезно работать.

Инвестиционные стимулы

В дополнение к стратегии критически необходима национальная программа повышения инвестиционной привлекательности страны, предусматривающей работу по двум направлениям.

Первое – внедрение законодательных стимулов по привлечению инвестиций в зеленую энергетику, второе – внедрение механизмов гособеспечения неизменности регуляторной среды, чтоб потенциальные инвесторы приходили дольше, чем на два года, инвестировали в более качественное оборудование и брались за масштабные проекты.

Сегодня инвесторы ориентированы на быстроокупаемые проекты: это означает реализацию бюджетных решений с зачастую низким эксплуатационным ресурсом и надежностью.

Традиционная энергетика

Здесь в приоритете – высвобождение замкнутой мощности атомных станций путем их модернизации и строительства новых линий передачи энергии. Это позволит использовать мощность станций более эффективно. Также важно реализовать программу повышения эффективности использования мощностей госпредприятий, а именно повышение коэффициента использования установленной мощности АЭС.

Энергомощностей в Украине хватает с большим запасом, однако, сама сеть далеко не оптимальна. Некоторые АЭС, например Южноукраинская, излишне изолированы от энергосистемы Украины. Также недостаточно возможностей по выдаче мощностей от объектов генерации – они производят очень большие объемы электроэнергии, но пропускная способность линий, через которые эти станции присоединены к магистральной энергосистеме, недостаточна для того, чтобы забрать всю мощность.

Поэтому срочно нужны линии высокого класса напряжения. Это актуально для всех электростанций, имеющих нераскрытый потенциал.

Альтернативная энергетика

С возобновляемой энергетикой не все так просто. Полагаю, что заявленные в стратегии 25% к 35-му году – недостижимый показатель. Максимум на что мы выйдем 10%, что все равно много.

На оптовом рынке цена кВт/ч складывается в результате смешивания электроэнергии, поставляемой атомной, гидро- и тепловой генерацией, плюс генерацией из возобновляемых источников. Если к дешевым атомной и гидроэнергии, а также дорогой тепловой, где действует схема "затраты+", добавится 10% еще более дорогой зеленой, оптовая цена существенно вырастет.

На сегодня 1-2% возобновляемой энергии отвлекают из денежного котла более 10%.

Конечно, можно и нужно развивать возобновляемую энергетику. Но если цена на оптовом рынке станет такой, что понизит конкурентоспособность экономики в целом, это будет природным ограничивающим фактором. Ведь высокая стоимость энергии стимулирует ее экономию со стороны потребителей, которые, кстати, гораздо лучше отрабатывают положения энергетической стратегии, чем регуляторы и естественные монополии.

Распределенные энергосистемы

В современном энергетическом мире уже нет производителей и потребителей в чистом виде. Вводится такое понятие, как просьюмер (producer + consumer), который и производит, и сам же потребляет.

Пример – домохозяйства, которые устанавливают небольшой ветрогенератор или солнечные батареи и могут самостоятельно удовлетворять свои потребности в электроэнергии. Такие участники рынка в недалеком будущем и будут формировать энергетический ландшафт.

Появляется много источников энергии, все они небольшие, но при достижении некой критической массы они будут оказывать очень большое влияние на энергосистему, которая становится распределенной и остро нуждается в управлении, разумеется, автоматизированном.

Энергетическая независимость

Это абсолютно реальная цель при грамотной реализации стратегии. Безусловно, здесь есть и политическая составляющая, но достижение этой цели критически важно для Украины. В стране сегодня нет дефицита установленной мощности объектов генерации, напротив - генерация профецитна. Иными словами, нам не нужно столько энергии, сколько мы способны произвести.

Есть залежи угля, есть своя добыча газа с перспективой ее увеличения, есть диверсифицированные источники поставок ядерного топлива, не говоря об активной инсоляции внушительной части территории страны и больших гидроресурсах. Так что у нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы стать энергонезависимыми.