Медная война. Когда украинские операторы прижмут воров кабеля
Когда дома вдруг пропадает интернет, камни сразу летят в оператора. Иногда заслуженно: недосмотрел, недонастроил, неправильно выполнил монтаж. Иногда вмешивается природа в виде грозы или форс-мажоры в виде аварий на линии. Но нередко это “очумелые ручки” воров, ищущих медь. Даже там, где ее уже давно нет.
Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях
Казалось бы, физическая защита сетей совершенствуется. На кабельные канализации и коммутационные шкафы вешается сигнализация, на оборудование - GPS-трекеры, операторы тратят миллионы на охранные патрули. А воз и ныне там. Причем, по утверждению операторов, с 2014 года наблюдается ежегодный рост инцидентов с кражами. Но почти всех злоумышленников отпускают.
Операторы в печали и бешенстве: законодательство работает не только против них, но и против абонентов, которые остаются без связи.
14 июня корреспондент LIGA.net побывал на круглом столе "Методы борьбы с кражами оборудования у операторов связи”. И послушал, что болит у операторов и как это можно вылечить.
Модераторами встречи выступили председатель правления Ассоциации Wireless Ukraine Олег Соболев и Сергей Казьмирук, эксперт-полиграфолог, который в свое время выстраивал безопасность в крупных телеком-операторах Киевстар и Голден Телеком.
“Ищут медь, а режут все”
Несмотря на то, что операторы где только можно избавляются от медных участков, воры ищут оставшиеся лакомые кусочки.
“Основная проблема - это медь. За 5 месяцев - у нас почти 10 000 краж. Киев растет по количеству краж, хотя лидером пока остается Днепр”, - говорит Александр Шайфутдинов, директор департамента безопасности Укртелеком.
Он добавляет, что оператор проводит ряд мероприятий по охране объектов и техники. И деньги немалые: в год на физическую охрану выделяется почти 70 млн грн, на техническую - 30 млн грн. Но, по словам Шайфутдинова, это капля в море. “Сейчас мы изменили стратегию: если раньше пытались перекрыть все, то теперь - наиболее ценные участки и самые потенциально большие по ущербу из-за повреждений и краж”, - отмечает представитель Укртелекома.
В Киевстар добавляют, что если у оператора есть повреждение на кабельных линиях, то часто параллельно с Укртелекомом.
“Ищут медь, а режут все. Когда вызываем правоохранительные органы, кроме стоимости восстановления 100 м оптоволокна и 2 муфт написать нечего. Соответственно, когда заявление принимается по 185 статье, то считается даже не кражей, а хулиганством”, - говорит представитель Киевстар.
Его коллега из Vodafone Украина делится своей статистикой. Каждую ночь 5-10 порезов оптики - уже как норма. Причем, прямые убытки - это немного. А недополученная прибыль - в разы больше.
В Укртелекоме сетуют: на встречах в Днепровской и Деснянской РГА г. Киева прокурор просил предоставить остаточную балансовую стоимость украденного имущества. “Но если кабель проложен в 1980-м, 1970-м или вообще 1940 году, то эта цифра равна нулю. Однако же кабель выполняет свою функцию - обеспечивает связь. Но с нулевой стоимостью уголовное производство будет закрыто”, - говорит Юрий Анненков, менеджер по безопасности киевского филиала Укртелеком.
Между тем, базы металлолома, по утверждению делегации Укртелекома, потихоньку, но охотно принимают у частных лиц такой телеком-лом. Только кабель просят не прессовать и избавляться от оболочки - вдруг проверка?
Уносят и оборудование
“До 2016 года в среднем было 2-4 кражи с АТС в месяц. Потом количество начало расти, и сейчас тенденция приобретает массовый характер”, - говорит Андрей Иванец, директор киевского филиала Укртелеком.
Он рассказывает, что одну группу злоумышленников в Чернигове удалось накрыть только с 15 раза - после привлечения депутатов и представителей местных правоохранителей.
В Киевстар говорят о больших потерях по FTTB-оборудованию - в месяц только по Киеву пропадает порядка 300 коммутаторов. Борятся с этим поднятием антивандальных ящиков повыше, усилением замков - чтобы ворам пришлось сильно покряхтеть. А еще злоумышленники любят вытаскивать аккмуляторы с базовых станций, особенно отдаленных. Подводящие кабели режут не так активно - уже выучили, что к БС идет оптика.
Главной бедой операторы синхронно называют несовершенное законодательство. Законопроекты №№3664 и 4497 об усилении ответственности за повреждения сетей и правилах приема металлолома застряли на разных стадиях рассмотрения.
Пока что кражи квалифицируются как нетяжкие преступления, а потому воров быстро отпускают и максимум наказывают штрафом. Одни и те же группы могут орудовать по всей стране.
Сергей Казьмирук отмечает, что в США проблемы таких краж нет вообще. Дело и в реагировании правоохранителей, и в неотвратимости наказания. У нас же нужно проделать большую системную работу для этого.
“Эффективность решения этой задачи будет зависеть от понимания в руководстве операторов связи, что нужно перейти на
качественно новый уровень борьбы. Старые методы работают слабо”, - говорит Казьмирук.
Вместе - веселее
В течение встречи прозвучало несколько предложений об объединении. Например, вместе потрусить законодателей.
“Мы вместе с Киевстар и Лайфселл инициировали в Верховной Раде предложение возобновить старые нормативные документы, которые отменили в 2013 году - по уголовной ответственности за повреждение линий связи и критической инфраструктуры. Обещают вынести на рассмотрение законопроект и принять его по новой. Давайте все соберемся с обращением”, - предложил Николай Остапчук из Vodafone.
Другая его позиция касалась усиленного патрулирования участков, где особенно активно режут кабель (например, в той же Днепропетровской области). Для одного оператора подрядчик по охране насчитал такие деньги, что “намного дешевле, если будут резать”. Но если разделить затраты на несколько компаний, это может быть удобно. Тем более, магистрали часто лежат в одних канализациях и даже в одних кабелях.
Укртелеком пригласил коллег на последующие встречи в райадминистрациях. Предложил бить статистикой: если все поделятся ужасающими цифрами краж, то, может, и депутаты зашевелятся быстрее?
В итоге участники круглого стола договорились о двух основных пунктах: создать единый Центр по противодействию кражам оборудования и подписать соответствующий Меморандум.
Продолжение следует?
По личным впечатлениям корреспондента LIGA.net, встреча носила “прощупывающий” характер. За час представители операторов смогли обнажить проблематику, поэмоционировали и выразили готовность действовать сообща. Но будет ли из этого толк?
Как проговорили журналисту отдельные участники телеком-рынка, консолидировать крупных операторов в вопросе противодействия кражам достаточно сложно. Да, для компаний это финансовые и имиджевые потери. Но главная заинтересованность в их устранении - у собственника. В средних компаниях он берет это под личный контроль. В больших же структуры более раздуты, поэтому между ними происходит пинг-понг ответственностью.
Другой момент - мотивация. “Безопасники” сталкиваются не только с лишениями в виде ночных рейдов и срочных выездов для поимки воришек, но и с угрозами от отдельных представителей правоохранительных органов, “крышующих” сбор цветмета. Никому не хочется тратить здоровье за чужие интересы. И за среднюю зарплату.
Олег Соболев считает, что самые важные подвижки должны произойти в ближайшее время, когда дело дойдет до непосредственных действий по консолидации. Или не дойдет - что тоже вполне вероятно.