Ты машина, и я машина. Какие возможности M2M доступны в Украине
Фото: iStock/Global Images Ukraine
Содержание:
  1. Больше роботов, хороших и разных
  2. M2M-платформы и что они делают
  3. Кому, где, зачем?
  4. Что говорят пользователи?

В одной агрокомпании решили усилить контроль за тракторами и комбайнами. Чтобы отслеживать перемещение и расход топлива, внутрь каждой машины установили GPS-трекер, который передавал данные по GPRS-каналу. Все шло нормально, пока трекер не дал сбой. Он начал отправлять координаты не каждые 3 минуты, как это изначально было прописано в устройстве, а каждые 10 секунд. И по машинной сим-карте внутри трекера сгенерировалось огромное количество трафика. В итоге клиент заплатил за 60 Мбайт, причем 55 из них были сверх предусмотренных в тарифе. То есть стоили значительно дороже.

Этот маленький пример - только один из случаев, когда бизнесу нужны тонкие настройки для управления M2M-подключениями (machine to machine). Но не все операторы предоставляют такие возможности.

LIGA.net узнала, какие инструменты используются в мире и как с этим обстоят дела в Украине.

Больше роботов, хороших и разных

M2M уже давно выделился в самостоятельный сегмент конкуренции между операторами. Еще в прошлом году количество машинных подключений в Украине пробило планку в 2 млн. На момент публикации Киевстар насчитал 1,4 млн абонентов-роботов (обновлено). lifecell сообщил о росте машинных сим-карт в 1,5 раза.

Пока что это в десятки раз меньше абонентов-людей. Но количество последних почти не увеличивается. А роботы показывают стабильный прирост в 30-50% ежегодно. Причем у всех трех операторов значительная часть (а то и 100%) таких сим-карточек принадлежат бизнес-клиентам.

В лидерах по применению - финансовый сектор, охранные компании, аграрии и городская инфраструктура.

Ты машина, и я машина. Какие возможности M2M доступны в Украине
Количество подключенных в мире IoT-устройств. Источник - Statista

Еще задолго до запуска сетей 4 поколения в диапазоне 1800 МГц операторы прогнозировали, что М2М-подключений станет кратно больше - благодаря технологиям LoRaWan (что в тестовом режиме уже пробует lifecell) или NarrowBand-IoT (последнюю можно развернуть, как часть LTE-спектра). Во-первых, с ними гаджеты станут более автономными - срок службы батарейки вырастет до нескольких лет. Во-вторых, вырастет емкость базовых станций: на одну можно будет подключить десятки тысяч машинных сим-карт, что сейчас недоступно. В-третьих, сам диапазон позволит “достреливать” до более далеких датчиков - например, в полях или складских районах.

M2M-платформы и что они делают

Вопрос управления расходами - острый для любой компании. Даже если это, казалось бы, небольшие деньги за использование машинных сим-карт. Однако подвохов здесь немало. На непредвиденные расходы могут повлиять и неисправное оборудование, как в примере выше, и сотрудники, которые переставляют M2M-карточки в свои телефоны, гоняя недешевый трафик.

Так, параллельно с развитием M2M-сегмента, рос спрос на программную платформу, которая позволила бы клиенту удаленно отслеживать действия с сим-картой или резкий рост трафика. Желательно в режиме реального времени, чтобы клиент получал онлайн-уведомления о несанкционированных действиях с SIM-карты или о резком росте трафика. И с интеграцией в CRM-системы.

Здесь мобильные операторы пошли каждый своим путем. Одни (среди них Vodafone, Telenor, Orange, T-mobile) вложились деньгами и разработали свои платформы управления. Другие (например, KPN, AT&T, Telefonica, O2, China Unicom) используют решения внешних разработчиков: Sierra Wirelss, Aspider, Jasper Wireless и другие.

В Украине у операторов платформы для управления M2M-картами тоже есть. В них также предусмотрена возможность проверять лимиты и, к примеру, какими устройствами используется SIM-карта. Однако для множества тонких, но важных манипуляций этих платформ недостаточно и приходится звонить оператору.

За разработку своих продвинутых систем украинские операторы пока не берутся. Киевстар уже несколько лет использует некую платформу для управления М2М, но планирует в ближайшее время заменить ее на решение от Jasper, которое используется материнским холдингом Veon. В Vodafone Украина и lifecell на этот вопрос не ответили.

Кому, где, зачем?

Кейсов, где пользуются M2M-платформами, довольно много. Например, в США на законодательном уровне автопроизводителей обязывают оборудовать автомобиль GSM-модулем с M2M сим-картой. В случае ДТП он с подает сигнал по GSM-каналу. Однако пока машина сойдет с конвейера, может пройти не один месяц - а сим-картой как-то нужно управлять. M2M-платформа позволяет симку держать в неактивном режиме, по заданному времени переводить ее в зависимости от цикла производства в режим тестирования, предоставляя трафик. Алгоритм переключения можно настроить, и человеку туда уже не нужно лезть.

У агросектора подобная потребность. В комбайнах и тракторах стоят сим-карты по GPS-контролю. Но 3-4 месяца в году комбайны и тракторы просто стоят, уходя на зимнюю консервацию, а за пользование сим-картой платить не хочется. Особенно если речь о холдинге с сотнями единиц техники. В обычном варианте перевод симки в спящий режим нужно согласовывать со службой поддержки оператора. Однако платформа позволяет ответственному со стороны клиента все настроить самостоятельно.

“Особенно это пригодится компаниям с большим количеством M2M сим-карт - от 2000-3000. Другой сегмент - клиенты, которые используют большие объемы трафика. Например, системы безопасности с потоковыми смарт-камерами”, - говорит Евгений Берус, менеджер по развитию IoT направления Киевстар.

По его словам, для операторов платформа - это возможность помочь клиентам использовать M2M более оптимально и безопасно. Например, тем, кто подписался на дорогой тарифный план и не использует все его возможности. Или напротив - тем, кто подключен к дешевому M2M-тарифу и выходит за лимит трафика. А это может быть критично.

Ты машина, и я машина. Какие возможности M2M доступны в Украине
Фото: iStock/Global Images Ukraine

“Продвинутые платформы позволяют отслеживать все эти моменты. Можно настроить оповещения, если трафик резко растет. Можно заблокировать, остановить, перезагрузить устройство. Такая аналитика есть и у оператора, но она зарыта глубоко в биллинге. На платформе это можно сделать в несколько кликов”, - говорит Евгений Берус.

Что говорят пользователи?

Так ли нужен новый инструмент украинскому бизнесу? LIGA.net спросила о потребностях несколько компаний с большой базой М2М сим-карт.

Например, компания Benish GPS обслуживает десятки тысяч “роботных” сим-карт - их используют в телематических устройствах компании. Из плюсов существующих систем мобильных операторов специалисты компании отмечают формирование архивных данных, где фиксируется кто, во сколько подавал ту или иную заявку, блокировку и активация работы сим-карт, контроль расходов, установку лимитирования на номерах.

“В идеале хотелось бы интегрировать М2М платформы мобильных операторов с нашими внутренними программными продуктами для максимальной оптимизации процесса оформления и передачи сервисных заявок. И тем самым свести к минимуму время на их выполнение”, - говорят в Benish GPS.

Также в компании ожидают в Украине возможности использовать текучесть трафика GPRS и СМС в рамках пула, который формируется из ряда мобильных номеров. “Принципом работы такой услуги является свободное распределение трафика и СМС по всем номерам компании. Это позволяет уйти от перерасхода трафика на номерах, отсутствию необходимости устанавливать лимитирование на каждый номер и следить за расходами”, - комментируют специалисты Benish GPS.

ДТЭК Киевские электросети использует более 4800 M2M сим-карт. По информации пресс-службы, специалистам для управления ими хотелось бы отслеживать трафик и лимиты, определять точно геоданные карточки и дистанционно их блокировать.

Охранная компания Венбест не использует отдельные платформы управления М2М-картами. “Подключение данной услуги у lifecell идет за определенную сумму ежемесячно с каждого номера; у Vodafone про такую платформу не узнавали - да нам и не нужно; в Киевстаре мы используем систему Мой Киевстар, для управления платформой необходимо подключать отдельного координатора”, - прокомментировали в компании.

Что касается банковского сектора, его главная потребность - обслуживать М2М сим-карты в своей инфраструктуре: держать связь с карточными терминалами на кассах, контролировать состояние банкоматов и т.п.. В феврале НБУ сообщал, что на 1 января 2018 года в стране насчитывалось 251,7 тысяч платежных терминалов. Можно оценить масштаб парка М2М-карточек в сегменте.

“У банков и охранных систем часто есть свои системы управления машинными сим-картами. Поэтому от операторов им нужен API, который передаст им 100% функционала в их CRM-систему. Поэтому оператору нужно предусмотреть такой инструментарий, который позволит это сделать”, - комментирует Евгений Берус.