По 30 мегабит интернета каждому украинцу: когда такое будет
Министерство экономразвития и торговли занялось разработкой первых общих нормативов для украинского скоростного интернета. Кусочек этой работы высветил Александр Федиенко, глава интернет-ассоциации Украины. Под постом телеком-эксперта Романа Химича он опубликовал выдержку из проекта постановления Кабмина, цель которого - преодолеть цифровое неравенство в Украине.
Устранить цифровой разрыв в Украине хотят не первый год. По крайней мере, об этом говорят на всех уровнях власти и телеком-рынка. И неудивительно: пока городские провайдеры толкаются локтями за каждый подъезд, несколько тысяч сел остаются без нормального - или вообще какого-либо - интернета.
О тотальном широкополосном доступе в сеть (ШПД) особенно активно заговорили в начале 2018 года в преддверии запуска 4G. Только до сих пор не договорились, что это за зверь такой - ШПД, каков он в цифрах и как его контролировать. Вот МЭРТ и взялась за эту неоднозначную задачу.
LIGA.net выяснила, что будет в проекте и для чего он вообще нужен.
О чем проект?
Главное в будущем документе - цифры. Черновая версия проекта говорит об установлении максимального среднеарифметического времени доступа к трем украинским точкам обмена трафиком - 30 мс. Речь о точках UA-IX, Giganet и Dtel-IX. К этим точкам подключены все крупные и все средние местные провайдеры интернет-доступа.
Также определится само понятие “широкополосный доступ к интернету”. Минимальная скорость, согласно документу, должна составлять не менее 2 Мбит/с. Причем она должна быть обеспечена при подключении как проводным способом, так и по мобильному интернету.
Если к задержке вопросов нет, то вторая цифра многим участникам рынка кажется спорной. Мол, не для 2018-го года скорость, и нижнюю границу нужно подымать.
Как объясняет глава Телекоммуникационной палаты Украины Татьяна Попова, главная цель проекта - до конца 2022 года обеспечить возможность всем гражданам Украины подключиться к скоростному ШПД к интернету со скоростью не менее 30 Мбит/с.
Другая целевая цифра - не меньше 80% украинских домохозяйств должны иметь возможность подключиться к ШПД со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. И это тоже до конца 2022 года.
Откуда растут ноги?
Инициатива документа исходит из МЭРТа. Как выяснила LIGA.net, за разработку проекта постановления отвечает заместитель министра по экономическому развитию и торговле Михаил Титарчук, а также Госагентство по вопросам e-government. За основу берется нормативная база по скоростного интернета из Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU). Но в нее вплетаются украинские реалии.
Например, редакция выяснила, что в проекте предполагается прописать выделение бюджетного финансирования. Как из местных бюджетов, так из общего государственного. А в следующем году - создать спецфонд для преодоления цифрового разрыва.
Один из источников на рынке сообщил, что проект Титарчука - это альтернативное развитие проекта Андрея Бирюкова, исполнительного директора High Tech Office Ukraine и советника вице-премьера и министра экономического развития.
Команда Бирюкова тоже сейчас работает над тем, как преодолеть цифровой разрыв и подключить большинство украинцев к ШПД. Одна из ее идей - использовать уже имеющиеся каналы оптоволокна государственных и частных компаний. Например, Укртрансгаза, который в декабре 2017 года получил лицензию оператора связи и может стать новым интернет-магистралом.
В феврале 2018 года Андрей Бирюков рассказывал LIGA.net, что есть два способа подключить села к оптике Укртрансгаза. В первом подключение будет осуществляться местными громадами. Они будут решать нужен ли им интернет, проводить ли его за свой счет или искать инвесторов. По второму будет разработан единый государственный проект подключения сел от газораспределительных станций. На деньги государства или внешнего инвестора. Он обойдется в несколько миллионов гривень.
Сама же прокладка сетей от оптоволокна Укртрансгаза может осуществлятся за счет кредитный средств или средств инвесторов. Бирюков отмечал, что интерес к теме проявляют крупные зарубежные компании, например, китайские гиганты Huawei и ZTE.
Что говорят на рынке?
Проект МЭРТа находится на стадии разработки, и в публичном доступе нет полного текста. Пока что представители профильных организаций потирают затылки и вносят предложения.
По мнению Александра Федиенко, ШПД должен обязательно быть определен на законодательном уровне и базироваться на трех китах:
высокая скорость доступа к украинскому сегменту интернета - более 50 Мбит/с с симметричными каналами Down и Up;
постоянное подключение (онлайн);
время устранения неисправности - до 12 часов.
“На первом пункте я очень настаивал и настаиваю. Тогда мы сможем отказаться от старых технологий или таких, которые дают низкоскоростное включение. Скажем, тот же спутник или 3G/4G могут оставаться в качестве бэкап”, - говорит Федиенко.
Он также предлагает пойти от обратного: спросить разработчиков медиауслуг и контента, какие каналы им нужны. Мол, если интернетизация государства делается в том числе для оцифрования образования и медицины, то и исходить нужно из потребностей, а не каких-то надуманных скоростей.
Михаил Шуранов, директор по коммуникациям Укртелеком, считает, что гарантирование минимальное скорости может создать инструмент давления на операторов.
“Скорость зависит от того, чем и где ее измерять. Через шнур на компьютере, через Wi-Fi на телефоне, или на порту оператора? Если у оператора, то возникает вопрос - что в реальности получит клиент? Поэтому лучше говорить о рекомендуемых скоростях”, - отмечает Шуранов.
Недавно Укртелеком предложил свой проект по сокращению цифрового разрыва в стране. Компания готова построить 58 тысяч км оптоволоконных линий, чтобы подключить 8 тысяч сел (это все села со школами), где проживает 6 млн человек. На это ей понадобится 6 млрд грн до 2020 года. 3,2 млрд грн - госфинансирование, а еще 2,8 млрд грн компания собирается привлечь сама. Впрочем, идея пока не получила поддержки ни чиновников, ни других игроков рынка.
По словам Вадима Сидоренко, директора Триолан, гарантия минимальной скорости - это вопрос целей. “В моем понимании, если есть конкуренция (а она есть на рынке), то вопрос гарантий - это вопрос конкуренции. Кто дает сейчас скорость ниже 50 Мбит/с, тот вылетает с конкуренции - абонент сразу выберет себе другого провайдера. И совсем другое дело, что нужен повод кого-то регулировать”, - отмечает Сидоренко.