По пути НВО: зачем Воля Кабель сняла свой сериал
Телеком-провайдер Воля снял собственный сериал для трансляции на своем телеканале. Несмотря на то, что в мире - это общая тенденция (когда провайдер создает свой канал и делает собственный контент, как НВО), Воля стала первой на украинском рынке, кто решился на такой эксперимент.
Зачем это нужно провайдеру и что по этому поводу думают эксперты рынка?
Хотим, как НВО
Воля отсняла собственный сериал вместе с FILM.UA - Волею випадку. Это комедийный ситком на 6 серий длительностью до 25 минут. А тема - ситуации из жизни сотрудников Воля.
В компании говорят, что таким образом сделали первый шаг к созданию собственного контента. “Продолжение обязательно будет: либо второй сезон, либо спин-офф, либо совершенно новый продукт”, - комментирует директор по маркетингу Воля Виктория Цомая.
Для телеком-провайдера в Украине - это довольно необычное решение. Воля стала первопроходцем. Хотя зарубежные телеком-компании уже давно поняли, что просто доставлять контент по проводам - дело не слишком прибыльное. Взять тот же телеканал НВО, который недавно оказался в составе телеком-компании АТ&Т вместе с Warner Media. Всемирно известный канал, под логотипом которого вышли культовые сериалы Секс в большом городе и Игра Престолов, начинался с кабельной телевизионной сети, которая выросла до собственного телеканала, а потом и до продакшена одних из самых рейтинговых в мире сериалов, продаваемых по всему миру.
Виктория Цомая говорит, что Воля тоже ориентируется на путь НВО. “В 2014 году, принимая решение о создании собственных телеканалов, мы понимали, что через какое-то время начнем также производить собственный кинопродукт. Самостоятельно, в партнерстве или просто финансируя проекты”, - добавляет она.
Показывать Волею випадку телеком-провайдер планирует на одном из своих телеканалов из группы Cine+ и в YouTube. Четким планом по монетизации этого продукта в компании не делятся. Говорят, его нельзя продать другим каналам. Напоминают, что это первый шаг, цель которого - дать на свои телеканалы эксклюзив. И что в данном случае монетизация происходит через абонентов, которые остаются с компанией. Стоимость проекта обошлась Воле примерно в $450 за минуту. То есть порядка 11 000 долларов за серию. Это довольно бюджетный продакшн. Например, как говорил генеральный директор 1+1 Александр Ткаченко, одна серия собственного производства обходится телеканалу в примерно 40 000 долларов. При этом на украинском рынке есть продакшн-студии, снимающие качественные сериалы стоимостью от $100 тысяч за серию.
Что думают игроки рынка
Советник Главы Нацсовета и директор Омега ТВ, медиаэксперт Александр Глущенко говорит, что решение Воли значит, что мировая тенденция не обошла боком и Украину. “В мире сейчас происходят процессы, которые были 100 лет назад, только наоборот: тогда у каждой киностудии были свои кинотеатры, сейчас у каждого кинотеатра должна быть своя киностудия. Большие игроки начинают создавать под себя нишевые телеканалы и затем снимать под себя контент” - рассказывает он.
Директор диджитал-направления 1+1 медиа Анна Ткаченко считает, что производство собственного контента - это правильный эксперимент, но сегодня, в условиях украинского рынка, - это скорее долгосрочная инвестиция, чем быстроокупаемый бизнес. Директор по развитию массового сегмента Укртелекома Денис Захаренко добавляет, что финансовая привлекательность таких проектов, по его мнению, заключается в продаже прав, а не просто трансляции сериала в собственной сети.
“Денег продукт, который создала Воля и выложит на YouTube, явно не принесет. И в ближайшем будущем денег в такой деятельности в Украине тоже не предвидится. Но если у компании есть бюджеты - можно пробовать, экспериментировать, анализировать, и смотреть, как это работает. Но опять-таки, все упирается в деньги. Обычно, компании уровня Воля просчитывают свои бюджеты не на год вперед. Возможно, в Воле посчитали, что дешевле производить контент самостоятельно”, - добавляет Глущенко.
Директор по развитию Медиа Группы Украина Алексей Куракин тоже напоминает о мировых тенденциях, согласно которым раньше телеком-провайдеры не обладали эксклюзивными правами на контент и конкурировали друг с другом ценой и допуслугами, а производители контента были рады оптом продавать свои продукты разным провайдерам. Скоро же, по его словам, мы увидим, что провайдеры-агрегаторы не эксклюзивного контента будут терять свои позиции. “НВО развивает свой сервис и не дает свой контент агрегаторам, Disney собирается идти тем же путем. Но это тенденция для всего мира, где есть цивилизованный PayTV рынок, на котором зарабатываются миллиарды”, - добавляет специалист.
В Украине же, по словам Куракина, производить качественный контент дорого для любого оператора. А производить его столько, чтобы на нем строить ядро своего контентного предложения - очень дорого. “Самый популярный продукт сейчас в стране - контент ведущих медиагрупп, как в виде телеканалов, так и в виде VOD. Но ни одной медиагруппе этого не хватит, чтобы стать, например, HBO или Netflix”, - подытожил Куракин.