Враги названы. Телеком-регулятор снова дает поблажку Ахметову
Getty Images

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи решила гнуть свою линию. Она не поддержала ежегодное увеличение ставок на использование радиочастот на 9%. Это свежая инициатива по внесению изменений в Налоговый кодекс, предложенная Владимиром Гройсманом.

Предложенные правительством изменения, по мнению членов НКРСИ, не создают благоприятных условий работы на рынке и не решают вопросы эффективного использования радиочастотного ресурса. К тому же регулятор обращает внимание на то, что плата за частоты стандартно повышается ежегодно. Причем без учета отраслевых бед.

Поэтому ведомство Александра Животовского предложило свой вариант изменения налогообложения, которое должно увеличить поступления в бюджет и одновременно решить проблему дефицита частот под 3G, 4G и уже даже 5G. В регуляторе убеждены, что если применить их вариант, то и качество связи улучшится.

LIGA.net решила выяснить, в чем состоит задумка регулятора и на чьей стороне мобильные операторы.

Даешь 4G в каждое село

Итак, комиссия предложила изменить эфирное налогообложение в два этапа:

I этап: увеличить повышающий коэффициент в диапазонах 791-821 МГц, 832-862 МГц, 880-915 МГц, 925-960 МГц с 1,2 до 2, если операторы используют фрагментированный спектр.

На этих полосах работают такие компании как Интертелеком, Киевстар, Vodafone и lifecell, используя устаревшие технологии. Они не могут перейти на 4G, так как эфир, который выдавала им комиссия, “нарезан” очень узкими полосками (фрагментарно). В идеале компании должны были сдать спектр в общий котел обратно регулятору, чтобы тот снова выдал им новые лицензии с “широкими полосами” и можно было запускать 4G.

Но компании оказались в конфликте интересов. Ведь сейчас у Киевстара, например, в совокупности больше спектра, чем у Vodafone и lifecell. И он бы хотел сохранить это преимущество при перераспределении. Но конкуренты настаивают на том, чтобы возможности выровнялись.

НКРСИ, очевидно, решила подтолкнуть стороны к действию. Сейчас ставка за использование каждого МГц спектра в каждой области составляет 23 тысячи гривень в месяц. А с 2019 года комиссия предлагает удвоить эту цифру, если фрагментарность сохранится.

“Если операторы договорятся о рефарминге, коэфициент снизится до 0.75”, - уточняет Животовский. И компании будут платить меньше.

Принуждение к 5G

II этап: с 2020 года предполагается увеличить ставки рентной платы за пользование частотами, которые пригодны для внедрения новых технологий, но еще не предназначены для этого.

Речь идет о диапазонах 2,3-2,4 ГГц и 3,4-3,8 ГГц независимо от вида связи. Здесь комиссия предлагает пойти на радикальные меры и поднять сбор с 45,83 грн в месяц до 3000 грн. Это точно такая же сумма, которую сейчас платят операторы нишевых диапазонов мобильной связи (в частотах 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,7 ГГц).

Эта часть инициативы, по задумке регулятора, поможет ликвидировать “собак на сене” - компании, которые сидят на эфире и практически его не используют, не давая возможности распределить этот спектр на нужды новых технологий.

Так диапазон 2,3-2,4 ГГц разделяют между собой две компании - Ес-Лайн, связанная с российским бизнесменом Евгением Ройтманом, и Giraffe, которой владеет арабский холдинг Vtel. 3,4-3,8 ГГц - этот кусок эфира делят Freshtel (Виктор Пинчук от него какое-то время назад избавился, но нынешний конечный бенефициар не известен) и Аэро-Телеком, которая оформлена на Александра Старовойта и Игоря Керезя, связанного с экс-нардепом Давидом Жванией.

Оба диапазона подходят под 5G. И в Европе тендеры на них уже проходят. Но в Украине лицензии старых владельцев еще не истекают, а забрать эфир “в казну” без особых на то причин регулятор не имеет права.

Ахметову подорожание не грозит

Отдельная история с диапазоном 2,5-2,7 ГГц. Вплоть до недавнего времени он принадлежал компании Рината Ахметова. Но в этом году самый богатый человек Украины поделился с регулятором половиной этого спектра в обмен на компенсацию в 500 млн грн. Это позволило НКРСИ выдать первые 4G лицензии. Но вторая часть эфира до сих пор остается подконтрольной СКМ. И ее месячное содержание обходится очень дешево. Кстати, НКРСИ почему-то решила в этот раз не предлагать повысить плату за “немобильные частоты” в этом диапазоне, в отличие от других двух.

Несколько лет назад НКРСИ уже пытался поднять ренту на частоты в этом диапазоне, но в Раде законопроект с этими нормами выхолостили. И ничего не вышло.

“Мы не предлагаем повышать ренту (в 2,5-2,7 ГГц - ред.), потому что в этом диапазоне спрос на частоты удовлетворен. Мы также пока не трогаем другие диапазоны под 5G - 20+ ГГц. Не все сразу”, - отмечает Животовский.

Ручеек в бюджет

В НКРСИ посчитали и потенциальные выгоды для казны. Если их предложение будет принято, а операторы так и не договорятся о рефарминге, в 2019 году в госбюджет поступят дополнительные 339 млн грн. То есть почти 860 млн грн вместо 520 млн грн, которые операторы заплатят по нынешнему Налоговому кодексу. А времени на договоренности остается все меньше.

Что касается тех, кто чахнет над частотами в диапазонах 2300-2400 МГц и 3400-3800 МГц и не захочет с них слезть, в 2020 году по предложению Нацкомиссии они должны будут заплатить в бюджет 360 млн грн. Учитывая то, что согласно текущим правилам они платят 5 млн грн, разница может мотивировать “собак на сене” зашевелиться.

Дьявол в деталях

Идея применения финансовых инструментов для повышения эффективности использования частотного ресурса представляется здравой, считают в Vodafone. Но это никак не избавляет операторов от проблемы перекоса в долях спектра у операторов.

“Необходимо не только объединить частоты в более широкие полосы, но и перераспределить их между операторами более равномерно. В противном случае один из игроков получит существенное и не рыночное преимущество, что ослабит конкуренцию и усилит его монопольное положение”, - говорит PR-директор Vodafone Ukraine Виктория Рубан.

В Киевстаре пока анализируют инициативу регулятора, но дали понять, что им тоже не нравится перекос в ставках платы за эфир.

“Сложилась ситуация, когда лицензии, выданные ряду субъектов рынка, предусматривают применение устаревших радиотехнологий с крайне низкой платой за пользование радиочастотами. В сотни раз меньше аналогичных платежей операторов мобильной связи, в тех диапазонах, которые могут быть пригодны для внедрения системы мобильной связи третьего - пятого поколений”, - отмечает директор по регуляторному обеспечению Киевстар Александр Когут.

Он добавляет, что в Украине под мобильную связь применяется лишь около 30% от всего объема радиочастотного ресурса, но при этом украинские операторы мобильной связи платят 97% от общего объема платежей за пользование эфиром в госбюджет.

В lifecell также выступили за внедрении более справедливого и беспристрастного отношения к участникам рынка в вопросе платы за пользование эфиром.

Ожидаемо, но ни один из операторов возможное повышение рентной платы не поддержал. Мобильщики отмечают, что лучше потратят эти деньги на развитие инфраструктуры и телеком-услуг.