В интервью ЛІГАБізнесІнформ Сергей Бойко, президент компании Воля, рассказал о разногласиях с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания и растущей конкуренции со стороны онлайн-кинотеатров.

- На днях Нацсовет обвинил Волю-кабель в нарушении условий предоставления услуг. В каких именно?

- Можно выделить три направления: несоблюдение списка обязательных каналов (универсальной программной услуги, УПУ), несоблюдение количества каналов, заявленных в лицензии, а также наличие в списке каналов, неадаптированных в Украине.

- Как будете на них реагировать?

- Отдельной реакции требует третий пункт: мы проанализируем каждый из указанных каналов. В случае необходимости мы готовы предоставить недостающие документы, либо инициировать подачу со стороны канала запроса в Нацсовет на добавление каналов. В тех случаях, где мы самостоятельно адаптируем канал, будут предоставлены детальные пояснения.

- Почему возникли трудности с адаптацией?

- Так как в законодательстве нет списка адаптированных каналов, единственным источником является решение Нацсовета. Это единственный вопрос, по которому у Воли и Нацсовета присутствует двоякое трактование. Воля отталкивается от ратифицированной Украиной Европейской конвенции о трансграничном вещании, по которой все каналы стран, подписавших конвенцию, имеют право неограниченного распространения на территории ее действия - без привязки к формальной процедуре включения в список адаптированных.

Мы подали документы для переоформления приложений к лицензиям в установленный срок. Но в связи с новогодними праздниками Нацсовет не проводил заседаний, на которых принимаются такие решения

С другой стороны, мы признаем, что при двояком толковании закона существует определенный конфликт. Компания уважает право Нацсовета на трактовку законодательства и обязуется в течение месяца проверить каждый из каналов и предоставить детальные пояснения, привлекая к этому и представителей телеканалов. В отдельном случае адаптация лежит на стороне компании, тогда Воля будет доказывать, что программа была приведена к требованиям национального законодательства.

- Как обстоит дело с лицензированием каналов?

- Как правило, в лицензии указан больший перечень, чем предоставляется по факту. На заседании Нацсовета Воля подала пояснения, с которыми согласился глава регулятора (Владимир Манжосов, - ред.). Лицензия дает право на предоставление программной услуги. Воля имеет право предоставлять то или иное количество каналов, но это не является обязательным в случае, если, к примеру, канал уходит с рынка Украины. Тогда, не дожидаясь подтверждения изменений в лицензию, компания прекращает показ канала, чтобы избежать нарушения закона об авторских правах.

- Вы согласны с обвинением относительно несоблюдения списка обязательных каналов?

- Компания не согласна с этим обвинением, мы полностью выполняем требования законодательства относительно списка УПУ. При этом доступ к этим каналам может предоставляться по аналоговой технологии, а к другим пакетам - при помощи цифровой технологии. В Нацсовете тоже подтвердили возможность ошибки с данными обвинениями, ведь Закон не обязывает дважды или трижды дублировать доступ к одним и тем же каналам, используя различные технологии.

- Почему компания не успела переоформить приложения к лицензиям?

- В связи с решением Нацсовета об изменении перечня телепрограмм, Воля была вынуждена изменить список, исключив из него некоторые каналы. Мы подали все необходимые документы для переоформления приложений к лицензиям в установленный срок. Но в связи с новогодними праздниками Нацсовет не проводил заседаний, на которых принимаются решения по данным заявлениям. К сожалению, решения по изменению в лицензионные документы нет до сих пор.

- Какие санкции угрожают компании в случае, если нарушения не будут устранены?

- Если не будут устранены нарушения, следующим шагом может быть повторное предупреждение. Но сегодня у нас нет нарушений, которые невозможно исправить или объяснить. Через месяц мы рассчитываем не только детально пояснить нашу позицию или устранить поводы для претензий, но и подать все документы о снятии санкций.

- Подобного рода проверки проводятся регулярно или эпизодически? Можно ли сказать, что они участились за последнее время?

- Это была плановая проверка по истечению года с момента выдачи лицензий.

- Известно ли вам об обнаружении аналогичных нарушений у других участников рынка, например, у Triolan? Были ли наложены и уплачены штрафы по итогам проверок?

- Специально мы не отслеживаем наложения санкций на других участников рынка, поэтому более корректно обратиться с этим вопросом к регулятору.

Около 1,5% абонентов предпочитают пользоваться онлайн-кинотеатрами, отказываясь от услуг линейного телевидения

- Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны государства, предоставляющего декодеры (сет-топ-боксы) для бесплатного просмотра эфирного цифрового ТВ? Отмечаете ли снижение темпов подключения кабельного ТВ с момента появления приставок на рынке?

- Безусловно, это оказывает влияние на перераспределение абонентов бесплатного эфирного ТВ, которые могут сменить технологию просмотра. Но со своей стороны мы точно почувствовали интерес к сегменту цифрового телевидения благодаря развернувшейся кампании.

- Насколько сильна сегодня конкуренция со стороны онлайн-кинотеатров? Каковы перспективы у формата Video on Demand?

- Если в 2011 году ее практически не существовало, то в 2012 она стала более заметной. В целом, около 1-1,5% абонентов предпочитают пользоваться онлайн-кинотеатрами, отказываясь от услуг линейного телевидения. Одним из наших приоритетов в 2013 году будет развитие проекта интерактивного телевидения.