Поглощение без слияний: кого хотят купить Vodafone и Turkcell
2016 год обещает быть богатым на новости о крупных сделках на телеком-рынке, фундамент масштабным M&A заложили события 2015-го.
О своих амбициях в Украине говорят сразу два крупных международных игрока - британский телеком-холдинг Vodafone и турецкий Turkcell. Первый подписал с МТС договор об использовании на территории Украины своего бренда. А второй выкупил у партнера Рината Ахметова 45% акций в Астелит (life:)) и уже успел переименовать компанию в lifecell.
ЛІГА.net выяснила, чего ждать в этом году от смены вывесок и можно ли считать их маркером начала стратегических изменений.
МТС+Vodafone+Укртелеком
О том, что рынок на пороге большого передела, говорят январские новости. МТС (Vodafone) собирается выкупить мобильное подразделение Укртелекома (Тримоб) примерно за 2,7 млрд грн. В первую очередь из-за наличия у этого оператора ценных частот в 3G-диапазоне 2 ГГц. У МТС есть собственная 3G-лицензия, приобретенная опять-таки за 2,7 млрд грн год назад на аукционе. Но удвоение количества полос дает возможность сыграть на более далекую перспективу. Когда появится 4G (по плану государства - в конце 2017-2018 гг.), дополнительные радиочастоты не помешают. Чем больше спектра, тем меньше оборудования придется устанавливать.
Покупка Тримоба может стать лишь первым шагом МТС на пути к диверсификации телеком-бизнеса. Ее ребрендинг-партнер Vodafone пока только присматривается к нашему рынку. На "смотрины" может понадобиться минимум год. В случае если МТС удастся задекларировать хорошее качество 3G, а также выстроить перспективную бизнес-модель, Vodafone может пойти дальше и выкупить украинский МТС или же весь телеком-холдинг.
Читайте также Черная дыра: банкопад обошелся мобильным операторам в 2 млрд грн
Если Vodafone решит серьезно заходить в Украину, то вряд ли будет ограничивать свой бизнес мобильной связью. На глобальном рынке этот игрок работает в различных телеком-сегментах. В 2015 году 20% выручки группы принес как раз таки фиксированный интернет. Группа покрывает около 50 млн европейских домохозяйств собственной или арендованной проводной инфраструктурой, обслуживает 12 млн бродбенд-клиентов и 9 млн телевизионных абонентов в странах Европы.
Неслучайно экс-гендиректор МТС Украина Олег Проживальский интересовался мнением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации относительно перспектив поглощения Укртелекома. Как уже писала ЛІГА.net, об этом рассказал один из представителей самой комиссии. Один из экс-менеджеров Укртелекома оценивает актив в $300 млн - максимум $400 млн. По его словам, цена компании будет очень сильно зависеть от того, насколько успешно будет осуществляться модернизация оператора за счет китайского поставщика оборудования Huawei и связанных с ним займов.
Turkcell в активном поиске
МТС Украина стала основным претендентом на телеком-имущество Рината Ахметова, после того как последний в 2015 году "побил горшки" с турками. Ведь в начале года именно Turkcell был наиболее вероятным покупателем Тримоб. А идея о поглощении Укртелекома обдумывалась турками в течение 2013-2014 гг. После того как СКМ стал собственником Укртелекома в 2013 году, в Turkcell не исключали синергию мобильного и фиксированного бизнеса.
Читайте также 4G на старте: кто доживет до следующего поколения связи?
Но развод Turkcell и СКМ вовсе не означает, что турецкий холдинг прекратит искать возможности для диверсификации бизнеса в Украине. Совсем недавно - в конце декабря - НКРСИ внесла изменения в реестр операторов и провайдеров по заявке Астелита. Компания попросила расширить ее виды деятельности и внести в него фиксированный интернет-доступ. Чуть позже, выступая на пресс-конференции о ребрендинге life:), CEO Астелит Бурак Эрсой намекнул, что Turkcell готов строить lifeсell "по своему образу и подобию". Эрсой говорит, что турецкий холдинг готов к дальнейшим инвестициям в Украину в сфере не только мобильного бизнеса, но и фиксированного (бродбенд-проекты). Ведь в Турции холдинг работает еще и как оператор проводного интернета, обслуживая в общей сложности около 1,4 млн абонентов и 171 000 ТВ-абонентов. Поэтому Эрсой не исключает покупку активов в Украине, если в стране будет спрос на комплексные услуги от абонентов.
Как считает директор по маркетингу Киевстар Святослав Горбань, наличие в портфеле телеком-оператора конвергентных услуг - преимущество, которое позволяет дать абоненту больше "бенефитов". "Поэтому неудивительно, что коллеги по рынку задумываются о выходе из рамок только мобильной связи. Время покажет, но мы не исключаем различные варианты развития событий (совместные проекты и слияния)", - отмечает Горбань. "Сейчас хорошее время для покупок, поскольку небольшие и средние компании испытывают сложности с ресурсами для развития своих сетей", - говорит он.
Воля на выданье
Конкретных переговоров о поглощении с украинскими компаниями, по словам главы lifecell, пока не ведется. Но рассмотреть предложения турки всегда готовы. Примечательно, что, помимо Укртелекома, в Украине не так-то и много крупных операторов фиксированного бизнеса, которых можно было бы купить. Наиболее заметным активом на проводном рынке после активов Рината Ахметова является Воля. Это крупнейший провайдер кабельного телевидения (1,2 млн абонентов) и №3 в Украине по количеству абонентов проводного интернета (около 0,6 млн подключений).
Ответить на вопрос "Продается ли Воля?" нетрудно. Эту компанию контролируют не стратегические, а финансовые инвесторы. Так, фонд прямых инвестиций Providence Equity Partners объявил о приобретении крупного пакета акций в компании (судя по разрешению АМКУ - более 50%) и вложении в Волю около $200 млн еще в конце 2007 года. Получается, что с этого времени прошло вот уже больше 8 лет, а инвестфонд все еще там. Как в принципе и SigmaBleyzer, которая "сидит" в Воле уже второе десятилетие. Такое положение дел нетипично для финансовых инвесторов, которые зарабатывают при выходе из актива.
Читайте также Все в IT. life:) решил торговать софтом "в облаках"
Как заявил на недавней пресс-конференции гендиректор Воли Джордж Жембери, если несколько лет назад мобильные операторы не проявляли интереса к ТВ-бизнесу, то сейчас, с появлением 3G, все три крупнейших игрока озадачились его развитием. Поэтому совместных проектов с мобильными операторами действительно стоит ожидать. Но пойдет ли кто-то из них дальше и предложит сделку?
Слишком дорого
Воля, как зрелый бизнес, в этом плане может быть очень привлекательным объектом для поглощения. Проблема для сделки - завышенные ожидания акционеров в нынешних условиях рынка. Ведь основные вложения в развитие производились, когда курс гривни был около 8 грн за доллар. Естественно, вернуть эти инвестиции после девальвации гривни будет очень тяжело. Как утверждает гендиректор Датагруп Александр Кардаков, именно из-за переоценки Волей своих активов в 2015 году не удалось провести сделку по слиянию двух этих компаний, что, вероятно, увеличило бы общую стоимость объединенного актива перед приходом стратегических инвесторов.
"Если выставят реальную цену $50-60 млн, то, может, и продадут", - говорит один из менеджеров конкурирующего интернет-оператора. Еще один топ-менеджер, отвечающий за развитие крупного телеком-игрока, рассказывает, что, по его информации, VimpelCom (владелец Киевстара) ведет переговоры о покупке Воли. Такая сделка позволила бы объединенному оператору (Киевстар+Воля) стать №1 в Украине по количеству абонентов как интернет-доступа, так и телевидения. Официально ни один из участников потенциальной сделки ее не комментирует.
Финансовый инвестор Датагрупп фонд Horizon Capital уже долгое время ищет покупателя на свою долю. Но за пять лет фонд вложил в развитие компании около $40 млн, и продать миноритарный пакет Датагрупп за такие деньги проблематично. Китайская компания Xinwei в 2014 году готова была стать акционером Датагрупп, но не сошлись в цене.
Небольшие сделки
Пока крупные игроки набивают себе цену, вполне вероятно, что в этом году пройдет большое количество небольших сделок, особенно это касается провайдеров домашнего интернета в городах. По словам директора по развитию массового сегмента Укртелекома Дениса Захаренко, в таких населенных пунктах рынок уже насытился и конкуренция усиливается. "Это создает предпосылки для слияний, прежде всего покупки небольших операторов крупными. Сейчас на рынке более 1600 провайдеров. Очевидно, что конкуренция и экономика отрегулируют это количество в сторону уменьшения", - подчеркивает он.