Укртелеком нашел способ не отдавать миллиард Ощадбанку
Владелец Укртелекома Ринат Ахметов

Крупнейший оператор фиксированной связи и интернета Укртелеком одержал победу в суде первой инстанции по иску против Ощадбанка. Компания Рината Ахметова требовала расторгнуть договор о продаже госбанку облигаций на сумму 1 млрд грн и прекратить по нему обязательства. Хозсуд Киева посчитал, что аргументов для этого достаточно.

Как это было

Как писала LIGA.net, еще в 2015 году Укртелеком взял на себя обязательство выкупить у двух госбанков (Ощадбанка и Укрэксимбанка) облигации своей материнской компании ЕСУ (дочка СКМ) на сумму 2 млрд грн. У той не было на тот момент средств, чтобы рассчитаться с финансовыми учреждениями самостоятельно. Залогом по этой сделке были 92,79% акций телеком-оператора.

Укртелеком должен был выкупить облигации у госбанков до середины марта 2017 года. Но не сделал этого. Из материалов суда следует, что Укртелеком потребовал расторгнуть договор с Ощадбанком, так как произошло "существенное изменение обстоятельств", которым стороны руководствовались по время его заключения. А именно: в конце прошлого года ФГИ так и не одобрил сделку по продаже Укртелекомом его дочерней компании Тримоб.

Читайте также - Подписка на книги и вино: как любовь к чтению переросла в бизнес

Средства от этой сделки должны были бы пойти на покрытие обязательств перед банками, что предусматривал соответствующий меморандум между сторонами. Представители Ощадбанка, выступая в суде против исковых требований, сообщили, что меморандум как таковой не является договором и не имеет его юридической силы. У судьи на этот счет была своя точка зрения: "указанный меморандум фиксирует намерения его сторон осуществить расчет по заключенному истцом договору купли-продажи ценных бумаг именно путем продажи истцом корпоративных прав ООО Тримоб".

Ощадбанк не согласился с позицией суда и уже подал апелляцию. "Наша правовая позиция по данному делу подтверждается заключением Национальной академии правовых наук Украины!" - сообщили в пресс-службе банка. 

Беда не приходит одна

Иск Укртелекома к Ощадбанку был встречным. Банк еще в июне потребовал вернуть долг в размере 1,1 млрд грн по невыплаченным облигациям с учетом пени и процентов. Но теперь до тех пор, пока идет разбирательство по встречному иску, суд не рассмотрит по сути изначальную претензию. Более того, Ощад может потерять акции Укртелекома, которые находятся у него в залоге. Ведь в октябре ФГИ в первой инстанции добился расторжения договора о приватизации фиксированного оператора, так как его собственник выполнил не все взятые на себя обязательства. Это же решение предусматривает списание акций Укртелекома с ЕСУ и перевод их в ФГИ. Во время рассмотрения этого дела Ощадбанк лишний раз обратил внимание судьи на то, что решение спора может оказать влияние на его права и обязанности.

Читайте также - Подарок от депутатов. Почему посылки могут застрять на границе

Последствия, с которыми может столкнуться Ощадбанк, - это минус 1 млрд грн в отчетности. "Если решение подтвердится в апелляции, то у Ощада отберут залог. Тогда банку придется списать активы по облигациям. Неизвестно, как у банка зафиксирована балансовая стоимость этих активов, но вполне можно предположить, что она в пределах номинальной стоимости. То есть придется списать около миллиарда", - говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. "Апелляционный суд при рассмотрении дела должен учесть интересы двух государственных банков: Ощадбанка и Укрэксимбанка", - считают в пресс-службе первого.

Еще один собеседник LIGA.net говорит, что списание активов на миллиард гривень - это для банка не так уж и плохо. "Они сейчас как раз ищут аргументы для того, чтобы государство их в очередной раз докапитализировало", - отмечает собеседник.

Как выяснилось, по похожему сценарию Укртелеком идет, и разбираясь с долгами перед Укрэксимбанком. Как говорит начальник департамента корпоративных коммуникаций оператора Михаил Шуранов, по обязательствам перед этим банком уже начались слушания на уровне первой инстанции. Детали он разглашать не стал.