Дырявая блокада: какой смысл в авиационных санкциях
Почему Украина вела санкции именно сейчас, а не год назад? Почему в авиации? Если Россия агрессор, то логично же закрыть и железнодорожное сообщение и всякое другое. Почему не подумали об интересах украинских пассажиров? Почему не подумали об ущербе авиакомпаниям Украины, аэропортам, Украэроруху? И еще много всяких почему, включая недоумение по поводу целей таких мер. Такова в своем большинстве реакция экспертной и профессиональной авиационной общественности на спорную инициативу украинских властей ввести санкции против российских авиакомпаний. Сейчас, когда известна реакция РФ, можно попробовать хладнокровно оценить происходящее и последствия.
Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес
Понравиться людям
Решение вводить санкции не было отраслевым или экономическим, оно было исключительно политическим. Об экономике, наверное, особо никто и не думал. А политическое решение всегда направлено не на специалистов и экспертов, а на публику широкую. Летающих украинцев значительно меньше тех, кто уже много лет не подымался на борт самолета.
Если бы кто-то провел соцопрос, то я бы не удивился, если бы выяснилось, что абсолютное большинство украинцев поддерживает такие санкции. Политика сработала. А недовольные летающие в меньшинстве и еще совсем не факт, что они очень уж пострадают. То есть ущерб пассажиров даже от полного прекращения авиасообщения вполне приемлем на фоне одобряющего общественного мнения большинства.
Кроме этого, Украину давно критикуют ее международные партнеры, которые несут убытки от введенных ими ранее санкций. Таким образом, украинские санкции стали необходимы в определенной критической точке. Точка эта критическая именно сейчас, когда появляются условия для прекращения эскалации войны в Украине (блокада Крыма, генассамблея ООН, переключение внимания РФ на Сирию - все это части более общей картины). И в этот раз именно Украина инициировала что-то, а не отбивалась (год назад РФ первая ввела запрет на транзит для украинских авиакомпаний через свою территорию, Украине пришлось отвечать).
Судя по реакции в РФ, меры Украины стали неожиданностью. И не взирая на почти истерические и гомерические публичные заявления ("Украина опасается ответных мер", "поджимает хвост", "выстрелила себе в колено", "пострадают украинские пассажиры и авиакомпании" и прочее) реальная реакция была весьма скромной, или даже откровенно слабой. Вопреки ожиданиям тотального запрета для украинских авиакомпаний запрет пока коснулся лишь 5 компаний. И то включает Визз Ейр Украина, которая отказалась от сертификата эксплуатанта задолго до этого.
Полеты в закрытый Крым никак не аукались российским авиакомпаниям. Штрафы Госавиаслужба Украины продолжает считать, но взыскать не может. Запрет полетов в Украину добавляет определенную цену таким нарушениям. А запрет транзита военной техники, живой силы и товаров двойного назначения ударит по возможностям России в Приднестровье, к примеру.
Таким образом, на лицо явные политические дивиденды.
Экономический эффект
Осталось понять, настолько ли фатальны последствия экономические.
Некоторое время назад украинская авиация потеряла аэропорты Донецка, Симферополя, Луганска, частично был закрыт Днепропетровск. Это очень большая доля перевозок. К этому добавились проблемы с существенными валютными колебаниями, необходимость продавать почти всю валюту, падение пассажиропотока и другие проблемы, связанные с событиями в стране. Если бы к этим факторам ранее добавились обоюдные санкции Украины и РФ, то участникам рынка было реально тяжело их пережить. К сегодняшнему дню украинские компании успели адаптироваться к таким условиям и вполне смогут справиться с новым вызовом. Планировать что-либо без понимания возможности (рано или поздно) прекращения авиасообщения с РФ было бы очень неразумно.
Пока похоже, что РФ явно уловила сигнал открытого Украиной окна для сохранения авиасообщения. Со стороны РФ осуществлять прямые рейсы сможет компания Ютейр. А с украинской несколько авиакомпаний, которые не попали в список. Маловероятно, что теперь авиационные власти обеих стран будут препятствовать полетам. Ведь раньше просили отменить даже, на первый взгляд, не такой уж и весомый частичный запрет транзита. Да и опыт полного прекращения авиасообщения с Грузией, видимо, не очень понравился России.
Пассажиры же будут иметь возможность воспользоваться пересадками в Минске, Стамбуле, Риге, Варшаве, Кишиневе. И не обязательно, что цена будет выше чем до санкций. При наличии прямого авиасообщения и конкуренции по маршрутам с пересадкой не стоит предполагать существенное увеличение цен.
Коломойский против Аэрофлота
По поводу потерь авиакомпаний попавших в санкционные и запретные списки, то они конечно понесут существенные убытки. Но есть и плюс в том, что на прибыльные линии смогут стать новые игроки и разворошить рынок. То есть рынок в целом может даже выиграть от такой ситуации и открывшихся возможностей, при некотором вполне некритичном проигрыше отдельных авиакомпаний.
Для аэропортов также складывается интересная ситуация. Теперь можно говорить о том, что некоторые ограничения есть смысл снимать или увеличить частоты. В частности, увеличение частот на линии Киев-Минск теперь становится актуальным. Также для Одессы появляется возможность открыть альтернативу Москве - Стамбул. И вообще политика открытого неба становится необходимостью, а не обычным популизмом.
Поддержать авиакомпании, которые пострадают от санкций РФ можно тем, что ситуация с авиатопливом, хендлингом, аэропортовыми сборами будет как-то улучшена. Тут следует обратить внимание, что довольно-таки существенную и невиданную ранее активность проявляет АМКУ, который за короткий промежуток времени принял решения и по авиатопливу, и по хендлингу.
В количественном сравнении потери Аэрофлота и его коллег будут больше чем у украинских авиакомпаний, так как они перевозили несравнимо большее количество пассажиров. Но доля перевозок по направлениям в РФ для украинских авиакомпаний выше чем доля перевозок в Украину для российских. В таком контексте потери россиян будут менее ощутимы.
Но в совокупности, когда действуют санкции многих стран, и когда на Аэрофлот ложится нагрузка Трансаэро, и даже для сухого суперджета запчасти импортировать нельзя - украинская пощечина может оказаться намного больнее чем выглядит со стороны, как политически, так и экономически.