Содержание:
  1. Новые возможности
  2. Конец монополий и больше прав
  3. Больше рейсов и перевозчиков
  4. Выгода не для всех и не сразу

12 октября в ходе совместного саммита Украина и Европейский Союз подписали соглашение об Общем авиационном пространстве, больше известное как соглашение об "открытом небе" или авиабезвиз.

Что изменится с его появлением?

Новые возможности

Подписать соглашение планировали еще в 2014 году, но процесс растянулся на семь лет. Формально – из-за конфликта между Великобританией и Испанией о статусе Гибралтара. В 2019-м представитель ЕС в Украине Хюг Мингарелли заявил, что "открытое небо" подпишут после Брекзита, когда Великобритания покинет ЕС и спор о статусе Гибралтара в ЕС прекратится.

Однако согласовать все детали удалось лишь в июне этого года.

Украина и ЕС "открыли небо". Это хорошая новость для Ryanair и плохая – для МАУ и Skyup
(Фото – Офис президента)

Документ должны ратифицировать все 27 стран-членов Евросоюза. Текст соглашения предусматривает ускоренную процедуру. По данным ЕП, применение "открытого неба" в самом оптимистичном варианте может начаться с 1 ноября или с 1 декабря. 

Соглашение распространяется не только на пассажирские, но и на грузовые и почтовые перевозки.

Конец монополий и больше прав

"У нас будут действовать такие же возможности, правила и стандарты в области авиаперевозок, как и у государств-членов Евросоюза, – объясняет премьер Денис Шмыгаль".

"Для украинских путешественников на практике это означает получение дополнительных прав и финансовых гарантий. Например, в случае длительной задержки рейсов они смогут получать от [украинских] компаний компенсации от 250 до 600 евро. Сейчас на такие компенсации украинские пассажиры могут рассчитывать, если украинская авиакомпания отменит рейс меньше чем за 14 дней до вылета", – отмечает профильный сайт avianews.com.

Также перевозчика обязывают предоставить пассажиру питание и гостиницу, если что-то пошло не так и самолет не может вылететь.

"Это крупнейшее достижение за последние 7-8 лет – по крайней мере в авиации мы стали Европой", – объясняет экс-глава Государственной авиационной службы Денис Антонюк. Теперь все наши требования – от авиабезопасности, аэропортов и авианавигации до обучения пилотов – отвечают европейским, говорит он.

Для финализации процесса Украина еще должна имплементировать в национальное законодательство положения 54 регламентов и 6 директив ЕС, сообщил министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Также  ЕС теперь признает украинские сертификаты, выданные самолетам украинского производства, в частности, это может положительно сказаться на компании "Антонов", отметил Шмыгаль.

Больше рейсов и перевозчиков

Согласно документу, соглашение снимает рыночные ограничения и связывает Украину с внутренним авиационным рынком ЕС: европейские компании без ограничений смогут летать в любые аэропорты Украины, в том числе выполнять внутренние рейсы. А украинские авиаперевозчики – в любые аэропорты стран ЕС, правда с нюансами.

Сейчас между Украиной и каждой из европейских стран действуют двусторонние соглашения о воздушном сообщении. Они устанавливают ограничения на количество перевозчиков и еженедельных рейсов.

Подписанное соглашение снимает ограничения, нужно только разрешение от аэропортов.

О планах экспансии уже заявил исполнительный директор Ryanair Майкл О'Лири: "Единственный рынок, на который я бы обратил внимание, – это Украина. Я думаю, что мы станем основным инвестором в Украине, когда она присоединится к европейскому "открытому небу".

Он добавил, что компания рассматривает возможность работы сразу в 12 городах Украины (сейчас летает из пяти) и выйти на внутренний рынок.

Сразу после подписания, масштабное расширение в Украине анонсировал Wizzair. 13 октября компания расскажет о деталях на пресс-конференции.

Украинские авиакомпании смогут летать между европейскими аэропортами лишь при условии, если начало или окончание маршрута будет в Украине, отмечает партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук. "То есть, Киев-Париж-Милан или Париж-Милан-Киев", – написал Гук в facebook.

Летать на внутренних рынках, например между городами Германии или Италии украинские компании не смогут вовсе, уточнил в комментарии LIGA.net Антонюк. Поэтому соглашение в определенной степени несправедливо и "прописано криво", считает он.

"До сих пор так и нет четкого понимания возможности выполнения авиакомпаниями Украины перелетов внутри Евросоюза", – сообщили в пресс-службе МАУ.

Выгода не для всех и не сразу

Для украинских перевозчиков – это не слишком приятная новость. Соглашение навредит украинской авиаотрасли и не принесет долгосрочной выгоды для пассажиров, уверяет генеральный директор авиакомпании SkyUp Airlines Дмитрий Сероухов в мартовской колонке для Forbes.

Кроме несправедливого доступа к рынкам, условия между украинской и европейской авиацией – априори неравны. Почти все европейские авиакомпании имели финансовую поддержку из бюджета ЕС, или из бюджетов своих стран, а иногда – из обоих, в то время как украинские – никакой, аргументирует он.

"Соглашение об ОАП построено таким образом, что учтены экономические интересы только одной стороны – ЕС", – уверен Сероухов.

Сдержанно отреагировали в МАУ. "Для украинских компаний на сегодня нет проблем с получением разрешений на полеты в европейские страны. Чтобы обсуждать преимущества, которые предоставит договор об "открытом небе", необходимо ознакомиться с текстом соглашения", – сообщили в пресс-службе перевозчика.

Для потребителей преимущества "открытого неба" также проявятся не мгновенно.

"Украинцам не стоит ждать, что моментально появятся сотни новых маршрутов и сразу станет дешево летать", – убежден Антонюк.

С очень небольшими исключениями (Франция, Нидерланды, Чехия) небо между Украиной и ЕС и так было "открытым", отмечает он. То, что сейчас появится возможность летать в эти страны – не значит, что авиакомпании туда полетят.

"Главные для Украины – Польша, Италия, Испания – где туристы и работники уже получили дешевое сообщение. Поэтому соглашение не изменит принципиально ситуацию на украинском рынке ни в плане цен, ни в плане направлений", – рассказывает Антонюк.

Также он сомневается, что европейские лоукостеры захотят развивать внутренние рейсы: "На только одном направлении в Украине есть что-то похожее на спрос – Киев-Одесса. На остальных – нет денег".