15 июля  министр инфраструктуры Андрей Пивоварский вернулся с украинско-американского бизнес форума в США. Главная новость для транспортников - подписание "Открытого неба" с США. Сразу же по-приезду, министр рассказал в эксклюзивном интервью для ЛІГАБізнесІнформ о том, почему Украина в глазах американцев лучше Греции, кто будет инвестировать в украинские порты и когда ждать в Украине американские авиакомпании. 

- Есть результат от визита в США на украино-американский бизнес форум? С кем удалось провести переговоры?

- Была задача продемонстрировать, что мы делаем, как мы проводим реформы и какие инвестиционные возможности существуют. С американской стороны было очень хорошее представительство на самом высоком уровне - как от власти, так и от бизнеса. Главный итог - у американского бизнеса высокая заинтересованность инвестировать в Украину. Например, у меня была встреча с руководством компании ADM. Это очень крупный сельскохозяйственный игрок, который интересуется портами. Они уже работают в Украине, но хотят развиваться за счет строительства зернового терминала с переработкой. Они пока не определились с конкретным местом. Поэтому я пригласил их проехаться по портам, чтобы они посмотрели, где бы им было интересно что-то строить. Аналогичные роад-шоу мы проводили пару месяцев назад для компаний Soufflet, Nobles и других.

Была интересная встреча с компанией OPIC (Overseas Private Investment Corporation). Обычно они выходят на рынок в связке с американскими компаниями. В Украине они были закрыты для бизнеса какое-то время. Пару лет назад украинский доступ открылся. Сейчас разрабатывают несколько проектов по Украине, на сумму больше, чем они проинвестировали за всю историю независимости Украины.

US Ex-Im Bank, который сейчас закрыт для финансирования. Но есть шанс, что они через несколько недель откроются. Это значит, что производители сельскохозяйственной техники смогут активно заходить в Украину с дешевым финансированием от US Ex-Im.

- Какие отрасли наиболее интересны американцам?

Американцы смотрят на рынок немного по-другому. Они далеки от популизма и украинских политических колебаний. В их глазах Украина - большая страна, в которой проводятся реформы.

- Очень большой интерес от сельскохозяйственных компаний. Им интересна портовая инфраструктура. Также есть заинтересованность в проектах на железной дороге и реке.

- Американцев не пугает экономическая неопределенность, война на востоке?

- Американцы смотрят на рынок немного по-другому. Они далеки от популизма и украинских политических колебаний. В их глазах Украина - большая страна, в которой проводятся реформы. Сегодня, важный маркер - события в Греции, с которой сравнивают Украину. Если посмотреть, что происходит с реформами в Украине и Греции - разница колоссальная. В Украине они видят системный подход. Это касается тарифов, энергетики, дерегуляции. Они видят, что реформы идут, к сожалению, населению тяжело, но четко понимают траекторию развития - что будет на выходе. При этом осознают как наличие военных действий на востоке, так и изолированность этой территории. Из-за проблем в экономике активы в Украине подешевели. То есть, стоимость входа для бизнеса сейчас ниже, чем в прошлом. Это не означает, что американские компании придут уже завтра.

Мне несколько человек сказали, что ситуация в Украине им напоминает 2004 год, после которого был экономический бум 2005-2007 годов. То есть, активный интерес обозначен, нужно этим воспользоваться.

- Помимо общего интереса, удалось ли достигнуть каких-то конкретных договоренностей?

- Cargill озвучили интерес к строительству терминала в порту Южный. Сначала первую очередь мощностью 4 млн тонн, затем второй на 2-4 млн тонн. Компания Bunge уже проинвестировала около $200 млн в Николаеве и хочет расширяться там. Компании BTGPactual, ADM, Du Pont, фонд Black River также рассматривают возможность инвестировать в порты.

- Какова стоимость проекта Cargill?

- Около $120-$130 млн в течение двух лет. Они планируют строить с нуля. Я с ними обсуждал вопросы дноуглубления, поскольку на участке, где они хотят строить нет даже причальной стенки. Мы рассказали, как им проходить дальше по бюрократической процедуре. Вскоре ждем их представителей в Украине.

 Cargill планирует терминал строить с нуля. Инвестируют около $120-$130 млн в течение двух лет. Я с ними обсуждал вопросы дноуглубления, поскольку на участке, где они хотят строить нет даже причальной стенки.

- Вы подписали Открытое небо с США. Американские авиакомпании готовы летать в Украину?

- Этот договор несколько лет пылился у кого-то в шкафу. Сейчас мы либерализировали авиаперевозки между Украиной и Америкой. Вероятность, что американские авиакомпании внесут в свое расписание Украину в этом году - минимальна. Но уже в летний сезон 2016 кто-то может начать летать к нам. Во время встречи в Министерстве транспорта США мы просили американских коллег пообщаться на эту тему с местными авиакомпаниями. Мы хотели бы, чтобы они летали не только в Киев, но и во Львов, Одессу.

Конечно, в ближайшие несколько лет ждать ежедневных рейсов не стоит. Но главное, чтоб они начали полеты, а частотность будет увеличиваться с ростом украинской экономики. Также нельзя забывать о возможностях кодшеринга американских компаний с МАУ.

- Обсуждалось ли привлечение американских инвестиций в строительство автодорог в Украине?

- Представителей компаний занимающихся концессией на конференции я не встретил. Проговорили с руководителем дорожного департамента Минтранса США вопрос технической помощи Украине в реформировании Укравтодора.

- Министерство планирует развивать судоходство на реке. Американский бизнес планирует инвестировать в этом направлении?

- Я был удивлен, что они следят за этой реформой. Услышал много позитивных отзывов. Основной посыл: чем быстрее снимите грузы на воду, тем быстрее решите проблему дорог. Договорились, что американский Минтранс предоставит специалистов из департамента речного хозяйства и контакты людей, которые занимаются развитием реки Миссисипи.

- Насколько политическая позиция властей США влияет на желание бизнеса инвестировать в Украину?

- Безусловно, есть очень большая поддержка правительства США. Для бизнеса есть много альтернатив - Европа, Азия, Латинская Америка. Но поддержка, которую создает правительство США, стимулирует инвестировать именно в Украину.

- Вы упомянули о сравнении Украины с Грецией и это сравнение в пользу нашей страны. При этом в Украине сейчас многие говорят о слишком медленных реформах, непоследовательности в их проведении. В США звучала критика в адрес правительства?

- Всегда можно делать лучше и всегда можно критиковать. Но то, что сделано, безусловно, отмечалось с позитивной стороны - некоторым реформам аплодировали. Греция несколько лет назад получила 320 млрд евро. Была поставлена задача - уменьшать бюрократию, снижать льготы, провести налоговую реформу и т.д. Этого не сделали. Сегодня там бюрократии в 2-3 раза больше, чем в Украине, при населении в четыре раза меньше. В Греции есть льготы для бизнеса и для островов, которые делают конкурентной туристическую индустрию, но государство от этого ничего не получает.

Да, в Украине есть проблемы с коррупцией. Есть другие проблемы. Но в США понимают, что это за один день не поломать. Это нигде не ломалось за один день.

В Украине есть проблемы с коррупцией. Есть другие проблемы. Но в США понимают, что это за один день не поломать. Это нигде не ломалось за один день.

- У Укрзализныци сегодня серьезная проблема с обновлением подвижного состава. Американцы готовы инвестировать в тягу?

- Провели ряд переговоров с ЕБРР, Мировым банком, частными инвесторами. Также общался с несколькими людьми, связанными с электровозо- и тепловозостроителями. У меня сейчас сложилась полноценная картина о возможностях мировых компаний в производстве тяги и вагонов. Теперь это нужно связать воедино и дать пакет предложений Укрзализныце для более предметных переговоров.

- У вас есть видение, где выгоднее покупать локомотивы?

- По закупкам пока нет. Хотя предпочтение будет отдано местному производителю. Сейчас основная задача - либерализировать рынок и допустить частную тягу на железную дорогу. Законопроект о железнодорожном транспорте проходит последнее согласование в Минюсте. Будем надеяться, через несколько недель его утвердит Кабмин. Это будет четким сигналом инвесторам. Все понимают, что в ближайшие годы государство не сможет найти деньги для обновления тяги и вагонов. Я общался в США с американским фондом, который управляет грузовыми вагонными парками, тягой в нескольких странах на просторах СНГ и юго-восточной Азии. Они закупают оптом технику и сдают ее в лизинг железной дороге, или оперируют самостоятельно. Через несколько недель глава фонда посетит Киев. Им интересно инвестировать в тягу в Украине. После принятия закона я смогу четко говорить - платите инфраструктурный тариф и зарабатывайте деньги на перевозке грузов.

- Что сейчас происходит с конкурсами на главу Укрзализныци и Ильичевского морпорта? Когда они состоятся?

- У нас в плане стоит задача завершить первый этап корпоратизации Укрзализныци в сентябре. После этого запускаем конкурс на руководителя. До этого времени исполняющий обязанности - недавно представленный Александр Завгородний. По Ильичевску, сейчас ждем измененное постановление N777, которое должен принять Кабмин и сразу же начинается конкурс. Позиция Минэкономразвития, которое играет первую скрипку в этом процессе - все госпредприятия, где у руководителей заканчиваются контракты, должны получить главу через конкурс.

- В СМИ появились ряд публикаций, с критикой назначения Александра Завгороднего главой УЗ. Как вы прокомментируете эти публикации?

- Это заказная кампания. УЗ долго была дойной коровой, и многим хотелось бы, чтобы так и продолжалось. Этим людям не нравятся ни прозрачные тендеры, ни намерение компании покупать у поставщиков напрямую, минуя "прокладки", ни многое другое.

Здесь то же самое. Есть проблема тотального недоверия и цинизма. В любом, даже самом хорошем действии, все равно будут пытаться найти проблему. Я свою позицию обозначил ранее.

Есть невероятная проблема технического состояния основных средств на УЗ. Я долго искал в УЗ человека, который смог бы заняться ее решением. Только на прошлой неделе загорелись два тепловоза в Ивано-Франковске и Николаеве. Это лишь небольшой отголосок.

На прошлой неделе загорелись два тепловоза в Ивано-Франковске и Николаеве. Это лишь небольшой отголосок.

Максим Бланк, при всем уважении к его менеджерским качествам, не решил эту проблему. Он хороший инвестбанкир, но не технарь. Технические совещания, которые я проводил несколько раз в месяц, приводили к тому, что мы формировали график закупок, график обновления, ремонта подвижного состава. Но я не могу быть и министром и руководителем УЗ. У меня есть еще дороги, надо небо открывать, есть порты, почта. В какой-то момент стало очевидно, что нужен человек внутри компании, который сможет полноценно этим заниматься. Александр Завгородний - специалист с двадцатилетним опытом, он принимал участие во многих рабочих группах как представитель общественности и экспертной среды. Мы с заместителями пришли к консенсусу, что он может взять на себя эту задачу. Я перераспределил полномочия между замами и Александр сейчас работает.

- Как вы можете прокомментировать вчерашние обыски в офисе Укрзализныци?

- Следственные действия проводятся в рамках уголовного дела по энергетикам, которое раньше открыла прокуратура. Укрзализныце нужно провести тендерную процедуру, чтобы определить, что компании выгоднее - независимые поставщики, или с энергорынком работать напрямую, может какой-то третий вариант. Одни говорят: независимые поставщики это дорого. Другие говорят: рынок напрямую это дорого. Я говорю: начните тендер, он покажет.

Мы провели в этом году два тендера по топливу. Если посмотреть на цены, по которым закупалось топливо железной дорогой в феврале и в июне - это была или самая дешевая, или одна из самых дешевых для всех госструктур. Просто нужно провести открытый, честный тендер.