Американский президент Дональд Трамп заявил о соглашении по предоставлению США доступа к полезным ископаемым Украины в обмен на оружие.

"Мы надеемся заключить соглашение, по которому они (Украина. – Ред.) обеспечат то, что мы будем им давать, своими редкоземельными ресурсами и другими вещами", – сказал Трамп.

"Редкоземельные", о которых говорил американский президент – это 17 специфических элементов (сокращенно – РЗЭ), таких, как, например, скандий. В Украине они есть, но там много нюансов по качеству, локации, экономике добычи.

С высокой вероятностью Трамп имел в виду не только украинские РЗЭ, а важные на международном рынке полезные ископаемые в целом, использующиеся в современных производствах: титан, литий, бериллий, графит, марганец и даже железную руду и уголь.

О том, кто владеет этими и подобными месторождениями, LIGA.net в сотрудничестве с Центром противодействия коррупции писала еще полтора года назад. Ведь вопрос доступа партнеров к нашим стратегическим минералам уже тогда лежал на поверхности.

Для Украины это открывает множество возможностей. Но есть и риск скатиться в сырьевой придаток партнеров. К примеру, партнерам выгоднее вывозить из Украины сырье или полуфабрикаты на европейские заводы, чем сооружать в Украине завод с нуля.

Мы опросили специалистов из сферы полезных ископаемых, насколько высок этот риск. И если он есть, то, что может сделать Украина, чтобы его уменьшить.

Владелец одной из крупнейших украинских частных титановых компаний – "Велты" – Андрей Бродский говорит, что сейчас не видит рисков – только возможности.

"Украина из промышленного государства превратилась в аграрное, сейчас это низко маржинальная экономика. Трамп говорит о нашей новой реиндустриализации, – объясняет Бродский. – Сырье будут добывать в Украине, перерабатывать на месте в полуфабрикаты. Последние, безусловно, будут вывозиться, потому что у нас нет технологий производить готовый продукт. Но будут создаваться новые предприятия. А это новые налоги, рабочие места, технологии, поступления валютной выручки в Украину. В том, что миллионы лет наши залежи лежат в земле, пользы для народа нет. А если американцы будут вкладывать деньги в наши недра – поверьте, они очень прагматичные люди, особенно администрация Трампа, – они точно будут защищать свои инвестиции от недружественных нам стран. Когда у нас будут размещены предприятия с американским капиталом, имеющие стратегическое значение для сырьевой безопасности США, у нас будут лучшие условия для прекращения войны".

Руководитель украинской графитовой компании с австралийскими инвестициями "Завалловский графит" Остап Костюк говорит, что риск Украины стать сырьевым придатком есть однозначно. "Но у нас самих нет достаточных добывающих и перерабатывающих баз, а это, в свою очередь, не приводит ни к чему – ни к росту, ни к падению".

"Наше предприятие начало работу в 1930-х годах и переживает уже вторую войну, – рассказывает Костюк. – Безусловно, Украина очень богата полезными ископаемыми. Но сейчас государственная политика относительно добычи, поддержки или стимулирования самих добытчиков – подчеркиваю, не во всех сферах, – достаточно низкая или отсутствует вообще. Поэтому стать стратегическим партнером Соединенных Штатов в любой форме с перспективой роста для местного бизнеса – это, однозначно, позитив. Кстати, Австралия является крупнейшим поставщиком железных руд в мире, не являясь производителем конечной продукции с добавленной стоимостью".

Впрочем, большинство из около 30 опрошенных для записи и не под запись специалистов согласились, что риски все-таки есть. Часть опрошенных говорят, что существенные. Мы систематизировали самые содержательные ответы, приводим их ниже.

Дмитрий Кащук, глава комитета недропользования Европейской бизнес-ассоциации

Есть шанс стать ключевым игроком на рынке критических сырьевых материалов. Но для этого нужно не просто обсуждать изменения, а сегодня создать четкую действенную стратегию.

Без налоговых, финансовых и регуляторных стимулов добыча, обогащение и переработка сырья не будут конкурентоспособными. Поэтому важно минимизировать барьеры для инвесторов, обеспечить прозрачные правила игры и гарантировать защиту инвестиций.

Одним из эффективных инструментов является проведение аукционов и конкурсов по соглашениям о разделе продукции, позволяющих привлечь иностранных инвесторов через прозрачные и понятные условия. Процесс принятия решений для инвесторов очень облегчает публичную прозрачность информации о месторождениях, у нас с этим есть проблемы.

Важно также развитие межведомственной координации, согласование государственных и частных инициатив в сфере стратегического сырья на уровне Кабмина. У нас сейчас такой координации нет.

Удачный опыт Казахстана показывает, как принципиально эффективно координировать внедрение земель для добычи через механизм государственных резервов. То есть перед резервированием проводятся широкомасштабные геологические исследования, включающие бурение скважин, анализ спутниковых снимков и лабораторные исследования образцов почвы.

Использование земли координируется местными общинами для минимизации конфликтов. Два момента, которые важно перенять здесь: создать национальный реестр земельных участков, пригодных для добычи, с учетом геологических исследований. А также законодательно закрепить механизм компенсации собственникам земель и передачу этой земли в пользование.

Также важно запретить необоснованное вмешательство правоохранительных органов в бизнес деятельность.

Нужно разрешить регистрировать индустриальные парки для целей обогащения полезных ископаемых, сейчас это запрещено. Поддержать циркулярную экономику, инвестируя в восстановление сырья из отходов. Например, некоторые государства предпочитают в госзакупках именно товары, изготовленные из ресайклинга.

Развивают отрасль также налоговые стимулы, например, гибкое налогообложение с учетом рентных платежей в зависимости от вида и качества полезных ископаемых. В частности, это может включать дифференциацию ставок в зависимости от уровня доходности, как это практикуется в Канаде. Также существует возможность вычета затрат на геологоразведку, включая исследования и бурение, из валового дохода предприятий.

Для стимулирования инвестиций в переработку стратегического сырья должны быть введены налоговые льготы и ускорена амортизация оборудования для ресайклинговых предприятий, как это практикуется в Германии. Кроме того, компании могут получать налоговые скидки на капитальные инвестиции, что уменьшает их налоговые обязательства на сумму вложений в инфраструктуру.

Важными для поддержки инноваций в отрасли являются финансовые стимулы. Это предоставление дешевых долгосрочных кредитов и правительственные гранты для исследований в области ресайклинга. К примеру, правительство Германии активно поддерживает исследования в сфере переработки минеральных ресурсов, что позволяет внедрять новейшие технологии для уменьшения зависимости от импорта.

Страхование инвестиций от политических и военных рисков обеспечит стабильность и уверенность инвесторов в добывающих проектах. Это особенно актуально для стратегического сырья. Увеличение финансирования на новые технологии обеспечит устойчивое развитие и снизит экологические риски.

Егор Перелыгин, руководитель государственного титанового предприятия "Объединенная горно-химическая компания" (ОГХК) до продажи компании группе NEQSOL Holding (Азербайджан) 2024 года

Реиндустриализация. Компенсация затрат на электроэнергию. Снятие грифа "секретно" с информации о запасах. Отмена экспортного контроля.

Нам нужно вернуться к созданию специальных экономических зон и технопарков. Это важно для запуска добычи-переработки критических минералов. Не нужно бояться экологических проблем. Необходимо двигаться вперед и, например, применять локации, где уже есть история химической переработки. Нужна реиндустриализация, снова строить тяжелое производство и переработку в специальных локациях и создавать свои конкурентные преимущества.

Для этого необходимо:

  • Внедрять программу частичной компенсации затрат на электроэнергию или внедрять финансовые стимулы, связанные с электроэнергией в рамках режима "технопарка" или специальной экономической зоны. Мы проигрываем другим странам на старте с такими ценами на электроэнергию.
  • Уже сейчас открыть геологическую информацию о наших запасах. Гриф "секретно" не работает, а только вредит инвестиционной привлекательности отрасли.
  • То же касается экспортного контроля. Наши американские партнеры смотрят на нас с большим удивлением, когда слышат об экспортном контроле на ильмените. Наше государство усложняет экспорт дополнительной бюрократией и нормативами, которые невозможно выполнить. Или выполнение требует месяцев подготовки документов и постоянных командировок людей. Если страна, в которую осуществляется экспорт, например, США, не обеспечивает зеркального подхода к экспорту контроля на ильменит и не признает этот товар как товар возможного двойного использования, то на практике очень трудно обмениваться необходимыми документами и получать все необходимые выписки и сертификаты. В таком случае заключение и нормативное сопровождение экспортного контракта занимает месяцы. В большинстве случаев импортер отказывается иметь дело с украинской системой экспортного контроля, потому что, например, американские операторы не понимают, как это все претворить в жизнь. А экспортер теряет покупателя и выпадает с рынка или получает худшие предложения. Как результат, экспорт падает.
  • Также нам нужен механизм гарантирования или страхования долгосрочных offtake contracts (контракт, который подписывается на 3-10, иногда больше лет, в большинстве случаев имеет авансовую составляющую, является лучшей гарантией продажи продукции под конкретный объем и сроки. – Авт.), чтобы местные операторы могли подписываться на долгие временные горизонты, получать авансовые платежи и большую стабильность в планировании своего Cash Flow (денежного потока компании. – Авт.).

Владимир Бойко, основатель информационного агентства Nadra.Info

Украинским недрам – украинская биржа и независимые медиа.

Великобритания, Китай, США, Канада, Австралия, Япония не ассоциируются с понятием "сырьевой придаток". Их общей чертой являются развитые фондовые биржи, благодаря которым финансируются масштабные проекты, в том числе добывающие. Украине следует наконец перезапустить собственный фондовый рынок, чтобы появилась новая точка привлечения капитала в украинские недра. Важно, чтобы биржа (или даже биржи – локальные, для местных добывающих проектов почему нет?) были расположены в Украине – не в Варшаве, Лондоне или Нью-Йорке.

Сейчас корпоративного рынка в Украине не существует. Именно поэтому государству следует стимулировать недропользователей привлекать акционерный капитал и проекты в стратегических и критических недрах, требующих миллиардных инвестиций, они станут реальным драйвером роста во всех отраслях украинской экономики.

Конечно, без особых совместных усилий Кабмина, Госгеонадр, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), законодателей и участников рынка – такой проект никогда не запустится. Но он достоин сверхусилий! Ведь благодаря фондовому рынку граждане смогут напрямую реализовать свое право собственности на украинские недра, гарантированное Конституцией – приобретя акции любого горно-обогатительного или металлургического комбината (а впоследствии и местного карьера, стекольного или кирпичного завода) по рыночной цене на бирже. Это и станет действенным инструментом выполнения обещаний президента о справедливом распределении доходов от недр среди всех украинцев.

Через инструменты рынка ценных бумаг украинские критические и стратегические недра станут надежным фундаментом для таких сфер, как медицинское, социальное и пенсионное страхование, и для гарантирования вкладов. Второе дыхание фондового рынка через корпоратизацию недр и свободные продажи акций в долгосрочной перспективе сделает добывающую отрасль более прозрачной и привлекательной для инвесторов, как венчурных, так и стратегических.

Это увеличит капитализацию украинских недр и нашего государства в целом. И позволит профинансировать реализацию в Украине любых проектов не только для добычи, но и глубокой переработки полезных ископаемых!

Предохранителем от превращения Украины в "сырьевой придаток" также будет качественная работа отечественных независимых медиа: украинским журналистам следует внимательно "следить за руками" всех действующих лиц, раскрывать все обстоятельства, условия, преимущества и риски пользования недрами в новых проектах, их влияние на окружающую среду, объемы государственных компенсаций и выполнения взаимных обязательств.

Ведь, несмотря на существенный цифровой прогресс последних лет, отрасль недр в Украине местами все еще подвержена "теневым решениям". И в руках чиновников, не всегда мотивированных защищать интересы Государства, будущие Соглашения (СРП или что-либо) легко могут стать инструментом обогащения единиц – без понятной выгоды для Украинского народа, несущего реальное бремя войны.

Алина Стрижак, Центр противодействия коррупции