fbfe24798e258c3d7d2a6a88710e7855.jpg

Основатель самой популярной в рунете социальной сети Вконтакте Павел Дуров заявил, что он продал остававшуюся у него 12% долю соцсети из-за давления российских властей. Он сообщил, что 13 декабря ФСБ потребовала от него выдать конфиденциальные данные об участниках и организаторах 39 групп, связанных с украинским Евромайданом. После того, как он отказался это сделать, ему пришлось продать свою долю. Сделка была завершена еще в декабре прошлого года, покупателем стал Иван Таврин  - гендиректор российского Мегафона. Который уже успел перепродать ее холдингу Mail.ru. "Ее наличие (доли- ред) могло помешать мне принимать правильные решения",- сообщил Дуров.

ЛІГАБізнесІнформ решила проанализировать, как самые популярные  соцсети защищают индивидуальные данные своих пользователей от спецслужб. Оказалось - не очень ретиво.

VK.com: В тесном контакте

В контакте работает по российскому законодательству. Соответственно, выдавать конфиденциальную информацию пользователей соцсеть может и должна - после соответствующего запроса правоохранительных органов.

Впрочем, при Дурове  Вконтакте успешно саботировала выдачу такой информации. По крайней мере, основатель сети Павел Дуров утверждает, что на запрос ФСБ о предоставлении данных об организаторах групп Евромайдана он ответил категорическим отказом. “Юрисдикция России не распространяется на украинских пользователей ВКонтакте. Выдача личных данных украинцев российским властям была бы не только нарушением закона, но и предательством всех тех миллионов жителей Украины, которые нам доверились”,- написал он вчера на своей странице в сети.

Предавать жителей России Дуров при этом не боится. Так, в 2011 году сеть добровольно выдала имена и IP-адреса десятка своих пользователей. Их вина была в том, что они загрузили в сеть музыку. Компания-правообладатель Gala Records/EMI подала в суд на Вконтакте, а Дуров предложил оставить сеть в покое и взамен разбираться с пользователями. Правда, компания в итоге решила с пользователями не судиться.


  Facebook:Открытая книга

В 2010 году по решению суда Минюст США был вынужден опубликовать документы, в которых рассказывалось о работе спецслужб с социальными сетями. Оказалось, что ФБР активно следит за пользователями Facebook, Twitter, MySpace, LinkedIn и других социальных сетей.

Агенты американских спецслужб создают фальшивые аккаунты и начинают общаться с подозреваемыми в каком-либо преступлении. В ходе переписок представители правоохранительных ведомств узнают конфиденциальную информацию о пользователе. Зачем такие сложности - неясно, ведь в том же документе отмечается, что время от времени правительственные агенты сотрудничают напрямую с администрацией социальных сетей.

При этом MySpace и Twitter неохотно выполняют просьбы ФБР и обычно требуют ордер, позволяющий просмотреть историю личных сообщений, а Facebook, напротив, более откровенен со спецслужбами.

К раскрытию персональной информации о пользователях по требованию правоохранительных органов Facebook подходит куда ответственнее российского конкурента. Только в 2013 году компания получила запросы на раскрытие аккаунтов 38 тыс. пользователей от спецслужб 74 стран. Большинство требований сеть удовлетворила. Одно из них было от спецслужб России. Впрочем, именно ФСБ  ответа так и не дождалась.

Дело в том, что в пользовательском соглашении с Facebook (которое никто не читает) есть пункт, оставляющий за соцсетью право свободно и на свое усмотрение обращаться с информацией пользователя даже после удаления аккаунта из сети.

Получить свое полное досье может каждый европеец. В 2011 году студент-юрист Макс Шремс из Вены, отправил в европейское подразделение Facebook грамотно составленный запрос с просьбой прислать копию всех личных данных, которые накопила социальная сеть за три года его активности на сайте. По закону ЕС любая европейская компания в течение 40 дней должна прислать такой отчёт по просьбе пользователя.

Шремсу сеть прислала компакт-диск с файлом PDF на несколько сотен мегабайт, содержащий более 1200 страниц. Вся информация в файле разбита на 57 категорий (работа, образование, друзья, политические взгляды, хобби, фотографии и т.д.), в том числе считающиеся "удаленными" чаты и фотографии - они просто хранятся в базе с пометкой "удалено".

После этого инцидента соцсеть усложнила процедуру выдачи данных пользователям о самих себе.

Twitter: Микроблоговый юмор

Twitter на запросы правоохранителей, не подкрепленные решениями судов, не реагирует.

В 2012 году сервис микроблогов отказался выдать полиции Нью-Йорка данные пользователя, обещавшего расстрелять посетителей спектакля, в котором играет бывший боксер Майк Тайсон. В соцсети посчитали угрозы шуткой.

И действительно - спектакль прошел спокойно. Пользователь написал на своей странице, что планы его изменились и он был вынужден срочно уехать во Флориду.

Но полиция шутку не поняла и вернулась в Twitter после спектакля - уже с судебным ордером . Возможно, причиной стало то, что следующим пользователь-маньяк решил убить певца Джастина Бибера. О чем и сообщил в своем твиттере.

LinkedIn: Деловой британский шпионаж

Даже социальную сеть для деловых людей LinkedIn, которая, казалось бы, должна быть защищена наилучшим образом, не обошли скандалы.

Сбежавший из США в Россию Эдвард Сноуден в прошлом году заявил, что секретные службы Великобритании с помощью технической базы LinkedIn прослушивали каналы связи бельгийского государственного телеком-оператора Belgacom, а также следили за Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

 Представители сети заявили, что ничего не знала о подобных действиях британских силовиков. 

Sina Weibo: Поднебесная цензура

Китайцев в виртуальном мире, как и в реальном, больше всех. Но при этом правительство контролирует их социально-сетевую деятельность на столь высоком уровне, что Facebook на фоне китайских соцсетей выглядит надежным, как швейцарский банк.

В деле цензурирования интернета китайские власти используют не только новейшие технологии фильтрования, но и угрозы тюремного заключения автора неугодного поста. Хитро сплетенную систему фильтрации информации в кругах, близких к IT-индустрии, принято называть “великим китайским файерволлом”. Официальное ее название - “Золотой щит”.

В прошлом году эксперты нескольких западных учебных заведений исследовали китайскую цензуру на примере сервиса микроблогов Sina Weibo. Это один из популярных в Китае сервисов, на нем зарегистрировано 400 млн пользователей. Для сравнения, аудитория Facebook - 1,4 млрд, Twitter - чуть более 500 млн.

Ученые обнаружили, что власти самовольно удаляют из соцсети 12% всех публикуемых постов, причем треть из них стираются на протяжении получаса после публикации.

Такая скорость достигается за счет постоянной слежки за определенными ненадежными пользователями, а также поиска по ключевым словам.

В список запрещенных попадают в основном политически неверно окрашенные посты. Например, в прошлом году китайские цензоры несколько месяцев боролись с интересом пользователей к фотографиям нового здания официальной газеты People’s Daily - рупора компартии Китая. Пользователи соцсетей обнаружили что здание имеет явно фаллическую форму, и несколько дней обсуждали эту схожесть, оставляя комментарии вроде "национальный рупор должен быть солидным" и "поднятие People’s Daily - один из символов национальной мечты".

Компартия не вытерпела подобной непочтительности и просто заблокировала всю поисковую выдачу по запросу “здание People’s Daily”. В ответ на любой запрос появляется сообщение, в котором говорится, что результат не может быть показан в соответствии с законодательством.

К тому же в Китае существует небольшая армия государственных интернет-троллей. Она называется Умаодан и состоит из 300 тыс. пользователей, постоянно оставляющих комментарии во всех возможных чатах, форумах и блогах. Задача этих людей - быстро, в резкой и ироничной форме опровергнуть любое антиправительственное высказывание, замеченное на просторах интернета.