Играют все. Украинским геймерам сделали свой Facebook и linkedIn
По данным компании Newzoo, в Украине около 14 млн геймеров. Однако менеджер Wargaming в Украине Дмитрий Базилевич говорит, что по его ощущениям, их еще больше - порядка 18 млн. Потенциальный рынок достаточно большой. И неудивительно, что на нем появляются окологеймерские продукты. Например, площадки для общения игроков - соцсети.
В этом году в Украине появилось сразу два таких проекта. В середине 2017 года американец Джон Юк запустил бета-версию соцсети для геймеров GameTree. А в июле запустился портал для поиска игроков в киберкоманду Hexwix, созданный харьковчанами.
Редакция LIGA.net выяснила, примут ли наши геймеры новые соцсети?
Хотя аудитория GameTree и Hexwix - геймеры, направление у них разное.
GameTree - это соцсеть для поиска партнеров в игре. Регистрируясь в приложении, пользователь указывает любимые игровые жанры, игры - компьютерные, мобильные или настольные, - и добавляет информацию о себе. По указанным предпочтениям приложение ищет пользователей с похожими интересами. Поиск также можно настроить по возрасту и расстоянию - от 5 км до бесконечности. По задумке создателя, соцсеть должна помочь искать людей, с которыми пользователю будет приятно играть вместе.
Создатель игры - американец Джон Юк. Он приехал из Сан-Франциско, живет в Киеве и развивает свой бизнес здесь. Бизнесмен считает рынок стран СНГ перспективным для своего продукта. В его команде работает 7 человек, большая часть которых - украинцы. Пока стартап не привлекал инвестиций. Юк спонсирует его развитие из своего кармана. Он зарабатывает деньги, обучая людей программированию. А несколько лет назад предприниматель накупил себе биткоинов и потихоньку их продает, чтобы платить команде зарплату.
Читайте также: Пузырь Nimses: украинцы на ровном месте создали цифровую секту
Джон Юк считает, что у геймеров есть потребность в его услугах. Ведь он способен решать проблему компьютерных игр - появление троллей. "Они приходят в компьютерную игру, сбивают настрой игроков команды, портят результат игры", - рассказывает Юк. С помощью GameTree, по его мнению, пользователи смогут играть с проверенными людьми - добросовестными геймерами.
В соцсети также есть и будет пополняться рейтинг разнообразных игр. Разработчики смогут выкладывать в каталог свои продукты. С помощью GameTree можно искать партнеров для настольных игр. Любимая настольная игра Юка рассчитана на семерых игроков. Он говорит, что не так-то просто собрать столько друзей в одном месте в одно время, чтобы поиграть. А его приложение должно упростить задачу, ведь поиск будет настроен изначально на заинтересованных людей. Сейчас у соцсети 2500 пользователей.
Фото - iStock/Global Images Ukraine
Если GameTree предназначена скорее для любителей, то Hexwix - это продукт для киберспортсменов. Его цель - упростить процесс подбора игроков в киберкоманду. Это своего рода LinkedIn для геймеров. "Чтобы иметь качественный уровень игры, тебе нужно не со случайными людьми играть, а с друзьями, с которыми у тебя нормально складывается общение", - говорит основатель проекта, харьковчанин Роман Сиренко. На данный момент на платформе Hexwix есть только веб-версия и платформа работает для игры Dota2. Однако в планах создателей подключить также CS:GO, LoL, WoT, Overwatch, PUBG. Стартап уже получил грант от British Council Ukraine, в рамках программы Creative Enterprise Ukraine. А недавно он прошел в финал акселератора Radar Tech и Киевстар, с которым будет разрабатывать совместное решение.
Чтобы зарегистрироваться на портале, нужно пройти авторизацию через платформу для покупки игр Steam. Так сервис получает характеристики игрового профиля: как часто пользователь играет, на какой линии стоит, какой у него рейтинг и другую информацию. Если пользователь хочет найти себе команду, он создает резюме, указывает, как хочет играть - участвовать в турнирах или просто попасть в игру с другими игроками, - а затем попадает в поисковую выдачу. Если пользователь хочет найти игрока в команду, он указывает статус капитана, вводит ID команды в том же Steam и описывает предложения и требования к игроку. Вакансия попадает в поиск. Капитан может ждать, пока заинтересованные игроки сами ему напишут. А может сам открыть поиск, настроить фильтры и связаться с владельцами подходящих резюме. Сейчас у проекта около 500 пользователей.
Фото - iStock/Global Images Ukraine
Обе соцсети планируют зарабатывать на платных функциях. У GameTree платными будут премиальные подписки и возможность расширенного поиска для пользователей, а также некоторые функции для компаний: например, таргетированная реклама и доступ к User Data API. Hexwix за деньги предоставит возможность проверки совместимости игроков, оценки перспектив их роста, организации тренировочных матчей, ведения календаря активностей команды, а также аналитику успехов по игрокам и команде.
LIGA.net опросила экспертов в сфере гейминга и узнала их мнение по поводу перспектив GameTree и Hexwix в Украине.
Геннадий Веселков, главред портала о киберспорте gameinside.ua, директор клуба для геймеров и киберспортсменов Asus Cyberzone
Идея социальных сетей для геймеров, как и других социальных сетей по интересам совсем не нова, но на практике сложно назвать успешные примеры. На мой взгляд с функциями общения, поиска команды или игроков отлично справляются специализированные группы в таких глобальных соцсетях, как Facebook или ВКонтакте. В этих сетях у всех игроков уже и так есть аккаунты, есть много друзей по интересам ,и заводить аккаунт еще в одной сети часто не имеет никакого смысла.
Кроме этого, большинство киберспортивных дисциплин присутствуют на глобальной игровой платформе Steam, куда игроки обязательно заходят, когда запускают свою игру и где у каждого игрока есть аккаунт, где можно посмотреть его уровень, результативность, написать ему и начать играть вместе. Более того, уже существуют популярные платформы для проведения турниров online и просто игр, например Faceit и Esea, на которых есть все то же самое.
Я не думаю, что GameTree и Hexwix на данном этапе могут предложить что-то, чем можно заманить игроков в большом количестве. Для этого нужны действительно уникальные функции, которых я пока не вижу.
Монетизация тоже кажется не продуманной. Например, популярная турнирная система Faceit продает премиум-аккаунты, но она предоставляет не просто социальную сеть с возможностью удобного поиска, а и свои сервера, защищенные от мошенников, что является проблемой во многих играх. А для организаторов это возможность проводить турниры и привлекать спонсоров.
Данные сети хотят брать деньги за то, без чего и так не самая богатая аудитория вполне может обойтись. Безусловно, они могут занять определенную нишу, но популярными в глобальном масштабе не станут.
Дмитрий Базилевич, менеджер Wargaming в Украине
На мой взгляд, целесообразность GameTree несколько преувеличена. За последнее время все мы были свидетелями анонсов достаточно большого количества новых социальных сетей, однако практически никто из них так и не смог уверенно встать на ноги. Я связываю это с тем, что возможностей, которые предоставляют своим пользователям существующие социальные сети, более чем достаточно. Практически у каждого интернет-пользователя есть учетные записи в 2-3 популярных социальных сетях, которые полностью закрывают его потребности в общении. Геймеры не исключение.
Читайте также: Файне місто Тернопіль: как создавалась нацсоцсеть Ukrainians
Также нельзя забывать о том, что кроме множества "групп по интересам" в так называемых "больших" соцсетях, на каждой игровой платформе есть свои центры, объединяющие пользователей и решающие задачу - "с кем вместе поиграть". Для ПК - это, в первую очередь, Steam и другие платформы цифровой дистрибуции; для Android - Google Play Игры, и тому подобное. В каждом из этих центров игрок может прикрепить свой профиль из любой социальной сети, тем самым получив возможность делиться своим игровым прогрессом, общаться с друзьями. Проблему же токсичности, о которой говорят создатели, социальная сеть не может решить в принципе, так как с троллями можно столкнуться в любой многопользовательской игре. Также достаточно странно, что для развития GameTree выбран регион СНГ, в то время как игровой рынок США на порядок объемнее по всем показателям.
Касательно второго проекта, который получил поддержку Телеком-аксселератора от Киевстар - это не новая идея. Проблему более быстрого формирования киберспортивных коллективов и запуска команд в большой киберспорт сейчас пытаются решить многие специалисты. Причем среди них есть как новички, так и ветераны индустрии. Это говорит о том, что такой механизм действительно востребован. Я думаю, в самое ближайшее время мы поймем, насколько принцип социальных сетей может помочь в решении проблемы.
Николай Антонюк, менеджер по работе с партнерами компании Lenovo
Сегодня киберспорт развивается очень быстрыми темпами - быстрее остальных видов традиционного спорта. Многие пытаются внести свой вклад и очень здорово, что украинские команды разработчиков ищут себя в этом сегменте - это хорошая тенденция и перспектива для страны, для наших стартапов. В Украине действительно много геймеров - мы в компании Lenovo наблюдаем это, как проводя игровые турниры, так и по растущим продажам игровых устройств Legion.
Проблемы, которые описали оба портала, - реальны. И это значит, что GameTree и Hexwix потенциально интересны пользователям. Но описанные проблемы проявляются в разных странах по-разному, с разной спецификой, которая в том числе зависит от платежеспособности населения - и это нужно учитывать. По этой причине многие украинские стартапы запускаются сначала на американском или других рынках, а только потом в Украине. Очень важны корректная локализация (украинский рынок очень чувствителен к этому), суперсовременная картинка и функциональность, удобство пользования.
Читайте также: В Украине бум на соцсети: есть ли шанс потягаться с Цукербергом
Самое важное - на рынке очень высокая конкуренция. Постоянно выходят аналогичные ресурсы и очень многие делают фокус на подобные проблемы. Во многих ресурсах это не основной акцент, а сопутствующие функции. Сейчас везде узкая специализация. Например, есть порталы по определённым играм - и там можно сразу искать тиммейтов именно для этой игры. Это кстати, существенно проще: как искать мячик для гольфа на гольф-поле, а не где-то в соседнем городе.
Вдобавок, обычно первое время после релиза еще долго находятся баги в подобных ресурсах. И это отпугивает гиперчувствительных пользователей-геймеров. Есть примеры, когда аналогичные ресурсы очень долго готовились к релизу, выпустили приложение, а после тестирования пользователями в течение первых недель собрали фидбек и официально ушли на доработку на полгода-год. Это серьезный подход, это заслуживает уважения. Конечно, одним из факторов успеха хоть одного из проектов будет правильный подход к продвижению. Просто конкурентов много, даже известные социальные сети (Facebook, например) здесь уже среди них.