cc2d7583c2e3ea367de29384d0bcbd9a.jpg
До прошлой весны сертифицированный тренер по серверным технологиям Microsoft Владимир Степанец вряд ли подозревал о потенциале своих организаторских способностей. Война помогла их раскрыть. Весной 2014-го он начал помогать самым необходимым 72-й отдельной механизированной бригаде. Первым заказом от 72-й ОМБр, которая год назад только вводилась в АТО, были емкости для питьевой воды. Вначале помощь, собранную для военных, Владимир распределял и расфасовывал у себя в квартире, через неделю пришлось арендовать гараж, а еще через месяц - целый ангар. Спустя год Владимир координирует распределение волонтерской помощи для 72-й ОМБр, управляя командой волонтеров на нескольких пунктах сбора и распределения. Конкретных объемов Владимир не называет, но объем помощи, отправляемой на передовую сегодня, измеряется палетами, которые идут на фронт непрерывным потоком.

Кроме этого, Владимир Степанец известен как координатор создания высокоточной системы наведения артиллерийского огня ГИС "Арта", написанной украинскими "айтишными" волонтерами.
ГИС "Арта" уже используется на передовой. Система позволяет собирать точные геоинформационные данные на конкретном участке местности, в т.ч. с беспилотников, и корректировать артиллерийский огонь с точностью до двух метров без предварительной пристрелки.

Как опытный "айтишник", Владимир уверен, что принципы управления высокотехнологичными проектами можно с успехом применять не только для эффективной координации волонтерского движения, но и для "перезагрузки" государственной системы принятия решений.

Владимир поделился с 
ЛІГАБізнесІнформ пятью рекомендациями для успешного применения "айтишного" опыта на волонтерской службе.

1. Волонтерство хаотично, но даже бессистемная помощь нужна

В волонтерское движение вовлечены люди абсолютно всех социальных слоев, самых различных профессиональных срезов. Их всех объединяет только одна черта - неравнодушие. Это люди, которые видят способ изменить Украину и готовы это делать, пусть даже вкладывая крохи.
Спустя несколько первых недель взаимодействия с волонтерами и военными пришло понимание, что системных решений в волонтерском движении просто нет. Фактически каждый занимается тем, что несет "в клювике" то, что нужно в конкретный момент времени. Сейчас нам необходимо выстроить некое системное переходное решение, чтобы не проиграть войну, чтобы потом можно было расслабиться в своей стране, в которой государственный аппарат справляется с задачами, решаемыми сейчас волонтерами.

2. Помогать нужно не только берцами, но и компетенцией

Волонтерское движение - это не только доставка необходимой амуниции на линию фронта. Есть огромное количество "айтишников" - программистов, тестировщиков, инженеров, администраторов, - готовых помочь своей работой и знаниями. К примеру, сейчас многие делают беспилотники, и делают очень неплохо. Умеют проектировать и строить, учат управлять. В то же время почти никто не задумывается над задачами, которые эти беспилотники должны решать. "Айтишные" волонтеры пока плохо ориентируются в особенностях использования техники в боевых условиях, в анализе аэрофотосъемки и т.п.

3. IT-волонтерство должно управляться как типичный IT-проект

У волонтерства есть своя негативная специфика. В отличие от оплачиваемой работы, волонтерство в своем формате не предполагает обычных бизнес-процессов: обязательств, дедлайнов, контроля качества и т.д. Опыт прошедшего года говорит о том, что "айтишные" волонтерские проекты должны осуществляться по правилам коммерческих. Если проект востребован армией, необходимо управлять им с таким расчетом, что рано или поздно он будет "подхвачен" Министерством обороны и продолжится уже без волонтерства. Среди прочего необходимо учитывать в будущем приемку на вооружение, официальную закупку и официальную зарплату. Подобным образом был успешно реализован, например, проект ГИС "Арта", который уже весьма эффективно служит на фронте. 

4. Налогоплательщик должен выбирать назначение налоговых платежей

Согласно существующему законодательству, траты на благотворительность, с определенными лимитами, вычитаются из налоговой базы. Эти лимиты необходимо пересмотреть таким образом, чтобы у владельца бизнеса появился выбор - заплатить налог или адресно отправить ту же сумму на благотворительность. В результате потенциальный донор может выступить не просто спонсором униформы или тепловизора, а заказчиком некого IT-решения, которое может быть внедрено в конкретной воинской части или конкретном роде войск. Необходимо создать систему, где налогоплательщик сможет адресно выбирать проект, который будет профинансирован его деньгами. Ту сумму, которую потенциальный донор отдавал в виде налогов, он сможет отправить на развитие государства, но немного в другой форме.

5. На управляющих должностях необходимы волонтеры-профессионалы

Волонтерский десант в Министерстве обороны - это монстры кризисного менеджмента. Очень высокопрофессиональные, подготовленные менеджеры, которые из искренних волонтерских побуждений согласились работать за зарплату, которую в коммерческих структурах могли бы заработать за день. Это тоже форма волонтерства. На мой взгляд, сегодня наибольшая проблема коммуникации - это непонимание того, что волонтерство означает не только "носить в клювике". Волонтерство - это еще и менять страну на волонтерских основах.