Фото: www.demos.org.ua/
работы участников Международного архитектурного конкурса "Територія Гідності" / Terra Dignitas.

Год назад конкурс планировался для того, чтобы выбрать лучший вариант мемориала памяти Небесной сотни. В ходе длительных общественных обсуждений решили расширить конкурсное задание - собирали заявки не только на памятник героям Небесной сотни, но и еще на три номинации:
  •  общественное пространство Майдана и центрального ядра города Киева;
  •  Международный культурный центр "Украинский дом на Европейской площади";
  •  многофункциональный музейный комплекс "Музей Майдана / Музей свободы".
Онлайн-голосование будет длиться до конца апреля. По словам главного архитектора Киева Сергея Целовальника, его результат будет иметь рекомендательный характер для конкурсного жюри. Хотя он признает, что в таких конкурсах мнение профессионалов и общественности часто совпадает.

Сейчас на суд публики выставлено 148 работ в четырех номинациях, каждая до десятка эскизов плюс объемный описательный текст. Не архитектору разобраться в этой какофонии идей довольно сложно.

ЛІГАБізнесІнформ нашла успешных отечественных архитекторов, не принимающих участия в конкурсе, и узнала их мнение о качестве предложенных проектов и о том, кто, по их мнению, имеет наибольшие шансы на победу.


На вопросы ЛІГАБізнесІнформ о конкурсных работах отвечала Анна Искиэрдо, директор проектной компании Аимм-Групп.

- Как вам конкурсные работы, открытые для голосования? Какие общие впечатления об уровне исполнения, "идейности"?

- Работы очень разноплановые, какой-то общей тенденции в них не прослеживается. Есть очень интересные варианты, но большая часть конкурсантов, похоже, не уловила или потеряла основную идею конкурса - увековечить память людей, которые вышли на Майдан и погибли. Вместе с тем речь идет и о реализации нового облика Майдана и Крещатика, и здесь, мне кажется, стоит поработать и после того, как победитель будет выбран. Этот вопрос подлежит дальнейшему обсуждению не только с жителями Киева, но и Украины. В любом случае проведение подобных конкурсов на международном уровне - уже положительный и важный момент для украинской архитектуры.

У меня вообще есть ощущение, что не все работы представлены. Я не видела работ, в которых бы прослеживался профессиональный "почерк" первых лиц Украины от архитектуры, притом что точно знаю, что они участвовали.

Большой проблемой стало то, что работы выставлены на ознакомление и голосование в нечитабельном виде. Очень сложно прочитать и увидеть сноски, пиктограммы, уточнения, их невозможно проанализировать. Это не только мое мнение, мы обсуждали это с нашей командой и коллегами. Необходимо либо выставлять проекты "вживую", либо онлайн, но подавать в более высоком качестве визуальную часть проектов.

Большой проблемой стало то, что работы выставлены на ознакомление и голосование в нечитабельном виде.

- И все-таки, по вашему мнению, какая доля конкурсантов не совсем справилась с заданием и почему?

- Не менее половины работ имеют "точечный" характер - решают одну задачу в рамках одной номинации, в то время как вопрос должен решаться комплексно, поскольку речь все-таки идет о Европейской площади, Майдане, Бессарабской площади, объединенных одной транспортной артерией - Крещатиком. Все это необходимо рассматривать в комплексе, поскольку самой большой градостроительной проблемой Киева до сегодняшнего дня остается разрозненность, все городские проблемы решаются "точечно".

- Опишите хотя бы вкратце, каким критериям должен соответствовать проект-победитель.

- Большинство проектов предусматривают достаточно серьезные капиталовложения. И по причине нашего теперешнего сложного финансового и экономического положения есть смысл выбирать не только достойный, профессионально выполненный проект, наполненный идеей, но и целесообразный в вопросе капиталовложений, необходимых для его реализации.

- Есть ли среди конкурсных проектов такие, которые явно перекликаются с какими-то существующими известными мемориалами или общественными пространствами?

- Есть, пример приведу далее, этот проект очень запоминающийся. Кто-то, видимо, очень вдохновился одним знаменитым общественным пространством. 

- Какую часть нынешнего пространства центра, по вашему мнению, стоит сохранить в нынешнем виде при реализации любого из проектов конкурсантов?

- Архитектура улицы Крещатик - это завершенный ансамбль, улица, которая была отстроена после Второй мировой войны величайшими советскими архитекторами. Если кого-то пугает словосочетание "советский архитектор", могу сказать, что советский период - достаточно весомый период нашей истории и "советское" необязательно означает "безвкусное". Этот ансамбль уже сложился, запомнился. Революция произошла в этой архитектурной среде, и я считаю, что часть этой атмосферы важно сохранить хотя бы частично в том виде: восстановить брусчатку, прежний Дом профсоюзов, поддерживать и сохранять улицы Крещатик, Институтскую, Европейскую и Бессарабскую площади - это памятники архитектуры не только регионального значения, часть из них находится под защитой ЮНЕСКО. И когда мы предлагаем полностью переработать идею улицы или Майдана, это может означать перечеркнуть историю, которая есть, и создать что-то новое, но это не всегда лучшее решение.


Архитектура улицы Крещатик - это завершенный ансамбль, улица, которая была отстроена после Второй мировой войны величайшими советскими архитекторами.

- В каких-то работах прослеживается стилистика, присущая западным или, наоборот, восточным мастерам архитектуры?

- Как я уже говорила, есть ощущение, что не все работы представлены, именно потому что не видно работ, в которых прослеживается почерк и уровень исполнения мастеров с мировым именем, например таких, как Заха Хадид (британский архитектор, первая женщина, награжденная Притцкеровской премией. - Ред.). Работы иностранных мастеров в этом смысле всегда очень бросаются в глаза.


Комментарий конкурсных работ по номинациям

Номинация I. Общественное пространство Майдана и центрального ядра города Киева

Здесь все конкурсные работы очень разноплановые, наблюдается тот факт, что многие архитекторы решали единичную проблему - создание музея, памятника. Самыми интересными оказались работы, в которых основной идеей было создание действительно центрального ядра города, рассматривались схемы создания пешеходного Крещатика, сохранение архитектурного ансамбля улицы, увеличение озеленения площади.

Наиболее дерзкой и необычной здесь оказалась работа "Возрождение реки Крещатик", авторы постарались применить принцип неожиданности и утопичности в условиях реальной ситуации. Возрождение реки Крещатик, устройство улицы-реки с мостами и городскими пляжами тесно пересекается с реализованным подобным проектом в Сеуле, где возродили историю и объединили ее с современной традицией. Проект мог бы быть нацелен на улучшение окружающей среды, привлечь к себе огромное внимание туристов и киевлян. Но это все-таки эскизы, и хочется верить, что будет создано лучшее городское пространство, учитывающее сложившуюся архитектуру улицы.

03041987_small.jpg

В вопросах общественных пространств должны решаться градостроительные задачи. Поэтому здесь я бы не выделяла конкретные работы, имеющие все шансы на реализацию, а финалистов конкурса объединила бы в рабочую группу по разработке Общественного пространства Майдана.

Номинация II. Мемориал памяти героев Небесной сотни

Экспрессивной и выразительной в этой номинации оказалась работа под № 345679. Ее автору удалось отлично выразить силу чувств по поводу событий этого места. Метко выбранное место расположения и интеграция с окружающей средой.

345679_cover.JPG

(нажмите на картинку проекта для детализации)

У работы под названием Стрела тоже есть хороший шанс быть реализованной. Есть интересная точная идея - увековечение памяти героев, целесообразное расположение, органичность объекта и его архитектуры в целом.

(нажмите на картинку проекта для детализации)

Номинация III. Международный культурный центр "Украинский дом на Европейской площади"

Учитывая представленные работы, есть ощущение, что конкурсантам этой номинации оказалась не вполне ясна задача. Несмотря на то что сегодня Украинский дом является памятником архитектуры и учреждением культуры, важно приспособить существующее здание к требованиям, предъявляемым к международным культурным центрам. А это очень непростая задача. Пока из всех представленных работ мне не удалось выделить даже один завершенный, точно выполненный проект.

Номинация IV. Многофункциональный музейный комплекс "Музей Майдана / Музей свободы"

Здесь очень интересным оказался проект с номером K1FL4G. Архитекторы пытались создать современный музей с интересной сдержанно-европейской архитектурой. Символизм в объекте не прослеживается, что, по моему мнению, очень хорошо. Авторы создали музей, отвечающий современным требованиям, который может вызвать искренний интерес у жителей и гостей Киева.

K1FL4G_cover.jpg


(нажмите на картинку проекта для детализации)