Киев культурный. Интрукция, как из завода сделать музей
Арт-кластер Выдубичи - арт-пространство, организованное на территории большой промзоны Киевского экспериментального механического завода. Это далеко не первый пример реорганизации полузаброшенного промышленного объекта под социально-культурное пространство или, как называется такой процесс - джентрификация. Термин начал применяться с 1960-х годов когда промышленные объекты в крупных городах США и Европы переделывались под жилье, офисы или культурные объекты.
Арт-кластер на Выдубичах не единственный пример успешной трансформации столичной промзоны к культурный объект. ЛИГАБизнесИнформ пообщалась с создателями последних киевских арт-площадок: сколько времени и средств на это уходит, и можно ли сделать такое место прибыльным.
1. Культурное пространство Мын
Было: бесхозная часть бывшего Клуба трамвайщиков в здании постройки позапрошлого века.
Стало: культурное пространство для проведения кинопоказов, концертов, литературных чтений, и прочих культурных событий.
Соучредитель проекта Марк Петренко:
- До проекта Мын в этом месте было все что угодно: магазины секонд хенд, распродажи меха, выставки-ярмарки. При этом, основной зал был в наихудшем состоянии, фактически, без крыши, вместо нее были деревянные доски, и когда на улице шел дождь, в зале он тоже шел. Изначально мы искали подходящее помещение под кинозал, перечитали кучу книг, искали подходящие исторические места Киева, и попутно узнали, что именно в этом месте в 1920-х гг. в Киеве в числе первых начали "крутить" кино. На капремонт мы сразу не решились - опасались, поскольку коммунальное предприятие, у которого мы арендуем это место, заключало с нами договор аренды максимум на 3 месяца, с возможностью продления. К тому же, не каждое КП сдаст помещение непонятно для чего, все хотят, чтобы там происходило что-то очень тихое и немноголюдное - уроки танцев, йога-студии, или что-то подобное. Также мы узнали, что в большинстве случаев коммунальным предприятиям вообще не платят официальных арендных ставок за такие помещения, иначе все услуги стоили бы в несколько раз дороже. Средняя цена квадратного метра в месте подобном нашему - около 150 грн/мес (например, как раз столько стоит аренда одного квадратного метра в ДК Большевик на Шулявке). Фактически, многие платят вдвое меньше, но в карман руководителю коммунального предприятия.
Мы начали проект Мын с организации кинопоказов, концертов и музыкальных ивентов. Потом, с началом всем известных событий сделали паузу, недавно начали делать ремонт. Предположительно, снова откроемся через полтора месяца. Общую сумму на облагораживание этого места пока назвать не могу, поскольку работы еще идут. На элементарные вещи - утепление, сантехнические работы, электропроводку, у нас уже ушло около 300 000 гривень, при этом, работы здесь еще много, до нас это здание многие годы даже не отапливалось. Самое большое наше опасение - потерять средства, уже вложенные в этот объект. Например, если снова сменится власть, и кто-то решит забрать это здание.
2. Арт-клуб Closer
Было: цеха лентоткацкой фабрики на заводской территории на Подоле.
Стало: культурное и социальное пространство для досуга, работы и самообразования.
Директор Арт-клуба Евгений Матковский:
- Пространство для проекта Closer, задуманного как арт-центр, мы подыскивали в течении полутора-двух лет. Нашими главными критериями были, в первую очередь, относительная удаленность от жилых кварталов и одновременно приближенность к культурному центру города. Мы подыскали такое пространство на Подольской Лентоткацкой Фабрике, с трех сторон окруженной горой Юрковица и её отрогами. Нашим ближайшим соседом стала киевская мечеть Ар-Рахма. Жилые дома, которым мы, смеем надеяться, не сильно докучаем, находятся на удалении минимум двухсот метров от территории фабрики.
Нас заинтересовал один из бывших цехов фабрики, предлагавший нам полную свободу от внутренней планировки. Вскоре, на этапе глобальной реконструкции помещений, нам удалось расшириться, освоив еще два цеха фабрики, производство которой было перенесено за город. Таким образом, за полгода мы в общих чертах отстроились внутри и снаружи фабрики. Сказать, что мы сделали все, что планировали в плане стройки, у нас получится нескоро, думаю, что с сегодняшними темпами финальную точку в первом этапе строительства арт-центра мы сможем поставить где-то через полгода.
Конечно, войти с нашей идеей на изолированную территорию комфортно варящейся в собственном соку фабрики было довольно непросто. Но, судя по всему, идея культурного центра все же показалась арендаторам не только приемлемой, но и привлекательной, поскольку после довольно затяжного периода переговоров нам все же удалось договориться о сравнительно выгодных условиях. Впрочем, арендаторов все же более интересует стабильный клиент, способный на долговременное сотрудничество, нежели какая-либо, пускай даже и милая сердцу розовая идея культурного центра.
И вот теперь адрес "Нижнеюрковская, 31" больше известен как арт-центр Closer, что не может не радовать. Вслед за конструкторской работой над помещением, пришла работа над культурным пространством. Мы заполняем его музыкой и кинематографом, выставкой и танцем. С октября выходим на режим работы без выходных. Три дня в неделю мы отдаем трем циклам наших лекториев посвященных музыке, кинематографу и изобразительному искусству. С начала сентября каждый четверг проводятся живые джазовые концерты. Пятница отдана на откуп экспериментам таких молодых электронных объединений как Illuminate, Low и Wicked Bass. Также в эти дни мы проводим тестовые выступления наших молодых электронных диджеев и музыкантов. Суббота, традиционно отдана вечеринкам с самоназванием Closer. С них мы начинали, из них Closer развился в то, чем он есть сегодня: объединением скорее друзей, чем партнеров, творящих скорее по велению сердца, чем по требованию реальности.
3. Арт-кластер "Вежа"
Было: башня, выстроенная около 115 лет назад, и до недавнего времени служившая подсобно-складским помещением.
Стало: галерея, арт-пространство и коворкинг.
Ирина Велес, соавтор и организатор проекта:
- Арт-кластер “Вежа” мы придумали во время "мозгового штурма", когда решили поучаствовать в конкурсе грантов Idea-X от Nescafe. В инициативной группе тогда было около десяти человек - от студентов и выпускников до преподавателей и сотрудников университета. Мы искали что-то на пересечении доступных нам ресурсов и общественных потребностей, так родилась идея арт-пространства в левой башне первого корпуса. Обе башни изначально задумывались как фортификационные сооружения для обеспечения безопасности на территории кампуса. В одной из них была экспериментальная лаборатория, когда-то была идея разместить там маятник Фуко, но, насколько я знаю, его так и не сделали. Последние пару десятков лет левая башня использовалась как склад-подсобка одного из факультетов.
Ремонтные работы начались в октябре 2013-го, и закончились в начале весны 2014 года. Сложно сказать, сколько денег в общем ушло на проект кроме тех ста тысяч гривень гранта. Большой вклад сделал университет, предоставив нам рабочую бригаду и материалы. Самой большой сложностью было урегулирование процедурных вопросов: администрация университета нас поддерживала, но с бюрократией мы все равно часто сталкивались.
Башня не была задумана как общественное место, поэтому все пришлось приспосабливать и делать заново: реставрировать и поднимать перила, укладывать пол, проводить электроэнергию, менять окна.
Проект Вежа - некоммерческий, и никогда таким не будет. Вход в арт-пространство всегда свободный. Привлечение финансирования возможно со стороны спонсоров, грантодателей. Был один случай, когда мы устроили аукцион после первой выставки в Башне - это были очень нетипичные инстаграм-фотографии КПИ, распечатанные на холстах. Все собранные деньги вложили в развитие проекта. Мы ничего на этом не зарабатываем. Сейчас в Башне проводятся выставки и встречи, планируются мастер-классы.