Содержание:
  1. Что в сделке?
  2. Как реагирует бизнес?
    1. Аграрный сектор
    2. Металлургия
    3. Легкая промышленность
    4. Машиностроение
  3. Что говорят эксперты?
  4. А что с поддержкой государства?
  5. Политический вопрос?

В октябре президент Украины встретился с Реджепом Тайипом Эрдоганом и заявил, что переговоры о зоне свободной торговли с Турцией близки к завершению. Это был октябрь 2013 года, президентом был Виктор Янукович, а Эрдоган — премьер-министром Турции. Янукович приказал тогдашнему министру иностранных дел Петру Порошенко поскорее подписать соглашение.

Однако не сложилось. Эрдогану пришлось обсуждать условия зоны свободной торговли с тремя украинскими президентами — Януковичем, Порошенко, Зеленским. И вот, 3 февраля 2022 года — соглашение наконец-то подписали.

"Сегодня произошло историческое событие, к которому Украина двигалась почти 20 лет. Что для Украины это соглашение — это более $10 млрд торгового оборота в ближайшие 5 лет", — сказал премьер Денис Шмыгаль.

Но, несмотря на заявленные правительством преимущества от ЗСТ, часть украинского бизнеса отнеслась к соглашению с большой настороженностью. LIGA.net разбиралась, какие последствия для украинской экономики будет иметь "историческое" соглашение.

Что в сделке?

По данным Министерства экономики, Украина получает возможность ввозить в Турцию без пошлин 10 377 товаров (Турция — 9 500). В итоге турецкий рынок станет открытым для Украины на 95,6%, наш для Турции — на 99,6%.

В этот список министерство не включило зерновые и масличные, занимающие 25% украинского экспорта в Турцию. Де-юре, таможенная пошлина на эти товары сохранится, но де-факто она и сейчас составляет 0, ведь есть большой спрос на эти товары, говорят в Минэкономики. В ведомстве заверили, что в случае повышения пошлин на эти товары украинские поставщики быстро найдут новые рынки сбыта (из-за высокого спроса).

Реджеп Эрдоган и Владимир Зеленский (Фото – пресс-служба президента)

До заключения соглашения о ЗСТ (которое еще следует ратифицировать в парламенте) торговые отношения стран регулировались правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Турция имеет от них больше преимуществ, поскольку при вступлении в ВТО (значительно раньше Украины) Анкара "связала" пошлины только на половину своих товаров, тогда как Украина — на 100%.

До этого соглашения средняя номинальная таможенная ставка для украинских товаров на турецком рынке составила 28,9%, для турецких в Украине — 5%. Теперь это будет 10% и 0,5% соответственно.

По прогнозам Министерства экономики, ежегодно украинский экспорт в Турцию должен расти на $313 млн, а отечественные экспортеры сэкономят $370 млн таможенных платежей. Эффекта в правительстве ожидают впечатляющего: плюс 2,2% ВВП и 2,6% дохода домохозяйств ежегодно.

Как реагирует бизнес?

Аграрный сектор

Аграрная отрасль была одним из камней преткновения на пути к подписанию соглашения. "Турецкая сторона раньше очень не хотела открывать свой рынок для украинских аграриев, поэтому для нас это значительное продвижение", — объясняет в комментарии LIGA.net директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.

Аграрная отрасль в Турции — одна из наиболее защищенных пошлинами, объясняет она: "Например, пошлины на молочные и мясные продукты достигают 200-300%, из-за чего там невозможно конкурировать. Поэтому снижение этих пошлин — для нас отличная возможность".

Украинские аграрные ассоциации соглашаются, что заключенное соглашение имеет "много положений", которые будут иметь позитив для агропромышленного комплекса. Так, они удовлетворены снижением турецких пошлин на ряд продукции, в частности курятину, говядину, рыбу и другие аквакультуры, молочку, рожь, гречку, вино, кондитерские изделия и т.д.

"Учитывая принятие соглашения, украинские аграрии, переработчики, производители техники и оборудования получили довольно хорошие возможности попасть на рынок Турции. Фактически, для украинского АПК появляется новый огромный рынок с рядом возможностей" — отметил заместитель генерального директора по адвокации Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Нестеров.

Кроме того, аграрии видят позитив и в снижении пошлин на турецкую продукцию. К примеру, это позволит им дешевле закупать турецкие удобрения и средства для защиты растений.

Металлургия

ЗСТ устанавливает нулевую пошлину на 510 из 840 позиций металлургических товаров, однако, как отмечал президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков, такую продукцию отечественные металлурги в Турцию не поставляют. Несмотря на это, соглашение он считает положительным.

По словам Каленкова, Минэкономики учло предложения отрасли в ходе переговоров. В первую очередь, речь идет о сохранении в Украине экспортных пошлин на металлолом в размере 180 евро за тонну. Турция является одним из главных импортеров металлолома и даже с экспортной пошлиной в прошлом году из Украины вывезли 615 700 тонн продукции, более 90% из которой — в Турцию.

Также в "Укрметаллургпроме" удовлетворены выделением экспортной квоты в 411 000 тонн готовой продукции, которая не будет облагаться пошлиной в Турции. Как указывает Каленков, другие пошлины немного снизятся, и конкурентоспособность отечественных металлургов возрастет, в том числе из-за того, что пошлины для россиян теперь будут больше.

"Это пока не прорыв, мы все же надеялись на полное обнуление пошлин, ведь со стороны Украины никаких дискриминационных ограничений на турецкий металл нет. Но это шаг в правильном направлении", — подчеркнул глава ассоциации.

Металлургия (Фото: Depositphotos)

Легкая промышленность

Наибольшую опасность для украинского производителя сделка несет в отрасли легкой промышленности, ведь главный товар (почти 18%) турецкого импорта — текстиль ($570 млн в 2021 году). Профильная ассоциация "Укрлегпром" напоминает, что постоянно отмечала "особые риски".

"За последние 10 лет турецкий импорт в Украину превысил соответствующий украинский в 53 раза и продолжает постоянно расти. Сальдо отраслевой торговли гипертрофированно отрицательное ($20 млн против $570 млн)", — говорится в заявлении ассоциации.

Источник: Укрлегпром

Представители отрасли перед подписанием соглашения требовали установить переходный период и только потом отменять пошлины. Речь идет о таких товарах, как обувь, одеяла и подушки, головные уборы, ковры, изделия из натурального и искусственного меха и др. За этот переходный период государство должно наладить комплексную поддержку отрасли, говорят в "Укрлегпроме". В частности, речь идет о налоговых льготах, доступном кредитовании, финпомощи на новое оборудование.

Такой переходный период предусмотрен соглашением, заверил заместитель министра экономики — торговый представитель Тарас Качка.

"Есть переходный период на 3-5 лет на определенные группы товаров. В частности, текстильная промышленность — потому что за нее может быть самая большая конкуренция", — подтвердил в комментарии LIGA.net нардеп от "Слуги народа", сопредседатель группы по межпарламентским связям с Турцией Роман Грищук.

1 февраля представители легкой промышленности договорились с Минэкономики разработать законопроект для поддержки отрасли.

Кроме минусов, для отрасли есть и плюс от турецкой продукции — удешевление импортного сырья, например, ткани, позволит отечественному производителю уменьшить себестоимость товаров.

Машиностроение

Машиностроение — еще одна отрасль, которая била тревогу перед подписанием соглашения. Согласно исследованию Федерации работодателей Украины, в 2007-08 годах общий украинский экспорт превышал турецкий импорт на $2,68 млрд. В 2019 и 2020 годах сальдо было уже отрицательным — минус $176 млн и минус $261 млн соответственно.

За 2021 год сальдо снова вернулось в сторону Украины — плюс $910 млн. Однако это связано исключительно с высокими ценами нашего экспорта, около 80% которого — металл и зерновые. В период 2007-2019 доля сырьевых товаров в украинском экспорте в Турцию выросла с 16,7% до 52,3%.

В проведенном ФРУ опросе украинские предприятия указывают, что после подписания соглашения турецкий импорт вытеснит внутреннего производителя, а сами они не видят перспектив сбыта для своей продукции в Турцию из-за тамошней масштабной господдержки.

И даже при взвешенных условиях двусторонней либерализации (Украина сохраняет защиту для топ-50 товарных групп), сделка принесет Украине только +0,3% к ВВП (напомним, по расчетам правительства, этот показатель должен составить 2,2% к ВВП), однако вскоре его перекроет экспансия турецкой продукции, посчитали в ФРУ.

Что говорят эксперты?

Вероника Мовчан из Института экономических исследований и политических консультаций видит в этом соглашении больше позитива, чем опасностей, ведь действующие условия торговли с Турцией точно не в пользу Украины. В отличие от Турции, Украина открыта в плане пошлин, поэтому нам выгодно их устранить: "Почти все, кто хотел с нами торговать — уже на рынке. Украинские опасения, что придут турки и все захватят — на самом деле некорректны", — успокаивает она.

Также она считает, что сотрудничество с Турцией может пойти на пользу и украинским производителям легкой промышленности.

"И Украина, и Турция — крупные производители, однако обе наши страны присоединились к региональной конвенции Пан-Евро-Мед. Поэтому наш бизнес сможет без пошлин закупать, скажем, ткань, шить из нее конечный товар и опять же без пошлин продавать его в ЕС, поскольку это не будет нарушать правила происхождения", — напоминает она.

Справка. Страны-участники региональной конвенции Пан-Евро-Мед могут закупать сырье или комплектующие у одной из сторон-участниц конвенции, а готовую продукцию экспортировать в другую участницу Конвенции без уплаты пошлины или по сниженной ставке пошлины.

Отдельно Мовчан вспомнила об украинских потребителях, которые только выиграют — конкуренция усилится, так что они должны получить лучший товар.

В зоне риска могут оказаться украинские производители мебели и легкой промышленности, овощеводство, поскольку эти рынки очень сильны в Турции, считает руководитель KSE Institute, вице-президент по экономико-политическим исследованиям KSE Наталья Шаповал. "Однако этот риск может реализоваться, а может и нет. К примеру, в Украине достаточно сильные креативные отрасли, в частности, мода, для которой сделка может создать лучшую базу качественных тканей".

Магазин турецкого бренда LC Waikiki (Фото: Waikiki)

В конце концов, сотрудничество открывает возможности для обеих экономик и усилит весь регион, уверена Шаповал: "Когда 1+1 это больше двух".

В то же время, руководитель практики международной торговли юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Алена Омельченко говорит LIGA.net, что клиенты фирмы не приветствуют это соглашение. И хотя его текста еще нет, компании напуганы перспективой конкуренции с дешевыми турецкими товарами, особенно на фоне девальвации лиры.

Справка. Турецкая лира в последние годы является одной из самых слабых валют мира из-за политики Эрдогана по снижению учетной ставки. Девальвация делает импортные товары более дорогими и снижает покупательную способность населения. Для турецких экспортеров это выгодно, ведь уменьшаются затраты на производство.

Как рассказал собеседник LIGA.net из Минэкономики, в тексте соглашения о ЗСТ есть пункт, позволяющий Украине применять защитные меры на своем рынке в случае "резкой" девальвации лиры. Однако к какому уровню лире "разрешено" упасть, в правительстве не уточняют.

"Все пытаются сохранить внутренний рынок. Экспортировать хорошо, но многие не верят, что смогут экспортировать продукцию на турецкий рынок. Они боятся, что если не способны конкурировать здесь, то на турецком рынке точно не смогут", — говорит Омельченко.

Вероника Мовчан, в свою очередь, подозревает, что отечественный бизнес склонен нагнетать.

"Это несколько цинично, но мне кажется, что апеллируя к ЗСТ, украинские производители хотят получить для себя больше преференций от государства", — отмечает эксперт.

А что с поддержкой государства?

В Турции действует программа поощрения инвестиций как на общем уровне, так и на региональном или для отдельных отраслей, говорится в исследовании ФРУ. Среди льгот, получаемых турецкими производителями — освобождение от НДС, от уплаты ввозных пошлин на оборудование, взносов на социальное страхование, корпоративного налога. В стране работают свободные экономические зоны (технопарки, индустриальные парки), где компании имеют разные поощрения — от налоговых до сниженных цен на коммунальные услуги.

Исследование ФРУ

"У Турции серьезные субсидии от государства, есть льготное кредитование. А у нас Экспортно-кредитное агентство фактически не работает. Наш бизнес страдает от высоких цен на энергоносители, что формирует бешеную себестоимость товаров", — говорит Алена Омельченко.

"Чтобы не проиграть в конкуренции, нужно поднимать вопрос не ЗСТ, а поддержки, и в этом я поддерживаю украинский бизнес", – считает нардеп Роман Грищук.

Парламентарий уверяет, что у Минэкономики есть понимание, какие отрасли нужно поддерживать. Предварительный план такой поддержки ведомство раскрыло.

Фото: Минэкономики, предоставленное на запрос LIGA

Наталья Шаповал из KSE соглашается, что поддержка государства, в частности, льготы и субсидии, серьезно влияют на конкурентоспособность бизнеса. "Например, Украина применяла такие меры по сельскому хозяйству. И сейчас это один из сильнейших секторов, глобально конкурентоспособный", — говорит она.

Политический вопрос?

Активизация переговоров по зоне свободной торговли состоялась летом 2021 года, когда в Турции уже был новый министр торговли Мехмет Муш, говорит LIGA.net собеседник в Минэкономики. По его словам, турецкому министру поставили задачу заключить соглашение. Такую же задачу от руководства государства получило и украинское министерство.

В то же время, представитель правительства отрицает, что Украина должна была заключить соглашение любой ценой: "Если бы условия нас не устраивали, в четверг (3 февраля — Ред.) мы ничего бы не подписывали".

3 февраля Украина и Турция заключили ряд соглашений, кроме ЗСТ, в частности, по строительству завода по производству беспилотников. Из-за этого появились разговоры о политическом оттенке соглашения о ЗСТ на фоне военных угроз России.

Церемония передачи военным беспилотникам Bayraktar Akinci (Фото – пресс-служба Baykar)

Алена Омельченко указывает на спешку, с которой готовили документ: "В последнее время не было консультаций с бизнесом, о подписании соглашения узнали все где-то два месяца назад". Она считает, что, вероятно, соглашение о ЗСТ шло пакетом.

"По моему мнению, Украина идет на некоторые экономические уступки для того, чтобы, возможно, получить политическую поддержку и поддержку в оборонном комплексе. Нам сложно об этом говорить, ведь мы не понимаем весь спектр договоренностей", — подытожила Омельченко.

Роман Грищук отвергает такие предположения, напоминая: переговоры шли очень долго и сложно, что указывает — этот договор, с одной стороны, был не в приоритете, с другой, — каждая сторона защитила свои интересы.

"Еще два года назад, когда Эрдоган приезжал в Украину — условия были для нас не столь выгодны. Поэтому соглашение доработали и сейчас говорить о каком-либо политическом давлении со стороны высшего руководства — неуместно", — подчеркнул нардеп.