Реквием по земле. Как главная аграрная реформа стала аллергеном
"Мы голосовали за Зеленского, потому что в его программе был пункт об открытии рынка земли", - рассказывала вчера на пресс-марафоне пайщица из Киевской области Татьяна Попенко. Действительно, президент Владимир Зеленский поставил рынок земли в приоритет, и экстраполировал свой интерес к этой теме на новую правительственную Зе-команду. И именно эта тема стала для части его избирателей мотиватором на выборах.
Члены президентской фракции, министры, новоназначенные в аграрные ведомства чиновники на несколько месяцев избрали для себя земельный вопрос основным. Просчеты, примеры, модели, доклады, пресс-конференции и встречи на тему подготовки к продаже земли превратились в главную заботу для министра развития экономики и его заместителей, земельного омбудсмена и аграрных депутатов. Каждый из них как минимум 10 раз озвучивал публично одни и те же тезисы, пытаясь донести до масс нужные посылы.
Правда, если рассказывать о пользе реформы с завидной регулярностью на протяжении полугода, приводя абстрактные примеры ее позитивного влияния на экономику страны, не только голосовавшие за нынешнего гаранта адепты реформы, но и его нелюбители перестанут реагировать на столь сенситивный еще недавно для общества вопрос. И вот почему.
Во-первых, от монотонного муссирования земельной тематики приустали уже и сами чиновники, и их аудитория. Создается впечатление, что у наших министров, их замов и депутатов слишком много свободного времени для пустых разговоров. Либо же появление с одними и теми же тезисами на десятках эфиров и мероприятий - указ сверху, ослушаться которого не представляется возможным. Более того, выглядят такие доклады так, будто ни министру Тимофею Милованову, ни его заму Тарасу Высоцкому, ни главе агрокомитета Николаю Сольскому об этом говорить уже не интересно. Во многом, потому что их уже не слушают, либо же не хотят внимать их аргументам.
Во-вторых, хвалебные оды в адрес якобы готовых к запуску рынка аграрных ведомств никого не вдохновляют. Ведь риторика чиновников о том, какие они молодцы, не только не вселяет к ним доверия, но и откровенно раздражает. Насколько бы ни был наполнен кадастр в условиях отсутствии базовых правил реформы, владельцы паев и потенциальные покупатели земли не могут понять, что им это наполнение дает.
В-третьих, ключевые положения земельной реформы до сих пор неизвестны. Рекомендованный к принятию аграрным комитетом в тайне от не вхожих в Слугу народа парламентариев законопроект стал камнем преткновения для депутатов из оппозиции. Несмотря на это, его таки проголосовали, условившись, что между первым и вторым чтением доработают. Ведь две самые спорные нормы - доступ к рынку иностранцев и лимит концентрации угодий в одних руках - поссорили между собой не только депутатов, но и бизнес-среду.
Вероятно, чтобы не зацикливаться на двух главных вещах (либо просто из желания насолить большинству) депутаты подали к законопроекту более 4 000 правок, которые, кажется, до сих пор не сведены в один документ. Что в изначальном варианте доработают, не знает ни земельный омбудсмен Роман Лещенко, ни Высоцкий, ни Милованов.
Впрочем, никто и не собирается рассматривать каждую правку отдельно. Ведь более 4000 правок, даже при условии, что на рассмотрение каждой из них уйдет по минуте, - это 67 часов работы, или 8 рабочих дней. Правда, глава комитета Николай Сольский предложил включить привычный слугам турборежим и на каждую правку отводить по 30 секунд. Как думаете, получится?
Для того, чтобы избежать монотонной работы и тысяч споров, агрокомитет предложил свой список правок. "На фракцию разослали в понедельник", - признается один из депутатов из Слуги народа. Невхожие в большинство депутаты о правках узнали на очередном закрытом заседании комитета в среду, 18 декабря. Среди комитетских правок точно есть норма о снижении лимита концентрации до 10 тыс. га. Но это уже не новость - инициировал такое ограничение сам президент.
Однако наряду с убивающими интерес к рынку земли факторами, которые по сути являются коммуникационным провалом новой команды, есть несколько историй, которые заставляют о ней говорить. Правда, в достаточно узких кругах, а не среди той целевой аудитории, на которую реформа рассчитана.
Первая - покровительственная. На правительственном уровне необходимость рынка земли коммуницируется как благо для малых и средних агрокомпаний. Напомним, что в первоначальном варианте обсуждался лимит концентрации в одних руках 200 000 га. Теперь же этот лимит должен быть снижен. Однако отдельные депутаты считают, что делать это необязательно. Например, в рамках пресс-марафона во вторник депутат Никита Потураев акцентировал внимание на том, что наличие в Украине и больших, и мелких, и средних агропроизводителей является ее конкурентным преимуществом. "Я лично утверждаю, что это (ограничение в одних руках не более 200 000 га - Ред.) не создает препятствий для работы", - заявил он. Потураев, вероятно, неслучайно в этом контексте вспомнил о компании "Кернел" Андрея Веревского, приводя его в качестве эталона белого бизнеса в Украине.
А сегодня президент Владимир Зеленский срочно требует отменить проголосованный в 2017 году "соевые правки", которые отменяют возмещение НДС на сою и рапс до конца 2021 года. А именно экс-депутату Виталию Хомутыннику, которыя является совладельцем "Кернела", самого крупного в Украине переработчика масличных культур, приписывают лоббирование этой нормы.
Вторая - иностранная. Дискуссия о том, а стоит ли разрешать иностранцам инвестировать в украинские земли, на сегодня вроде бы прекратилась. В последнем варианте земреформы, озвученной советником премьера Гончарука Алексеем Мушаком, допуска для иностранцев на рынок не будет. Но министр Милованов такой подход не одобряет "Я лично не согласен с тем, что иностранцы – зло для украинской сельскохозяйственной отрасли. Я считаю, что большим злом являются те бандюги, которые сегодня крадут государственную землю, обрабатывают ее втихую и не позволяют украинской экономике развиваться. Я считаю, что нам нужно перейти к цивилизованному рынку земли, когда понятно, кто собственник, кто инвестор. И чтобы собственники земли были заинтересованы в ее долгосрочном развитии", – заявил Милованов во время открытого пресс-марафона на тему земельной реформы.
Более того, министр уверен, что вскоре после запуска рынка фермеры сами будут просить иностранцев купить их землю, поскольку в Украине таких денег не будет.
И третья причина, которая все же побуждает следить за тем, что происходит в землей - инициированное анонимное голосование по правкам в комитете. То есть депутаты сознательно снимают с себя ответственность за то, что они рекомендуют принять в сессионном зале. Разве это не парадокс?
Сравнительная таблица к законопроекту ко второму чтению должна появиться не позднее, чем завтра. Ведь на пятницу анонсировано голосование за рынок земли. Вот только уверенности в том, что это произойдет нет. Вполне вероятный сценарий - продление сессии на предновогодней неделе. Может, Украина получит рынок земли "под елочку", вместо привычного закона о Госбюджете? Тогда и протестов будет меньше, и возмущений.
А пока приготовьтесь к тому, что в одних руках можно будет сконцентрировать не более 10 000 га, а право покупки земель иностранцами будет вынесено на референдум. Кроме того, перепродажа земли в первые годы после ее покупки будет облагаться налогом. Но это еще не точно... Ведь Веревский, Косюк, Бахматюк и еще десяток заинтересованных лиц по такому сценарию развивать свой бизнес не смогут.