Почему Украина упустила шанс заработать на экспорте электроэнергии
Сезон профицита генерации в Украине фактически истек. Впереди – тяжелые для энергосистемы летние месяцы, когда масштабный экспорт электроэнергии невозможен. Почему государство упустило шанс заработать на экспорте, когда это было возможно? На этот вопрос искала ответ LIGA.net.
История энергетических отношений
В марте 2022 года, находясь в состоянии горячей фазы войны, Украина вместе с Молдовой присоединились к сообществу европейских системных операторов – ENTSO-E. Это означает, что украинская энергосистема синхронизировалась с европейской. До начала войны она была синхронизирована с системами Российской Федерации и Беларуси.
Планово эта синхронизация должна была состояться только в конце 2022 года, а возможно, и позже. Фактически это был аванс Украине в условиях войны. Ни тогда, ни до сих пор мы не синхронизировали свое законодательство относительно электроэнергетического рынка с европейскими правилами.
Между сторонами была достигнута неформальная договоренность о том, что Украина имеет год на адаптацию. Летом 2022 года начался экспорт электроэнергии из Украины в Словакию и Румынию.
В то время в Украине электроэнергия стоила около 70 евро/МВт⋅ч, а в европейских странах цена доходила до 400 евро/МВт⋅ч. Столь высокая цена была обусловлена тогдашними заоблачными ценами на природный газ, вызванными вторжением РФ в Украину и отказом европейских стран от российского продукта.
Наблюдая сверхвысокую маржу трейдеров, государство решило обложить ее сбором. В июле постановлением Кабмина №775 на экспортеров были возложены специальные обязанности (ПСО).
Их суть заключалась в том, что 80% чистой маржи – разницу между ценами в Украине и Европе минус стоимость пересечения – экспортер должен был уплатить в пользу госпредприятия "Гарантированный покупатель" (ГарПок).
ГарПок – государственный оператор ПСО. Через него проходят расчеты за электроэнергию для бытовых потребителей (населения), поставляемую по льготным ценам. А также платежи для генерации, работающей по зеленому тарифу.
Кроме того, из-за большого наплыва желающих экспортировать резко выросла цена доступа к межгосударственному пересечению, которое на своих аукционах разыгрывает системный оператор НЭК "Укрэнерго". В результате государственные ГарПок и Укрэнерго в июле-сентябре 2022 года заработали примерно 5 млрд грн от экспорта.
В идеальных условиях аукционы проводятся на год, месяц и сутки. Сейчас проходят только суточные аукционы. На аукционах выставляется доступная мощность пересечения для экспорта или импорта. Если суммарная заявка трейдеров меньше выставленной мощности, они получают право транспортировать заявленный объем бесплатно. Если суммарная заявка больше доступной мощности, проходят торги, на которых право доступа к пересечению распределяется пропорционально заявкам по самой низкой цене, попадающей в ранжир.
Например, на пересечение 100 МВт претендуют три компании, каждая из которых хочет 60 МВт. То есть суммарная заявка – 180 МВт. Первая дает цену 300 грн/МВт⋅ч, вторая – 200 грн, третья – 100 грн. Тогда первая получит свои 60 МВт, вторая – оставшиеся 40 МВт, а третья – ничего. При этом для двух победителей единая цена составит 200 грн/МВт⋅ч.
Вопрос распределения денег
Главное в прошлогоднем процессе то, что все средства от проведения аукционов на доступ к пересечению оставлял себе украинский системный оператор. Это противоречит европейским правилам, где доходы от доступа к пересечению разделяют между собой операторы двух торгующих стран.
Разделение происходит либо путем перечисления средств оператора, проводящего аукцион, оператору другой торгующей страны. Или через механизм совместных аукционов на платформе Joint Allocation Office (JAO, Офис совместного распределения), учредителями которой являются европейские системные операторы.
Предполагалось, что со второго квартала 2023 года Украина введет необходимые изменения в законодательство и правила рынка, чтобы разделение денег от пересечения было справедливым. Для этого Украине необходимо решить несколько фундаментальных проблем.
1. Верховная Рада должна подкорректировать закон "О рынке электроэнергии". Надо прописать возможность для Укрэнерго перечислять деньги операторам других стран или проводить совместные аукционы на JAO. Также Рада должна решить проблему НДС. Экспортеры платят за пересечение с учетом 20% НДС, не учитываемого в международных расчетах. В такой модели деньги от пересечения распределялись бы в пропорции 7/5 в пользу оператора, который проводит аукционы. Чтобы устранить эту проблему, нужно внести изменения в Налоговый кодекс.
2. Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) должна утвердить порядок проведения совместных аукционов.
3. Нацбанк, в свою очередь, должен разрешить Укрэнерго осуществлять соответствующие межгосударственные платежи в валюте.
До апреля 2023 года никто не вел подготовки для внедрения этих изменений. Только Укрэнерго отправляло письма к НКРЭКУ с проектом Порядка проведения аукционов на пересечение с Румынией, который позволил бы делиться деньгами с румынским оператором Transelectrica. Но этот проект так и не был взят в работу.
Время экспортировать
В 2022 году активный экспорт продолжался с июля по сентябрь включительно. 10 октября, когда россияне начали массированные обстрелы ракетами украинской энергетической инфраструктуры, экспорт прекратился.
Следующее окно возможностей появилось в марте 2023 года. Это было обусловлено восстановлением объектов генерации, сезонным уменьшением потребления, увеличением генерации солнечных станций, а также мощным половодьем, которое позволило значительно нарастить генерацию на гидроэлектростанциях.
В то время в Украине еще были обесточены некоторые населенные пункты из-за повреждений локальных подстанций российскими террористами. В частности, в Одесской и Житомирской областях. Правительство решило, что в условиях, когда некоторые граждане остаются без электроэнергии, страна не имеет морального права продавать электричество за границу. Хотя эти два процесса никак не зависят друг от друга.
Только 7 апреля министр энергетики Герман Галущенко заявил о возобновлении экспорта электроэнергии.
Согласно данным Укрэнерго о результатах аукционов по распределению пересечения, экспорт начался только 11 апреля. Сначала – в Молдову, потом – в Польшу через линию "Добротворская ТЭС — Замосць", где продает исключительно ДТЭК Рината Ахметова, которому принадлежит указанная ТЭС.
Но на этих направлениях государство зарабатывало мало. На Молдову доступен экспорт около 800 МВт – в 1,5 раза больше, чем потребляет страна. Поэтому платы за пересечение здесь быть не может. Что касается экспортного ПСО, то оно распространяется только на страны ЕС.
В ситуации с Польшей платы от пересечения также нет из-за монополии ДТЭК на этом направлении. Что касается ПСО, то оно минимально, потому что цены на электричество в Польше обычно самые низкие среди всех западных соседей.
Только 17 апреля открылось самое выгодное для Украины направление – Словакия с мощностью 200 МВт. Здесь появилась большая конкуренция. Плата за пересечение доходила до 1400 грн/МВт⋅ч при цене электричества в Украине менее 3000 грн/МВт⋅ч.
Но этот экспорт длился всего четыре дня. Уже 21 апреля словацкий оператор SEPS выставил доступную мощность для экспорта "0", что сделало его невозможным.
Недовольство европейских операторов
Почему словаки отказались от нашего электричества? Если откинуть корректные формулировки, они хотят денег от пересечения. И это не столько "алчность". За четыре дня Укрэнерго заработало на пересечении до 50 000 евро в этом направлении, половина из которых должна была уйти в Словакию. Деньги хоть и ощутимые, но сравнительно небольшие.
Участники рынка, с которыми общалась LIGA.net, уверены, что главным стимулом для руководства SEPS было соблюдение существующих правил и договоренностей. В противном случае у него могли быть проблемы с контролирующими органами своей страны.
"То есть открыли экспорт, увидели, что аукционы на пересечение приносят деньги, которые они не получают. И закрыли от греха подальше, чтобы не приписали нанесение ущерба собственной компании", – говорит собеседник LIGA.net.
Формально в SEPS выразили недовольство тем, что Укрэнерго проводит аукционы на доступ к пересечению для экспорта на полчаса раньше словацкого оператора. Однако их не смущает то, что аукционы на пересечение для импорта Укрэнерго также проводит первым. Импорт как шел до апреля, так продолжается и сейчас.
Дело в том, что для импорта суммарный объем заявок меньше пропускной способности. Соответственно, денег это не приносит. А на экспорт есть конкуренция – следовательно, идет заработок от аукционов.
Та же причина отсутствия экспорта в Румынию, который проходил летом 2022 года. У Укрэнерго нет механизмов поделиться с ними деньгами, поэтому Transelectrica не дает доступную мощность для экспорта. Хотя технически готова принимать мощность 200 МВт.
Между тем часть электроэнергии, которую Украина продает в Молдову, транзитом идет в Румынию. Молдавский государственный энергетический монополист Energokom еще в марте 2023 года присоединился к платформе JAO. Поэтому может зарабатывать на реэкспорте. Украина же от этого направления не получает ни платы за распределение пересечения, которая обязательно появилась бы в случае прямых продаж в Румынию, ни экспортного ПСО.
Что касается Венгрии, там к прочим добавляются и политические риски – правительство Виктора Орбана заняло пророссийскую позицию в ЕС. Но главная проблема та же: операторы хотят денег от пересечения.
Публичный конфликт между НКРЭКУ и Укрэнерго
Сразу после остановки экспорта в Словакию началась информационная война между регулятором и системным оператором. LIGA.net пообщалась с обеими сторонами. Правда, обе организации рассказывали свое видение в режиме "не под запись".
НКРЭКУ обвинила Укрэнерго в том, что та не удовлетворила желание SEPS первым проводить аукционы. В Укрэнерго на это отвечают, что в таком случае все деньги от распределения пересечения остались бы в Словакии. А это прямой путь к уголовному производству из-за нанесения ущерба государственной компании.
"Это прямая подстава, – отмечает собеседник в Укрэнерго. – Любое решение, лишающее компанию денег вопреки закону или без согласования регулятора, автоматически влечет за собой приход правоохранительных органов".
НКРЭКУ же ссылается на ч. 3 ст. 43 закона "О рынке электроэнергии", которая предусматривает, что оператор согласовывает с операторами сопредельных государств порядок распределения доходов от управления ограничениями.
В начале мая комиссия обвинила Укрэнерго в невыполнении возложенных на компанию законом обязательств. Глава НКРЭКУ Константин Ущаповский потребовал от оператора подписать соглашение с SEPS, чтобы как можно быстрее возобновить экспорт.
В ответ Укрэнерго указало на то, что вместо временных решений нужно внедрить нормы о совместных аукционах, отвечающих европейским требованиям.
Причины проблем
Пока НКРЭКУ и Укрэнерго публично ссорились, сезон профицита генерации в Украине завершился. Закончилось половодье, более половины имеющихся энергоблоков АЭС ушли на плановый ремонт, также на сезонный ремонт начали выходить блоки ТЭС.
Начиная с 23 мая экспорт прекратился полностью. Импорт из Словакии и Молдовы превысил 800 МВт. Масштабный экспорт невозможен как минимум до осени. А скорее всего – до следующей весны.
Почему регулятор и оператор не смогли найти общий язык? Константин Ущаповский, избранный главой НКРЭКУ накануне российского вторжения, является креатурой министра энергетики. А Герман Галущенко уже несколько лет пытается заменить руководителя Укрэнерго Владимира Кудрицкого на лояльного для себя человека. Или хотя бы завести в правление своих людей.
Самая масштабная попытка состоялась в ноябре-декабре 2021 года, когда закончились полномочия наблюдательного совета Укрэнерго, а новый еще не был назначен. Тогда Минэнерго, пользуясь окном возможностей, издало приказ о замене 5 из 7 членов правления Укрэнерго. Правда, после огласки этой истории и недовольства со стороны европейских энергетических институций Галущенко отступил.
В настоящее время конфликт вокруг экспорта прекратился из-за отсутствия резерва генерации. Впрочем, если Верховная Рада, Кабмин, НКРЭКУ и Нацбанк не примут необходимые решения, Украина и в следующий сезон будет терять, по подсчетам Ущаповского, 20 млн грн в сутки из-за отсутствия экспорта.