Газпром под следствием. Чего добивается Евросоюз
Еврокомиссия объявила о начале официального антимонопольного расследования в отношении российского Газпрома. Концерн подозревают в противодействии диверсификации поставок газа и несправедливом ценообразовании на рынках Центральной и Восточной Европы. Украина может получить выгоду от проблем российской монополии на европейских рынках лишь в среднесрочной перспективе, да и то лишь в случае полноценной интеграции в газовый рынок ЕС.
Впервые о претензиях к Газпрому со стороны европейских властей заговорили в сентябре 2011 года. Тогда антимонопольные органы Евросоюза провели обыски в офисах дочерних компаний Газпрома в Европе. Еврокомиссия сообщила, что "внеплановые проверки прошли в помещениях компаний, занимающихся поставками, передачей и хранением природного газа". Ревизоры посетили офисы Gazprom Germania (структура Газпрома, занимающаяся продажами газа в странах Европы), чешской Vemex, эстонской Eesti Gaas, литовской Lietuvos Dujos, болгарской Overgas, немецких E.On и RWE (партнеры российской монополии), австрийской OMV.
Согласно информации Еврокомиссии, инспекторы искали факты нарушения конкуренции. Дочки и партнеры Газпрома подозревались в установление исключительных прав для отдельных компаний за счет раздела рынка и ограничения доступа конкурентов к трубопроводной инфраструктуре, а также установлении завышенных цен. Так, по данным из открытых источников в ноябре 2011 года цена российского газа для Венгрии составляла $399/тыс. кубометров, тогда как Словакии - $446/тыс. кубометров. В Польше она превышала $500/тыс. кубометров. При этом стоимость транзита в данные страны, которые получают газ через территории стран, ранее входивших в состав СССР, не может значительно отличаться. Все они имеют приблизительно одинаковое "транзитное плечо".
Нынешнее официальное антимонопольное расследование не является "личным выпадом" европейских властей в отношении российской газовой монополии. Расследование - логичное продолжение последовательной политики Еврокомиссии, направленной на либерализацию газового рынка ЕС. Так, июньская резолюция Европарламента прямо говорит о необходимости "поддержать создание целостной европейской системы газовой индексации, основанной на ценах газового рынка, с тем, чтобы дать возможность газовым компаниям ЕС торговать с внешними поставщиками газа на более справедливых и предсказуемых условиях, не зависящих от динамики нефтяных цен, и тем самым усилить конкуренцию на внутреннем газовом рынке ЕС".
Еврокомиссия также открыто декларирует намерение обеспечить единую энергетическую политику всех стран-членов ЕС в отношении закупок энергоносителей, добиваясь того, чтобы использование импортированных энергоресурсов регламентировалось правилами внутреннего рынка Союза. К слову, весной текущего года Еврокомиссия потребовала от правительств и компаний предоставить информацию об условиях переговоров с внешними поставщиками энергоресурсов для того, чтобы воспрепятствовать нарушениям антимонопольного законодательства.
В случае если Газпром и его дочерние компании таки признают виновными в нарушениях антимонопольного законодательства на рынках ЕС, им грозят штрафы в размере 10% годового оборота. Если же будет установлено, что условия конкуренции нарушались на протяжении ряда лет и принесли ущерб экономике страны, нарушитель может быть оштрафован на сумму, эквивалентную 30% годового оборота. При объемах выручки Газпрома на рынках стран Центральной и Восточной Европы около $11 млрд. в 2011 году - минимальный размер штрафа превысит $1 млрд.
Однако наибольшую опасность для Газпрома несет то обстоятельство, что в рамках антимонопольного расследования будут изучаться вопросы формирования цены на российский газ для стран Европы. Не секрет, что в настоящее время цена газа для европейских контрагентов Газпрома, по сути, привязана к нефтяным котировкам. А именно против такой привязки выступают в Еврокомиссии.
Пока в Газпроме декларируют неготовность отказаться от долгосрочных контрактов на поставки газа, хотя и вынуждены идти на уступки отдельным партнерам в Европе, включая в формулу определения цены спотовую составляющую или снижая базовую цену. По состоянию на сегодняшний день Газпром уже предоставил скидки итальянской Edison, немецким E.On, Wingas и Verbundnetz Gaz, греческой DEPA, турецкой Botas, словацкой SPP и ряду других компаний. Как правило, изменение контрактов предполагало возможность закупать по спотовой цене, которая может быть как существенно ниже, так и выше цены долгосрочного контракта, до 15% годового объема поставок газа. При этом в Газпроме неоднократно подчеркивали, что скидки предоставили партнерам, с которыми реализуются совместные проекты. А совокупное снижение выручки монополии в результате коррекции контрактов не превысит 10%.
В рамках одобренного Брюсселем "Третьего энергопакета" также предполагается, что новая модель газового рынка ЕС откажется от сохранения существующих ныне национальных газовых рынков. Ее основой станут транснациональные зоны, в каждой из которых присутствует виртуальный торговый хаб и газовые биржи. Транспортные мощности на входе в данные зоны резервируются не зависимо от мощностей на выходе с одновременным обеспечением недискриминационного доступа к газотранспортной инфраструктуре.
Реализация данной реформы в рамках "Третьего энергопакета" несет серьезные риски для Газпрома, фактически разрушая систему долгосрочных контрактов на поставки газа в страны ЕС. А нынешнее антимонопольное расследование в отношении российского концерна - подготовительный этап в реализации планов европейских властей по изменению принципов газового рынка.
Европейские проблемы Газпрома не окажут существенного влияния на отношения российского монополиста с Украиной. Хотя отечественный рынок и является вторым после немецкого по прибыльности для Газпрома, к сожалению, сегодня присутствуют множество факторов, которые не позволяют Киеву использовать европейские методы борьбы с амбициями российского монополиста. Это - недоразвитость внутреннего рынка природного газа, отсутствие альтернативных Газпрому источников поставок, фактическое невыполнение Украиной принципов Европейского энергетического сообщества. Все это не позволяет странам ЕС рассматривать Украину в качестве составной части европейского газового рынка. Таким образом, в противостоянии экспансии Газпрома Киеву сегодня необходимо рассчитывать исключительно на собственные силы.