3e26acdd4dbe399f5ec1867a36e87ce0.jpg

На неподконтрольной Украине части Донбасса сотовая инфраструктура постепенно приходит в негодность. Украинские  операторы ее не ремонтируют. Отключение второго по числу абонентов украинского оператора МТС (Vodafone) может стать большой социальной проблемой в регионе.

Как рассказала ЛІГА.net генеральный директор МТС Украина (Vodafone) Ольга Устинова, техподдержка мобильной сети в так называемых ЛНР и ДНР не осуществляется. Компания после начала военных действий вывезла из зоны АТО все коммуникационное оборудование, сотрудников и управляет сетью удаленно. "Если базовая станция приходит в негодность, мы ее не восстанавливаем. Сейчас в рабочем состоянии осталось около 60-70% базовых станций", - подчеркивает она. Таким образом, мобильная сеть постепенно "умирает своей смертью". 

Как разваливаются сети

МТС до сегодняшнего дня остается основным оператором мобильной связи в регионе. Как говорил недавно в местном интервью так называемый министр связи ДНР Виктор Яценко, у этого оператора в сети около 2 млн абонентов. "Они могут в любой момент уйти из региона, и мы можем остаться с большой социальной проблемой", - рассказывал он донецкому журналисту. Сеть МТС, как отмечал директор РОС Феникс Андрей Рудниченко, уже год как не обслуживается. "Нам всем пока везет, что сеть МТС пока работает", - подчеркнул он в еще одном интервью на местном канале. Яценко опасается, что если сеть МТС однажды потухнет, то у Донецка может не оказаться в наличии достаточной технической базы для обеспечения качественной связью всего населения.

Третий по размеру сети украинский оператор Lifecell ситуацию не спасет. Яценко признает, что на неукраинском Донбассе только остатки сети. В пресс-службе самого lifecell подтверждают, что в зоне АТО наблюдаются перебои в работе базовых станций, так как обслуживать их сложно. "По согласованию с Госспецсвязи мы вывезли с территории АТО все наше коммутационное оборудование, для того чтобы упредить любые возможности третьим лицам получить доступ к сети и данным", - подчеркивает начальник PR-департамента lifecell Оксана Рудюк.

За чужой счет 

Понимая, что украинские операторы не будут сотрудничать с сепаратистами, так называемые власти ДНР и ЛНР летом 2015 года решили создать собственных мобильных операторов - Феникс и Лугаком. Они были образованы преимущественно на конфискованной инфраструктуре и недвижимости Киевстар, который незадолго до этого объявил о приостановке деятельности в регионе.

Читайте также В захваченном офисе Киевстар в Донецке "прописался" Феникс

Однако эксперимент по созданию собственных мобильных компаний столкнулся с рядом сложностей. Как Феникс, так и Лугаком по-прежнему обслуживают сравнительно небольшое количество сим-карт - 67 000 и 25 000 соответственно. Феникс заявил в начале 2016 года о практически 100%-ном покрытии населения (380 базовых станций), а Лугаком - более 80%. Так называемый министр связи ЛНР Михаил Сурженко при этом говорит в местных СМИ, что покрытие связи якобы позволяет увеличить количество пользователей до одного миллиона. А коммерческий директор Лугаком Эдуард Егоров - что до двух. Странно, что цифры так отличаются.

Связь внутри себя  

Несмотря на то что связь вплоть до февраля была бесплатной (Феникс собирается брать с 1 февраля 50 руб./мес.), за местными сим-картами не выстраивались очереди. Ведь набор услуг до сих пор сильно ограничен. Абонентам доступны только звонки внутри мобильных и фиксированных сетей непризнанных "республик". У Феникса также недавно появилась "международка" - звонки в Россию по 5 руб./мин. Связи с другими странами нет. Что касается Украины, то регулятор запретил местным телеком-компаниям принимать звонки с кодов 071 и 072, которые присвоили себе сети на востоке. Кроме того, как Феникс, так и Лугаком уже не раз обещали абонентам мобильный интернет 2G. Но абоненты пока не получили такой возможности. Хотя директор Феникса Андрей Рудниченко в январе в эфире донецкого телеканала уже начал рассказывать, как оператор сразу перепрыгнет 3G и будет готовиться к 4G в 2016 году.

Читайте также Большой исход: почему МТС и Киевстар ушли из Крыма

К слову, непризнанным "республикам" сложно организовать не только мобильную связь, но и международную почту. Как заявил Яценко местным СМИ, первую заявку на включение в международный почтовый союз не принимают. "Пока у нас не будет такого статуса, с нами отказывается работать кто-либо", - констатирует он.