975bd197825f10300c31c02faa7f9bc2.jpg
Укрзализныця (УЗ) сообщила кредиторам о наступлении технического дефолта. Об этом заявил 12 мая исполняющий обязанности гендиректора Максим Бланк. УЗ не погасила вовремя ряд долговых обязательств перед украинскими кредиторами, что вызвало кросс-дефолт по еврооблигациям на сумму $500 млн с погашением в мае 2018 года. 

И.о. гендиректора сообщил, что УЗ собирается реструктурировать долги перед частными кредиторами на сумму, эквивалентную 32 млрд грн. Бланк признал, что критическую экономическую ситуацию в УЗ не удалось исправить терапевтическими методами, поэтому предприятие внедряет обширную программу реструктуризации.

"Основанием для этого (дефолта. - Ред.) послужила тяжелая ситуация в стране, фактическая неподконтрольность целой железной дороги (Донецкой. - Ред.) управленческим процессам из центра, - заявил Максим Бланк. - Существенно упали объемы грузооборота. Но корень проблемы не столько в военных действиях на востоке страны, а в годах коррупции и бесхозяйственной деятельности, в которых УЗ прожила последние годы".

Реструктуризация будет включать 85% долга компании, как местного, так и иностранного (см. изображение. Для увеличения нажмите на картинку), в том числе $500 млн еврооблигаций. Не попадают под реструктуризацию кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Корейского экспортно-импортного банка. Переговоры с кредиторами по реструктуризации будут идти в течение следующих двух месяцев. 

В пресс-службе Мининфраструктуры заявили, что поддерживают программу реструктуризации. "Это позволит нормализовать экономическое положение и работу УЗ, а также определить объемы капитальных инвестиций, которые были заморожены в течение последних лет", - говорится в заявлении ведомства.

По словам Бланка, общая сумма долга УЗ составляет 37,5 млрд грн, в том числе сумма внутреннего долга - 22 млрд грн. Общая сумма долга, подлежащего реструктуризации, - около 32 млрд грн. "Речь идет почти обо всем внутреннем коммерческом долге и внешнем коммерческом долге в части еврооблигаций. Под действие реструктуризации не попадают долги официальным кредиторам - перед ЕБРР. А также закрепленные официальными двухсторонними займами - перед эксимбанком Южной Кореи", - пояснил Бланк. 

Технический - нетехнический

По мнению директора консалтинговой компании Центр транспортных компаний Сергея Вовка, сейчас речь идет о техническом дефолте. "Это означает невозможность выплат не по долгу в целом - только по купонным платежам. То есть компания просит изменить схему платежей из-за возникших трудностей. Это нормальная ситуация для любой компании в кризисной экономике", - считает Вовк.

С такой трактовкой не согласен руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. "Никакой он не технический - это просто дефолт (точно такой же, о котором пресса писала две недели назад по Метинвесту), - говорит аналитик. - Он вызван, очевидно, невозможностью монополии в полном объеме обслуживать свои долги из-за возникших операционных проблем на Донбассе и девальвацией гривни". В то же время Паращий считает, что реструктуризация долга (по крайней мере, еврооблигаций УЗ) была ранее анонсирована, поэтому особого влияния на отношение международных кредиторов к УЗ эта новость не будет иметь. 

Паращий полагает, что дефолт по внутреннему кредиту может пойти на пользу УЗ в переговорах с держателями евробондов. "Они, по идее, должны понять "всю глубину проблемы, с которой столкнулась УЗ". Это может сделать кредиторов более сговорчивыми, например, в сравнении с держателями еврооблигаций Укрэксимбанка или Ощадбанка, которым тоже предстоит пройти через переговоры по реструктуризации", - считает он.

Куда приводят дефолты

По мнению старшего аналитика инвестиционной компании Арт Капитал Алексея Андрейченко, сообщение о техническом дефолте является негативным для Укрзализныци. "Кросс-дефолт стал неожиданностью, так как он произошел без уведомления держателей облигаций и без попытки получить отказ от прав досрочного погашения в случае дефолта, который, как правило, запрашивается в данных обстоятельствах", - поясняет Андрейченко. 

Он полагает, что технический дефолт скорее всего был вызван разрывом ликвидности УЗ из-за срыва операционной работы на территории, находящейся под контролем сепаратистов и в Крыму. Это может привести к нарушению определенных кредитных условий и вызвать дальнейшие технические дефолты по другим кредитам. 

"Донецкая железная дорога в предыдущие годы приносила до 35% грузовых доходов Укрзализныци, так что потеря бизнеса на территории, подконтрольной сепаратистам, ожидаемо нанесла ощутимый экономический удар по деятельности компании. Общий экономический спад в Украине в 2014-2015 годах также оказал негативное влияние на денежные потоки компании, что усугубило проблемы с ликвидностью. В то же время УЗ ранее сообщала о 1,7 млрд грн чистой прибыли в 1 квартале в связи с увеличением тарифов в феврале, так что нынешний разрыв ликвидности стал неожиданностью. $500 млн еврооблигаций были включены в список долговых операций Министерства финансов Украины, утвержденный МВФ, так что их реструктуризация была ожидаема", - пояснил эксперт. 

УЗ пока не раскрывает условий реструктуризации. По словам Бланка, основная часть переговоров с кредиторами пройдет в течение двух месяцев. "В случае УЗ могут, скорее всего, поступить по мягкому сценарию, без списания долга, то есть держателям облигаций будет не так плохо, как владельцам суверенного долга, где Минфин пытается добиться списания части долга", - рассуждает Андрейченко.