Алексей Оржель и Алексей Гончарук (Фото: пресс-служба Кабмина)

Сегодня, 2 декабря, Министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель анонсировал кадровые изменения в менеджменте государственных компаний, в том числе среди таких гигантов, как НАК Нафтогаз Украины и Укрэнерго.

Вслед за Юрием Недашковским, уволенным Кабинетом министров в конце ноября с должности главы Энергоатома, без работы могут остаться Андрей Коболев и Всеволод Ковальчук – настоящие старожилы в государственном секторе.

Что это значит и почему это важно – в разборе LIGA.net.

Что произошло?

Сегодня Алексей Оржель официально объявил планах Кабинета министров сменить руководство и состав наблюдательных советов во всех 286 стратегических компаниях. "Можем говорить, что было принято политическое решение о смене руководства и начале конкурсов", - заявил Оржель.

Среди них – Укрзалізниця, ГП Антонова и Одесский припортовый завод и другие. На уточняющий вопрос прессы, о том, касается ли оно глав НАК Нафтогаза Украины и Укрэнерго, Оржель ответил утвердительно. 

Инициатором будущих "чисток", по словам высокопоставленного источника LIGA.net в правительстве, является премьер-министр Алексей Гончарук. "Премьер распорядился уволить всех глав (госкомпаний – Ред.), которых выбрали без конкурса, - сказал он. – Кабмин также будет увеличивать свое присутствие в наблюдательных советах госкомпаний".

Каждому из уволенных топ-менеджеров дадут шанс на реабилитацию - они смогут принять участие в новых конкурсах, заявил министр.

"Это вопрос не одной госкомпании или взаимоотношений министра с руководителем компаний. У нас по каждому из стратегических компаний есть определенные позиции, исходя из позиции эффективного использования средств, а также информации о злоупотреблениях служебных положением", - заключил Оржель.

Как развивалось?

Ближе к вечеру, увидев, что новость по "кадровым чисткам" вызвала резонанс, в министерстве решили прояснить ситуацию. 

"Потенциальные решения о смене руководителей будут приниматься по результатам оценки деятельности каждой из компаний, - уточнили в пресс-службе Минэкоэнерго. – Такие решения принимаются правительством".

Нафтогаз и Укрэнерго не входят в сферу управления Минэкоэнерго, поэтому принимать решение о смене их руководства "не входит в компетенцию", уточнили в министерстве.

Это действительно так, согласно реестру юридических лиц, 100% доля Нафтогаза принадлежит Кабинету министров, а Укрэнерго – Министерству финансов.

Почему это важно?

В 2015 году Кабинет министров начал реформу корпоративного управления в госсекторе. Первым ее ярким примером стало формирование независимого наблюдательного совета НАК Нафтогаз Украины. Из семи участников, только трое представляли в нем государство.

Вслед за НАКом независимые набсоветы получили Укрзалізниця, Укрэнерго и аэропорт Борисполь. После чего реформа добралась и до государственных банков.

Основная цель реформы – независимость госкомпаний от политических решений, позволив их набсоветам самостоятельно избирать руководителей. Эти полномочия закреплены в 52 статье закона "Об акционерных сообществах". А реализация реформы – одна из основных обязательств Украины перед Евросоюзом в рамках четвертой программы финансовой помощи на 1 млрд евро.

Интересный факт: в отличие от Укрэнерго у Кабмина есть правовые основания для увольнения Коболева с должности главы НАКа. Согласно уставу Нафтогаза, менеджмент компании избирается общим собранием - то есть акционером. Однако устав Укрэнерго предполагает, что эти полномочия входят в обязанности набсовета. 

Что дальше

Сегодняшнее заявление Оржеля – далеко не первый сигнал от правительства Андрею Коболеву о возможном увольнении. Правда раньше они исходили от прошлого премьер-министра Владимира Гройсмана. Тогда история для действующего главы Нафтогаза закончилась без последствий.

В марте 2019-го Кабмин продлил с ним контракт на один год, объявив, что новый конкурс состоится 20 марта 2020 года. Если в правительстве не будут спешить, Коболев сумеет доработать до конца этого срока. 

После него - изменения дествительно возможны. "Конкурс - это дело не одного дня или даже недели. К концу года его вряд можно провести, - написал в Facebook исполнительный директор Нафтогаза Юрий Витренко, бывший соратник Коболева. - Я лично ничего плохого не вижу в том, чтобы в первый раз за историю Нафтогаза профессиональные и политически незаангажированные люди провели конкурс по международным стандартам и выбрали руководителя".

Но в действительности история с Коболевым может быть и не так однозначна. По словам министра экономики Тимофея Милованова, "по Нафтогазу никакого процесса нет, и не будет". "Это или неправильно поняли, или было искажено. В отношении Нафтогаза никакого процесса нет - ни по наблюдательным советам, ни по руководству", - заявил министр в эфире телеканала ICTV.