Дефицит пенсионного фонда: когда мы начнем играть в долгую?
В конце января состоялось заседание налогового комитета Американской торговой палаты с представителями правительства по проекту закона об администрировании единого социального взноса (ЕСВ). Главная тема обсуждения – внедрение справедливого механизма взимания ЕСВ.
Очередные изменения - следствие дисбаланса между поступлениями ЕСВ и пенсионными выплатами, то есть дефицита пенсионного фонда. Платежей ЕСВ с текущих трудящихся не хватает, чтобы заплатить пенсии нынешним пенсионерам. Решение долго искать не пришлось – власти предложили снизить дефицит посредством увеличения доходов пенсионного фонда, а значит, увеличить объем поступлений ЕСВ.
Как увеличат поступления
Реализация намеченного плана планируется за счет следующих действий.
1. Увеличить верхнюю границу начислений ЕСВ с 15 до 25 минимальных зарплат. Сегодня минимальная заработная плата - 4160 грн, а максимальная граница – 65 000 гривен. Планируется повышение этой суммы до 104 000 грн. Такой источник пополнения пенсионного фонда – заработная плата, которая платится официально без использования околозаконных или незаконных схем. Интересная статистика: на сегодняшний день зарплату выше максимальной границы 65 000 грн/мес, получают 55 000 украинцев из 17,2 млн экономически активного населения. Это менее половины процента, 0,377%, если быть точнее.
2. Внедрить так называемую регрессивную шкалу налогообложения – чем выше зарплата, тем ниже ставка сбора. Так Пенсионный фонд планирует бороться с околозаконными манипуляциями по выплате заработной платы – когда 1-2 человека в компании получают супер-высокую заработную плату, а остальные 800 сотрудников – минимальную.
3. Внедрить минимальный взнос ЕСВ вне зависимости от уровня зарплаты.
4. Усилить контроль над сбором ЕСВ по спискам 1 и 2 – в основном касается предприятий с опасными условиями труда.
В дополнение к предложенным изменениям, Пенсионный фонд планирует ужесточить контроль над сбором ЕСВ, во-первых, увеличив размер штрафов за нарушения и, во-вторых, вернув обратно право на проверки, которое пять лет назад передали Государственной фискальной службе (ГФС).
Недоработали
Неудивительно, что озвученные предложения не получили единодушного одобрения в бизнес-среде. Не оспаривая важности мер, необходимых для уменьшения текущего дефицита пенсионного фонда, есть два направления вопросов, которые не покрыты предложенными изменениями.
Первое – источники пополнения доходов пенсионного фонда. Увеличение верхней границы с 15 до 25 минимальных зарплат автоматически делает таким источником налогоплательщиков, которые платят заработную плату официально. Конкретных мер, как получить ЕСВ от налогоплательщиков, использующих околозаконные или незаконные схемы, в предложенном законопроекте явно не хватило. Проблема выплат "черных" или "серых" зарплат стоит все еще остро. Хотя эта информация уже достаточно прозрачна для контролирующих органов (ГФС, инспекция по труду), в ведомости зарплата сотрудника равна сумме Х, а в заявке на поиск вакансии по такому сотруднику – 5Х. С этой информацией можно работать – собрать ЕСВ будет тяжелее и медленнее, но стратегически правильно. Собрать ЕСВ с налогоплательщиков, которые платят зарплату официально, повысив верхнюю границу для взимания, конечно, легче и быстрее, но стратегически недальновидно.
Второе направление – реальная пенсионная реформа. Уже сегодня не хватает взносов от трудящихся на то, чтобы обеспечить пенсиями нынешних пенсионеров. Согласно мировым демографическим трендам, продолжительность жизни населения растет. Это актуально и для Украины: в 2008 году средняя продолжительность жизни составляла 67,7 лет, а в 2018 году увеличилась до 71,5. Существующая солидарная система тяжело решает задачи сегодняшнего дня: задача фонда сводится к перераспределению полученных доходов на пенсионные выплаты и, время от времени, решению проблемы появляющегося дефицита. Безусловно, простой пенсионная реформа не будет никогда, равно как и любая реформа.
А что с пенсионной реформой
Реформа, проведение которой задекларировали еще в 2004 году, предполагала внедрение трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень, который мы продолжаем использовать из советско-социалистического прошлого, – солидарная пенсионная система. Название говорит само за себя – работодатели собирают отчисления ЕСВ в общую (солидарную) систему, из которой выплачиваются пенсии сегодняшним пенсионерам. Например, в феврале 2019 года вы получили зарплату 50 000 грн. Ваш работодатель уплатил 22% с этой зарплаты – 11 000 грн. Пенсионный фонд из этих 11 000 грн выплатил в феврале пенсию пенсионеру (или нескольким).
Горизонта планирования или инвестирования нет – все, что собрали в феврале, будет в феврале же и выплачено в виде пенсий. Давайте заглянем немного вперед и подумаем, за счет чего будут получать пенсию сегодняшние трудящиеся. Солидарная система отвечает на этот вопрос так: подрастет новое поколение, приступит к работе, его работодатели будут собирать ЕСВ и за счет этих средств платить пенсию будущим пенсионерам – все просто.
Второй уровень – накопительная пенсионная система, успешно зарекомендовавшая себя в капиталистических системах. Ее сущность также закодирована в названии: взносы с вашего дохода перечисляются в пенсионный фонд, но уже не в общую солидарную систему, а персонифицировано на счета застрахованных лиц и накапливаются на этих счетах.
Собранные таким образом средства инвестируются пенсионным фондом в долгосрочные и низкорисковые финансовые инструменты, чтобы обеспечить выплату пенсий такому застрахованному лицу – будущему пенсионеру. Мы видим уже и инструмент инвестирования, и широкий горизонт планирования. Доверие к такой системе значительно выше, ведь теперь вы можете в режиме реального времени проверить состояние счета. Работодателю понятнее, зачем и куда необходимо делать взносы, да и застрахованные лица (сами трудящиеся) уже с большим интересом и ответственностью относятся к выплате взносов.
И, наконец, третий уровень – частные пенсионные фонды. В целом, принцип действия частных пенсионных фондов такой же, как и у накопительной системы, только оператор этих фондов – не государственный, а частный пенсионный фонд. Этот уровень работает в Украине, и есть небольшое количество наших соотечественников, – которые делают взносы в частные пенсионные фонды.
Логично, что решать вопрос устранения дефицита пенсионного фонда вне контекста пенсионной реформы в целом – не совсем дальновидное и временное решение, до возникновения нового дефицита, который опять нужно будет закрывать. Для полноценного решения проблемы необходимо разработать конкретный план внедрения следующих этапов пенсионной реформы, с долгосрочным просчетом доходов и расходов пенсионного фонда, и правильно адресовать проблему непрозрачной выплаты заработных плат.