Нобелевскую премию по экономике 2021 получили американские экономисты Дэвид Кард (мой коллега в Беркли), Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс. Что они такого сделали?

Решил подытожить тот большой объем работы, проделанный этими учеными и вдохновивший многих экономистов ответственно думать о данных.

"Золотой стандарт" науки по установлению причинно-следственных связей – это рандомизированный контролируемый эксперимент.

Идея проста: у вас есть определенное количество субъектов и для каждого из них вы бросаете монетку. Если выпадает орел, субъект отправляется в контрольную группу и не получает ничего. Если решка – субъект попадает в группу и получает определенное вмешательство (например, новые лекарства).

Через некоторое время вы сравниваете состояние обеих групп. Если есть разница, вы понимаете, что эта разница возникла из-за вмешательства. Таким образом мы можем подтвердить одно объяснение и исключить другие. Это основа науки.

Рандомизированные контролируемые эксперименты – очень мощный метод, но часто он недоступен для экономистов. Действительно, было бы неэтичным отказывать определенной группе людей в доступе к образованию или более высоким зарплатам ради науки. Что делать в таком случае? Нужно быть креативным!

Кард, Ангрист и Имбенс популяризировали идею "естественных" экспериментов. Она заключается в том, что "монетку бросает" природа, а не исследователь. В этом случае нет чистого эксперимента, но можно вплотную приблизиться к нему.

Например, благодаря случайности один ребенок может получить лучшее образование, чем другие дети. Это может показаться невероятным, но это случается постоянно.

Предположим, что в школе установлено максимальное количество детей в классе – распространенная политика во многих странах, – но имеющееся количество детей несколько выше, чем этот максимум. Это значит, что школа должна открыть два класса с меньшим количеством детей, что обычно значит лучшее образование, потому что учитель может уделить каждому ребенку больше времени.

Почему количество детей лишь немного выше максимального? Обычно это из-за случайных факторов. Итак, из-за влияния сил природы у нас возникает случайная вариация в качестве образования. Одна группа детей учится в относительно большом классе, так как количество детей здесь немного меньше максимального. Другая группа детей учится в двух маленьких классах, потому что их общее количество было немного выше максимального.

Мы можем проследить за этими двумя группами детей на протяжении длительного времени и увидеть, каким образом качество образования влияет на их заработки и научные достижения. Используя такой дизайн исследования, Ангрист установил причинно-следственную связь между размером класса и качеством образования.

Другой классический пример.

Что происходит, если поднять размер минимальной зарплаты? Стандартная теория предполагает, что занятость может снизиться из-за роста цены труда. Это кажется интуитивным, однако как это можно доказать? Мы не можем провести эксперимент, в котором одна группа людей получает больше денег за ту же работу. Это было бы несправедливо. Однако представьте, что у вас есть два соседних села, одно из которых находится в области А, а второе в области Б. Если область А решает повысить минимальную зарплату, а область Б – нет, возникает естественный эксперимент. Села почти одинаковые, кроме того, что они находятся в разных областях. Мы можем проследить, как изменится занятость в этих селах со временем.

Дэвид Кард использовал эту идею, чтобы установить причинно-следственный эффект минимальных зарплат. В начале 90-х в американском штате Пенсильвания подняли минимальную зарплату, а в штате Нью-Джерси – нет. Кард сравнил занятость в ресторанах быстрого питания в соседних городах по обе стороны границы между штатами.

В отличие от предсказаний стандартной теории, ученый обнаружил, что повышение минимальной зарплаты повысило занятость! Этот вывод заставил переосмыслить, как функционирует рынок труда.

Эти примеры показывают, что с определенной долей удачи и креативного мышления, можно приблизить экономику к естественным наукам и доказать (или опровергнуть) теорию с достаточной степенью точности.

Достаточно ли одного естественного эксперимента, чтобы опровергнуть наши аргументы? Возможно, нет. Но рассмотрев много природных экспериментов (в разных странах, в разное время), мы можем построить прочную основу для наших знаний и разрабатывать политики, основанные на данных.

Кард, Ангрист и Имбенс чрезвычайно влиятельны. Они показали, что экономика – не "диванная" наука. Добросовестные и изобретательные экономисты могут написать достоверные эмпирические работы и протестировать теорию так же, как представители других наук.

Такое мышление было революционным в экономике, и поэтому вполне заслуживает Нобеля!

Колонка предоставлена платформой "Вокс Україна"