Олег Гез (фото: пресс-служба Укрнафты)

20 мая наблюдательный совет Укрнафты неожиданно для всех остановил конкурс на должность председателя компании. На эту должность без конкурса на неопределенный срок он назначил действующего и.о. Олега Геза - одного из 179 претендентов на это кресло, которых отобрало для Укрнафты рекрутинговое агентство Boyden.

Олег Гез занял должность и.о. предправления Укрнафты в марте 2019 года. Его назначение - часть пакетной сделки между акционерами компании - Нафтогазом и группой компаний, которых представляет Игорь Коломойский

Договоренность предполагала, что Нафтогаз за счет компенсации от Кабинета министров рассчитается перед Укрнафтой за 2 млрд спорных кубометров газа и выкупит у нее дополнительно еще 2 млрд кубов будущей добычи. За счет вырученных денег Укрнафта должна была погасить налоговый долг на 30 млрд грн. А затем - избрать нового главу.

Сделка до сих пор не реализована - Кабмин не принял идею акционеров Укрнафты. Тем не менее, набсовет продолжал готовиться к выбору нового предправления, пока в мае конкурс внезапно не остановили. Инициаторами выступили представители миноритариев. Их предложение неожиданно поддержал один из представителей НАКа - Ярослав Теклюк. Всего в набсовет Укрнафты входят 11 человек - три от Нафтогаза, два от миноритарных акционеров и шесть независимых.

LIGA.net отправила письма семерым членам набсовета Укранфты (как независимым, так и представителям акционеров с обеих сторон) с просьбой раскрыть причины остановки конкурса.

Вот четыре мнения тех, кто либо согласился ответить, либо уже это сделал в социальных сетях.

Елена Макеева, независимый член наблюдательного совета Укрнафты

Решение остановить конкурс и назначить Олега Геза главой правления [Укрнафты] было вынесено на заседание набсовета комитетом по назначениям. После долгой дискуссии это решение поддержали 6 из 11 членов набсовета.

Я голосовала против. Был ли сговор? Не могу утверждать, у меня нет доказательств. В тоже время само решение, как и результаты голосования, выглядят очень странными и порождают немало вопросов. Пройти такой серьезный путь отбора, дойти до short list и остановиться перед самим финалом, ссылаясь на изменения текущей экономической ситуации, звучит неубедительно.

Я не являюсь членом комитета по назначениям, в процедурах отбора участие не принимала. Однако с полной уверенностью могу сказать, что никто из членов набсовета никогда не высказывал замечаний к организационной части конкурса. Наоборот, в адрес членов комитета по назначениям всегда звучали слова благодарности и высокие оценки их работе.

Предложенное комитетом решение состояло из двух частей: первая – остановить конкурс в связи с изменениями текущей экономической ситуации, вторая – назначить Олега Геза главой правления Укрнафты. Разделить эти два вопроса и голосовать за них по отдельности нам не разрешили. Я не юрист, не могу утверждать, правильно это или нет. Однако у многих членов Набсовета возникал вопрос – почему Олег Гез и почему вне конкурса? Не исключаю, что результат голосования мог быть другим, если бы эти два вопроса рассматривались отдельно.

К сожалению, у Олега Геза даже не спросили, хочет ли он получить кресло главы правления таким способом. Условия трудового договора, цели, задачи, KPIs с ним точно не обсуждались. Поэтому мы не знаем, на какой срок Олега выбрали руководителем.

Юрий Витренко, глава наблюдательного совета Укрнафты, представляет интересы Нафтогаза

Большинство членов набсовета Укрнафты проголосовало за остановку конкурса с формулировкой "из-за изменения экономических условий". Называлось, прежде всего, падение цен на нефть.

Могу также отметить, что никто из членов набсовета на заседании, где обсуждался этот вопрос, не высказывал никаких критических замечаний касательно конкурса. Наоборот, звучали только позитивные оценки.

Конкурс проходил в соответствии с лучшими стандартами корпоративного управления. В заявлении Нафтогаза [что конкурс не соответствовал европейским стандартам] была приведена недостоверная информация, на основании которой делались ложные выводы. Поэтому для меня очевидно, что это все надуманные обвинения.

При этом перед Олегом Гезом пока никаких условий и целей не поставлено. Члены набсовета, которые голосовали за его назначение, говорили, что это будет следующим шагом.

Назначение главы правления без конкурса не соответствует договоренностям с миноритарными акционерами, которых представлял Игорь Коломойский.

Андрей Бойцун, независимый член наблюдательного совета, глава номинационного комитета Укрнафты

Конкурс был на 95% завершен, и на набсовете работу нашего комитета очень хвалили. Но часть членов набсовета аргументировали необходимость остановить конкурс изменением экономической ситуации - пандемией COVID-19 и падением цен на нефть. Кроме того, их беспокоила неразрешенность сделки с налоговым долгом компании, хотя там был определенный прогресс.

У представителей мажоритарного акционера [Нафтогаза] такой аргументации ранее никогда не было, но тут вдруг один из них [Ярослав Теклюк] высказал позицию о том, что конкурс больше не нужен. Претензий к самому конкурсу он не высказывал, но сказал, что просто не видит в нем больше необходимости. Это и привело к перевесу в набсовете, благодаря которому было принято решение.

И тут вдруг Нафтогаз через неделю с лишним после заседания набсовета, на котором было принято решение остановить конкурс, оправдывает это решение тем, что, оказывается, конкурс был не такой. 28 мая Нафтогаз опубликовал пресс-релиз, в котором оправдывал остановку конкурса. И только на следующий день, 29 мая, Нафтогаз направил Укрнафте информационный запрос с вопросом о том, как проходил конкурс. Если Нафтогаз уже сделал свои выводы, то зачем им эта информация? Я вижу здесь поломку во внутренних коммуникациях Нафтогаза, но это можно по-человечески понять и исправить.

По поводу назначения Олега Геза. Набсовет даже не спросил у него, хочет ли он, чтобы его назначили, не определил задачи, зарплату, KPI. Оценку его работы до сегодняшнего дня тоже еще не сделали.

Аргументы, которые были высказаны, опять же, опирались на изменение экономической ситуации – и в этой ситуации, мол, лучше оставить действующего и.о. Правда, непонятно, зачем назначать человека на постоянной основе, если он и так больше года работает и.о. Его же никто не предлагал уволить до решения вопроса по новому руководителю. Изменение экономической ситуации из-за COVID-19 – явление временное, так зачем тогда назначать человека постоянно?

Ярослав Теклюк, член наблюдательного совета Укрнафты, представляет интересы Нафтогаза

Из сообщения на странице в Facebook

Неделю назад наблюдательный совет Укрнафты проголосовала за прекращение конкурса по отбору кандидатов на председателя правления Укрнафты и назначение Олега Геза председателем правления.

Я как представитель Нафтогаза в наблюдательном совете Укрнафты тоже проголосовал за такое решение. Отмечу две детали, которые меня смутили.

Несмотря на то, что к конкурсному отбору привлекли известное международное рекрутинговое агентство, при формировании финалистов отбора, комитет по назначениям и вознаграждениям решил не прислушиваться к рекомендациям специалистов, а положиться на свою собственную экспертизу. При этом [комитет] включил в список финалистов кандидатов от акционеров, один из которых даже вообще не проходил оценки рекрутерами, что, по моему мнению, подрывает саму идею независимого и профессионального конкурса.

Отдельным сюрпризом было узнать, что среди финалистов есть кандидат от мажоритарного акционера - Нафтогаза, которого Нафтогаз никогда не выдвигал и о выдвижении которого не подозревал. Этот кандидат, с высокой вероятностью, не попал бы в перечень финалистов, если бы не имел статуса "кандидат от Нафтогаза". [Юрий Витренко утверждает, что кандидат, о котором идет речь, уже проходил конкурс в другой "дочерней" компании Нафтогаза, его кандидатуру предложил он и некая международная рекрутинговая компания].

Решение [остановить конкурс] соответствовало моему убеждению и предотвратило возможные манипуляции. Назначение Олега Геза по сути не изменило текущей ситуации, поскольку Олег Гез теперь руководит компанией.

ДОПОЛНЕНО. После публикации материала пресс-служба Укрнафты опубликовала пресс-релиз с комментариями еще трех членов набсовета компании. Двое из них ранее не ответили на вопросы LIGA.net.

Публикуем короткие версии их ответов.

Павел Загороднюк, независимый член наблюдательного совета Укрнафты

Процесс поиска CEO был начат еще осенью прошлого года. До начала 2020 года эта работа шла в штатном режиме. Однако високосный 2020 год принес такие изменения и проблемы, на которые мы не рассчитывали. Не выполнилось газовое соглашение с Нафтогазом, упали до критического уровня объемы продаж нефти из-за невозможности проводить аукционы, пандемия COVID-19, падение цены на газ и тому подобное.

Но конкурс по отбору СЕО продолжался. На первом этапе был разработан так называемый "длинный" список из более 170 кандидатов. На втором - составлен "короткий" список из 26 кандидатов. На финальном этапе отбора обрабатывали список "А" (5 опытных кандидатов), список "Б" (4 менее амбициозных, но перспективных кандидатов), а также двух отдельных кандидатов, предложенных непосредственно акционерами.  

На финальном этапе в формате двухчасовых онлайн-интервью оценивались все без исключения предлагаемые кандидаты. Но среди финалистов, к сожалению, не было кандидатов, в которых большинство членов комитета были бы уверены, что они способны провести быстрые и эффективные реформы при существующих кризисных условиях.

Начиная еще с марта месяца, неоднократно на заседаниях комитета я говорил, что Олега Геза нужно избрать председателем компании и остановить конкурс. Работая с ним почти год, у меня сложилось впечатление о нем, как о профессиональном и системном руководителе.

Андрей Процык, независимый член наблюдательного совета Укрнафты

На сегодня Укрнафта оказалась в ситуации глубокого экономического кризиса. Она была вызвана как внешними факторами - пандемия СOVID-19, закрытием границ, так и внутренними – неэффективные государственные аукционы по продаже нефти, исторический налоговый долг и тд.

В короткий список [кандидатов] попали достойные и действительно опытные люди, но их назначение требовало много времени (от 3 до 6 месяцев) для адаптации, в условиях, когда у самой Укранфты такого времени нет.

В таком контексте назначение Олега Геза [руководителем Укрнатфы] для меня является оправданным. У наблюдательного совета к нему не было никаких претензий, он управлял компанией на профессиональном уровне.

Из соображений конфиденциальности я не буду называть фамилии кандидатов, но действительно были кандидатуры от Нафтогаза и миноритарных акционеров. К ним не было никакого особого отношения или преференций…

Я считаю, что новый конкурс будет объявлен, когда изменятся обстоятельства, которые стали основанием его остановки. Надеюсь, что этой зимой, а возможно и раньше, набсовет сможет вернуться к этому вопросу.

Яна Мануилова, представитель миноритарного акционера в наблюдательном совете Укрнафты

Набсовет остановил конкурс на предправления Укрнафты по рекомендации комитета по вопросам назначений и вознаграждений. При принятии этого решения, мои коллеги достаточно четко обосновали причины и мотивы. Это были объективные факторы, на которые не влияли ни миноритарные акционеры, ни мажоритарные.

Еще три месяца назад ситуация на рынке начала развиваться не в том направлении, который прогнозировался в начале конкурса. Кульминацией стало беспрецедентное падение мировых цен на нефть на фоне такой же беспрецедентной пандемии COVID-19.

Решение наблюдательного совета – логическая и взвешенная реакция на эти обстоятельства. Остановка конкурса обсуждалась наблюдательным советом еще в апреле этого года. Да, среди представителей Нафтогаза [в набсовете] не было единодушия, но позиция каждого – атрибут коллегиального органа. 

В наблюдательном совете в последнее время не все решения принимались единогласно.