Зеленский - Путин. Коллаж LIGA.net

21 декабря Россия и Украина объявили о принципиальной договоренности подписать новый контракт на транзит газа в Европу. 

Чтобы продолжить прокачку российского газа, обеим сторонам до конца года нужно подписать еще как минимум четыре соглашения, отказавшись от взаимных денежных и судебных претензий в арбитраже.

Дорожная карта подробно описана в "Протоколе встречи", под которым подписались министр энергетики и экологии Алексей Оржель и его российский коллега Александр Новак. Согласно документу, 29 декабря Газпром должен погасить свой "стокгольмский долг" в $2,9 млрд, а Нафтогаз и Антимонопольный комитет Украины - отказаться от $12 млрд претензии в арбитраже и отменить штраф на 172 млрд ($7,4 млрд. - Ред.) Газпрому за злоупотребление на рынке транзита.

Что думают эксперты и аналитики о потенциальной сделке? LIGA.net собрала три важных мнения об условиях будущего транзита.

Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Concorde Capital

Протокол – это победа. Хотя бы потому, что Газпром согласился заплатить Нафтогазу $3 млрд. Как мы можем убедиться, получить деньги по законному решению суда от российской компании совсем непросто. А также, потому что выросли шансы на продолжение транзита российского газа в течение пяти следующих лет. И объем транзита не особо важен, так как тарифообразрование по транзиту устроено таким образом, что прибыль оператора ГТС особо не зависит от объема транзита.

Для окончательной оценки, конечно же, нужно дождаться полного выполнения протокола, в том числе выплаты компенсации Газпромом и установлениz ставки транзита, которая устроит все стороны. В конце концов, нужно будет убедиться, что транзит российского газа не будет прекращен с января 2020 года по каким-либо причинам. В то же время, по транзиту газа остаются вопросы.

Главный вопрос: почему в отношениях Газпрома и украинского оператора ГТС появился посредник - Нафтогаз. Получается, что договор о транзите газа будет заключен между Газпромом и Нафтогазом. Соответственно, не совсем понятны две вещи. Во-первых, какие гарантии по объему транзита чрез Украину даст сам Газпром, так как в меморандуме об этом ничего не написано. А во-вторых, какие риски может нести Нафтогаз, выполняя контракт с Газпромом, при этом не контролируя ни оператора ГТС, ни тарифную политику ГТС, ни Газпром.

Александр Мартыненко, руководитель подразделения по корпоративному анализу, ICU

Оцениваю результаты договоренностей Нафтогаза и Газпрома как позитивные для украинской экономики. Из-за большой неопределенности в исходе переговоров, многие ожидали гораздо большего сокращения объемов транзита, часто озвучивались ожидания сокращения на 50%.

Фактически же удалось добиться сокращения на 20% - до 65 млрд куб. м в следующем году, при этом тариф на транзит, вероятно, вырастет.

В результате торговый дефицит вырастет в 2020 году до $13,5 млрд, что меньше нашей прежней оценки в $14,1 млрд. А по итогам 2019-го он может составить $12,2 млрд. В отношении же к ВВП, торговый дефицит, по нашим прогнозам, сократится до 7,4%. Устранение рисков прекращения транзита или значительного сокращения его объемов улучшают экономические перспективы на 2020 г. Более того, устранение этих рисков может привести к более низким ценам на газ на европейском рынке, что также играет на руку Украине.

Денис Саква, аналитик Dragon Capital

Транзит снижается, но остается на ближайшие пять лет. А если запуск Северного потока-2 значительно задержится, то падение транзита (с 2021 года с 65 млрд до 40 млрд – Ред.) может быть и ниже прописанных объемов. Но все равно транзит даст возможность эксплуатировать ГТС в расчетном режиме, а тарифы для внутренних потребителей на транспортировку газа будут ниже.

Не удивлюсь, если тарифы НКРЭКУ на транспортировку будет выше того, что Газпром заплатит (Нафтогазу, как организатору транзита – Ред.). То есть Нафтогаз в течение 2020 года может нести убытки, которые МГУ (компания Магистральные газопроводы Украины – Ред.) должен компенсировать, заплатив за переданную ГТС.

По моему мнению, Протокол написан очень расплывчато с точки зрения обязательств Газпрома по транзиту. Возможно их специально вынесли за рамки протокола. Но, если дела обстоят так как сказали на пресс-конференции, то для экономики Украины будет позитивный эффект, по сравнению с отсутствием договоренности. А снижение напряженности в газовых отношениях Украина-Россия снимет давление на цены на газ в Европе, что для нас тоже позитивно.