Бери, но не плати: нефтяное эмбарго России – не очень хорошее решение. Есть лучший метод
Самый быстрый способ остановить войну России против Украины, кроме открытого применения войск НАТО на поле боя, — это исчерпание ресурсов РФ для финансирования войны.
Около 60% российских доходов – это продажа энергоресурсов: нефти, газа и угля, и Евросоюз готовится ввести эмбарго на российскую нефть.
Это непопулярный, но необходимый шаг, который больно ударит по промышленности и может лишить работы миллионы европейцев. Эти потери безусловно стоят выигрыша – мира и благополучия на европейском континенте. Но действительно ли это лучший и единственный выбор? Мы думаем, что нет, и предлагаем альтернативу – просто прекратить платить.
Значительная, но временная мера
Если Европа введет эмбарго, это будет значительная, но временная мера – ее внедрение на постоянной основе будет выстрелом себе в ногу.
В идеале эмбарго должно истощить финансы России и продолжаться по крайней мере, пока она не выведет все свои войска из Украины. Даже без дополнительного давления это должно произойти, по разным оценкам, в течение 2-7 месяцев, то есть быстрее, чем произойдет полное введение эмбарго.
После этого эмбарго нужно отменить – прежде всего, чтобы помочь экономике Европы, а во-вторых, чтобы превратить часть российских экспортных доходов в репарации, которые можно использовать для восстановления Украины.
Между тем Россия получит мощные стимулы для перенаправления потока нефти на восток, прежде всего в Китай, который сейчас покупает около ⅓ российских экспортных энергоносителей, хотя и со скидкой 30%.
К моменту действия эмбарго Россия может увеличить эту скидку до 50% или даже продавать по себестоимости. Когда же эмбарго будет отменено и экспорт нефти в Европу возобновится, его объемы не вернутся к довоенному уровню. Это не только уменьшит размер возможных репараций, но и сделает Россию еще более независимой от Украины и коллективного Запада.
Есть лучший вариант
Запад продолжает покупать российскую нефть. Однако до конца войны платежи будут накапливаться на специальном счете в Европейском центральном банке. Но в отличие от механизма репараций, в таком случае Россия вообще не получает доступ к этому счету до окончания боевых действий и вывода своих войск из Украины.
У такого подхода множество преимуществ, поскольку означает значительно меньшие затраты (экономические и политические) для Европы и обеспечивает лучшие перспективы для Украины и Запада.
Действительно, между перенаправлением своей нефти в Китай со скидкой 50% или продолжением ее продаж в Европу по полной цене с отсроченной (на несколько месяцев) оплатой, Россия может выбрать последнее. Особенно учитывая, что первый вариант предполагает значительные фиксированные расходы. Это также создаст дополнительные стимулы для России как можно быстрее вывести свои войска, поскольку $500 млн, ежедневно попадающих на счет в ЕЦБ, — довольно значительная сумма, чтобы ее можно было игнорировать.
Сценарий с эмбарго не содержит такого дополнительного стимула, а он, безусловно, выгоден также и Украине. В то же время европейские налогоплательщики и бизнес не увидят взлета цен на газ до небес, поскольку импорт нефти будет продолжаться.
Конечно, всегда существует ненулевой шанс, что Россия откажется от соглашения, сожжет мосты и прекратит экспорт на Запад. В таком случае мы возвращаемся к описанному выше варианту эмбарго. Разница только в том, что теперь решение примет Россия, а не Европа.
Такой враждебный шаг сплотит, а не разделит, европейских налогоплательщиков, что с политической точки зрения имеет преимущества над эмбарго, наложенным Европой, а также будет приемлемым вариантом для евроскептиков вроде Венгрии.
Такой сценарий бесспорно возможен, однако его вероятность не является стопроцентной. Хотя Европа до сих пор должна быть экономически готова к эмбарго, ей не следует вводить его самой.
Колонка написана в соавторстве с Франком Гантером, профессором Университета Лихая, предоставлена Вокс Украина