О коленях и локтях. Почему надо благодарить Александра Лукашенко
"Если бы мы хотели поставить вас на колени, мы бы сделали это в течение суток вместе с нелюбимым вами президентом Владимиром Путиным. Мы бы перестали поставлять вам горюче-смазочные материалы и завтра на вилах бы повыносили и Владимира Зеленского, и всех остальных", — сказал 9 августа Александр Лукашенко. – "Вы (Украина. – Ред.) так ведете себя, извините, несколько подленько. Мы никогда подло себя не вели. Года два назад Володя Зеленский звонит: "Слушай, нечем урожай убирать, топлива нет". А у нас Мозырский завод как раз в августе был остановлен на техническое обслуживание. Я запретил останавливать завод, раскрутили и поставили вам тысячи тонн ГСМ. Это что, не шаг? Все забыто..."
Я хочу обратить внимание на два аспекта. Первый: сам факт такого заявления. До вчерашнего дня Александр Григорьевич никогда не задевал тему высоких поставок нефтепродуктов в Украину, тем более в таком тоне. И знаете почему? Потому что бизнес любит тишину. Весьма дискуссионный вопрос, кто кого спасает: Беларусь Украину своими поставками топлива или Украина спасает Беларусь, так как является единственным ликвидным экспортным рынком?
Сначала об одолжениях.
Белорусский лидер вспомнил о событиях 2019 года, когда команда только что избранного Владимира Зеленского ввела пошлину на поставки российского дизеля по нефтепродуктопроводу ПрикарпатЗападтранс, тот остановился и страна оказалась с перспективой нехватки продукта в разгар сезона. Беларусы ремонт перенесли, а также подняли из хранилищ порядка 300 000 т дизтоплива. Сработали неплохо. Но, во-первых, тот продукт украинские компании купили за живые деньги, а, во-вторых, будучи неплохими коммерсантами, сябры прикрутили на ажиотаже небольшую, но долларов на 10-15 премию. Получилось весьма взаимовыгодное сотрудничество.
С таким же успехом Зеленский мог бы сейчас выйти и сказать, что когда Кремль перекрыл Беларуси поставки нефти в первом квартале 2020 года, Украина спасла Мозырский НПЗ от остановки, согласившись подать нефть с Южного. Хотя это был и есть контракт между беларусами и азербайджанцами, а мы неплохо заработали и зарабатываем на транзите (хотя можно было бы качать и побольше, скажем прямо).
Ну, и, пожалуй, главное. Со следующего года белорусскому топливу будет закрыт путь в Европу, Украина остается единственным кормильцем если не всей белорусской нефтянки, то Мозырского НПЗ – самого современного в стране, в который республика засадила больше $2 млрд инвестиций.
Кстати, тоже интересный момент. Последние 10 лет Украина покупает ежегодно в Мозыре минимум 3,5 млн т нефтепродуктов. На каждой тонне наш рынок дает цену лучше, чем при экспорте в Европу – в среднем на $50/т лучше. Таким образом, за 10 лет Украина дала заводу $1,75 млрд дополнительной выручки. Фактически его модернизация, которой по праву гордятся наши соседи, во многом произошла за наш с вами счет. И теперь вот нам говорят про "колени". Обидно.
Или вот: беларусы поставляют нефтепродукты в Украину без каких-либо квот и пошлин, а для украинского топлива Беларусь закрыта… Процитируем оратора: "Это что, не шаг? Все забыто..."
Вернемся к перспективам. Европейские санкции ограничили белорусским нефтепродуктам направления продаж в трех направлениях: внутренним рынком республики, СНГ и Украиной. Первые два перелиты топливом, остается Украина. По итогам семи месяцев 2021 года, доля Минска на украинском рынке бензина – 50%, дизтоплива – 35%, битума – 50%. Поставки дизтоплива выросли в этом году на 40% (до 1,4 млн т), заместив в частности российские, просевшие из-за смены оператора по импорту ресурсов Роснефти. Санкции могут толкнуть в Украину дополнительные объемы продукта, в частности из Польши, а это еще до 1 млн т. Также избыточными были и остаются объемы бензина.
Стоит ли удивляться, что белорусский лидер заявил, что вводить санкции в отношении Украины не планирует? Разумеется, иначе придется остановить один из двух белорусских НПЗ точно.
Вторым же, куда более серьезным звоночком, стало "мы". Мы с президентом России Владимиром Путиным. Такого "объединения усилий", пускай и только на словах, я тоже не припомню в исполнении бацьки. Ранее многие считали свершившимся фактом возможность Москвы давить на Минск в топливной сфере, но беларусы на деле это всегда опровергали. В 2015 году они отказались закрыть нам поставки авиакеросина вопреки требованиям Москвы, известно и о безуспешных попытках давления на "дизельном" фронте. Но теперь, видимо, ситуация изменилась.
На двоих у россиян с беларусами более 60% рынка по итогам семи месяцев 2021 года, в прошлом году было более 70%. Так что здесь преувеличения нет: могут поставить нас не только на колени, но и на локти.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Смысла душить "золотой" рынок сбыта нет, так что никаких перекрытий поставок не будет. Наоборот, российско-белорусского топлива может стать еще больше, на Западе его продавать все сложнее и сложнее. Нам тоже не нужно делать резких движений, мы не готовы к последствиям.
Во-вторых, надо создавать запас топлива. Ждем законопроект в парламенте этой осенью.
В-третьих, догружать украинские НПЗ. Это значит облегчить (удешевить) поставку сырья с моря и выровнять конкуренцию. В свете вышеупомянутой дальнейшей экспансии над протекционизмом следует задуматься отдельно.
В-четвертых, пора кончать с теневым топливным рынком. Это создаст дополнительный стимул и спрос для легальных НПЗ (см. пункт 3).
В–пятых, сделать более конкурентоспособной поставку топлива с моря, потенциал огромный.
В-шестых, обратить внимание и проработать новые каналы поставок, в частности из Польши. Поляки могут задействовать свои порты и через систему трубопроводов подать продукт в Украину. Предварительные прикидки показывают, что цена не будет рыночной, особенно если поставить на поток.
В-седьмых…
Таким комплексом мероприятий можно выстроить принципиально иной рынок. После этого разговоры о "коленях" и мысли о "локтях" быстро улетучатся. Не надо злиться на Лукашенко, он в очередной раз помогает нам осознать собственные проблемы.