Ограничение цен не поможет. Три шага, чтобы сломать нефтяную и газовую иглу России
Международный клуб правительств семи высокоразвитых стран мира – G7 – был организован после нефтяного кризиса 1973 года для поиска совместных решений по урегулированию глобальных вызовов.
Повестка дня нынешнего 48-го саммита G7, состоявшегося с 26 по 28 июня 2022 года в Германии, фактически признала, что основным вызовом для человечества является преступный режим России, имеющий целью разрушить единство ЕС и НАТО для экономической экспансии КНР из-за войны на европейском континенте, глобального продовольственного кризиса и рецессии.
Справка.
Россия получила 93 млрд евро доходов от экспорта энергоносителей за первые 100 дней полномасштабной войны РФ против Украины, причем ЕС по-прежнему остается крупнейшим покупателем российских газа и нефти.
Лидеры Большой семерки продемонстрировали единство не только в заявлениях, но и в плане дальнейшего противодействия российской агрессии, в первую очередь в оборонной сфере и масштабной поддержке Украины.
В части экономических мер прозвучала идея относительно эмбарго на продажу российского золота, которое преимущественно импортировалось (88% или 206 тонн от всех поставок в 2021 году) в Великобританию.
От такого санкционного ограничения российские компании не получат ориентировочно $20 млрд.
Также рассматривались разные идеи для ограничения доходов государства-агрессора от продажи нефти и природного газа.
Уточнение. Сразу отмечу, что любая форма сотрудничества с агрессором недопустима и проигрышна в стратегическом измерении. Остается надеяться, что такой подход либо пересмотрят, либо он будет краткосрочным и будет действовать на период установления полной импортонезависимости от российских углеводородов.
Ценовые ограничения
Итак, в отношении российского газа рассматривается введение ценового ограничения (price-cap) на объемы, поступающие трубопроводным транспортом на европейский рынок. В то же время поставки через LNG-терминалы будут контрактоваться по рыночной цене. В основу такого концепта положена гипотеза, что Россия согласится на фиксированную цену сбыта из-за отсутствия альтернативных рынков реализации, что приведет к уменьшению объемов финансирования агрессора и частичной стабилизации цены на спотовом рынке ЕС.
Как следствие, все категории европейских потребителей должны получить природный газ по более доступной цене, что позволит замедлить темпы инфляции и стабилизировать социальные настроения в части уровня коммунальных платежей.
На самом деле Россия приняла решение перейти к активной фазе ресурсной войны и в ближайшее время полностью остановить поставки газа на европейский рынок. Потому такое предложение агрессор проигнорирует, а сам факт предложения использует против ЕС.
Следовательно, если противодействовать эффективно агрессору, то в части природного газа – это альтернативные источники и энергоэффективное потребление.
Аналогичное ценовое ограничение предлагается ввести по поставкам российской нефти. Гарантом сохранения фиксированной цены должны стать международные страховые компании, которые в противном случае потеряют лицензию.
Такая санкционная модель также не заработает по трем причинам:
Во-первых, весь российский танкерный флот (80 судов) засертифицирован компанией Совкомфлот (крупнейшая российская судоходная компания и один из мировых лидеров в морском транспорте углеводородов. – Ред.) в Индийском реестре судоходства (IRClass). При этом вряд ли правительство Индии после очередного заседания группы BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) пойдет навстречу партнерам из G7.
Во-вторых, российская нефть может уже сегодня беспрепятственно отгружаться в иностранных портах по рыночной цене – ведь остальная часть танкеров агрессора переоформлена и ходит под флагами ОАЭ, Греции и Либерии.
Кроме того, договоры купли-продажи российской нефти заключают в оффшорной зоне Кипра.
В третьих, Россия возглавила современное пиратство и использует танкеры без регистрации или выключает трекеры на легальных судах во время перевалки нефти.
В общем, это создает угрозы для безопасного мореходства.
Что же делать
Более действенным вариантом сдерживания цен на российскую нефть может стать или исключение агрессора из формата ОПЕК+ (после этого российская нефть марки Urals будет стоить менее $25), или создание картеля семи высокоразвитых государств-потребителей нефти, который будет объединять 35% мирового спроса.
Такого веса потребления G7 будет достаточно для установления ценового фарватера, которого придется придерживаться странам BRICS.
Три шага, чтобы избавиться от зависимости
Первый шаг по созданию картеля потребителей нефти – это совместная декларация и внесение изменений в антимонопольное законодательство США и ЕС. Второй шаг – расторжение всех действующих контрактов на поставку российской нефти и заключение новых – с картелем семи высокоразвитых государств-потребителей нефти.
Третий шаг – расширение картеля прежде всего из состава стран-участниц Международной консультативной группы по вопросам обороны Украины, впервые собравшейся 26 апреля 2022 года на военной базе Рамштайн.
В заключение: свобода победит рабство, в том числе ценовое.